Сценарий праздника "Синичкин день" с презентацией для начальной школы
Сценарий мероприятия для младших школьников "Покормите птиц зимой!"
Цель: пропаганда идей охраны птиц Задачи: расширение знаний об экологических праздниках в России; воспитание чувства любви и милосердия ко всему живому; воспитание у учащихся активной жизненной позиции в сфере экологической и природоохранной деятельности; вовлечение обучающихся в творческую и практическую деятельность по охране и защите зимующих птиц; приобщение школьников к организации практической деятельности в области охраны перелетных птиц; организация совместной деятельности детей и родителей.
Ход мероприятия
Ведущий (Слайд 1) Несколько лет назад в России появился еще один экологический праздник – Синичкин день. Он создан по инициативе Союза охраны птиц России и отмечается 12 ноября.
(Слайд 2) История этого праздника уходит корнями в далекое прошлое. В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника. По народным приметам, именно к этому времени синицы, предчувствуя скорые холода, перелетали из лесов ближе к человеческому жилью и ждали помощи от людей.
В этот день жители разных населенных пунктов страны готовятся к встрече «зимних гостей» – птиц, остающихся на зимовку в наших краях: синиц, щеглов, снегирей, свиристелей.
(Слайд 3) Наши предки замечали: если птицы целыми стайками появлялись у дома, значит, вот-вот грянут морозы. А еще в этот день наши наблюдательные предки предсказывали погоду по особым приметам: если синица свистит – быть ясному дню, если пищит – быть ночному морозу, собирается много синиц на кормушках – к метели и снегопаду.
(Слайд 4) Кстати, название «синица» произошло вовсе не от синего оперения этих птиц, как многие могут подумать. Свое имя они получили за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: «Зинь-зинь!» или «Синь-синь». (Звук синички)
Раньше в старину в Синичкин день гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба — то будет в доме достаток.
- Ребята, а какие приметы вы узнали о синичках (дети называют подготовленные дома приметы)
Синица пищит – зиму вещит, холод накликает.
Если синица свистит — это к ясному дню, если пищит — к ночному морозу.
Синица кричит утром – к морозной ночи, вечером свистит – к ясному дню.
Синицы появляются стайками около домов – жди холодов.
Пойманная в руки синица сулит воплощение в жизнь самых смелых мечтаний.
Стучит в окно синица – к доброму известию, подарку.
Когда сядет на руку синица, нужно загадать желание, и если птаха подаст голос – загаданное сбудется.
Поймать во сне синицу – знак преодоления неприятностей, достижения целей
- А поговорки о синицах? (Дети перечисляют)
Не много зинька ест — пьет, а весело живет.
Невелика птичка синичка, а свой праздник знает.
Подкорми птиц зимою — послужат тебе весною.
Интересный факт о синицах Ведущий: (Слайд 5) Синица считается одной из самых популярных птиц в нашей стране. Достаточно вспомнить пословицу: Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Специалисты-орнитологи утверждают, что именно полет синицы, а не ястреба, журавля, аиста или вороны — это яркий пример экономного расхода сил и энергии. Именно поэтому птички-синички летают с огромной скоростью, но при этом довольно редко взмахивают крыльями.
(Слайд 6) Синичья семья «многодетна», в ней бывает до 15 птенцов. За сутки синица кормит своих птенцов тысячу раз (до 60 раз в час) без дополнительной подкормки человеком из 10 синиц к весне выживают только две;
У многих людей возникает закономерный вопрос — а чем, собственно, кормить синичек? Ребята, а вы узнали какое любимое лакомство у синиц? (Дети отвечают) «синичкины лакомства»: несоленое сало, нежареные семечки тыквы, подсолнечника или арахиса, зерна гречки, белый хлеб.
Ведущий: Действительно, зима – трудное время для птиц, особенно если она суровая и многоснежная. Голодная птица сильно страдает от холода. Нужно поддержать птиц зимой. Давайте поможем нашим пернатым друзьям пережить это суровое время года: сделаем кормушки, приготовим корм — позаботимся о них, ведь как мы узнали - зимняя подкормка птиц довольно старая традиция.
Ход акции «Изготовление экологических кормушек»
Для работы нам понадобились: белый хлеб, мука, семечки, хлопья овсяные, крупа.
Предварительно изготавливаем мучной клейстер. Муку с водой перемешиваем до густоты сметаны. Потом ставим на огонь и варим, постоянно помешивая, некоторое время. Контролируйте густоту смеси. Клейстер готов!
На основу из куска белого хлеба наносим мучной клейстер, оставляя дырочки для лент свободными. Слой должен быть достаточно густой, чтобы зерна и хлопья немного утопали в нем. Насыпаем на эту основу сам корм, немного прижимая его пальцами.
Сразу фигурку переворачивать не следует. Нужно дать подсохнуть минут 20. После этого наносим клейстер на оборотную сторону и выкладываем узор. Теперь заготовка должна хорошо высохнуть, до затвердевания клейстера. Осталось вдеть в дырочки ленты или веревочки и эко-кормушка готова!
Вывешиваем на улице, привязывая к веточкам деревьев. Если ветер сорвет и унесет - не беда. Кормушка не засоряет природу.
Ход акции «Изготовление информационных листовок о подкормке для зимующих птиц»
Сбор информации о пользе птиц для экологии и человека.
Сбор информации о пище для птиц.
Изготовление информационных листовок совместно с родителями.
Раздача листовок на улицах нашего села.
Итог: Акция вызвала большой интерес у детей и родителей, они с удовольствием откликнулись и приняли активное участие в ней. Кормушки для птиц получились очень яркие, интересные, разнообразные. Теперь у наших пернатых друзей зимой будет птичья столовая. Дети через беседы, познавательные занятия и наблюдения узнали о различных видах птиц своей местности, после этой акции они очень близко познакомились с синичками.
Классная идея с изготовлением экологических шкатулок вместе с родителями, и раздача листовок на улице. Как здорово что сценарии выходят за рамки кабинета, в котором они пишутся, и видно что дети и родители с удовольствием участвуют в акции!
Маргарита,все верно, нужно с детства приучать, но «ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Можно хоть 100 классных часов провести, но если родители не будут развивать и поддерживать - результата не будет. А тут,с родителями вместе! Здорово!