Предмет: окружающий мир, 1 класс
Тема: Когда появилась одежда?
Цели деятельности педагога: познакомить с историей создания одежды, с разнообразием современной одежды; воспитывать интерес к предмету посредством использования средств ИКТ.
Тип урока: изучение новых знаний.
Планируемые результаты образования
Предметные: познакомиться с историей одежды, разнообразием современной одежды; научиться подбирать для некоторых случаев подходящую одежду.
Личностные: воспитывать ответственное отношение к своему внешнему виду, использовать свои жизненные наблюдения и творческие способности в процессе работы над темой урока.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий):
Познавательные: сравнивать виды тканей, выявлять общее; сравнивать разные виды одежды; придумывать свои модели.
Регулятивные: формулировать тему и учебную задачу урока с помощью учителя; принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в соответствии с установкой учителя и самостоятельно оценивать правильность их выполнения.
Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками в парной деятельности; слушать собеседников, участвовать в диалоге и строить свои высказывания в процессе обсуждения по теме урока.
Формы и методы обучения: фронтальная, парная, индивидуальная, объяснительно-иллюстративный.
Образовательные ресурсы: учебник для 1 класса «Окружающий мир» А.А. Плешакова; рабочая тетрадь на печатной основе; образцы тканей, вата, увеличительное стекло, клей, цветные карандаши, карточки с национальными костюмами.
Технические средства обучения: презентация Microsoft PowerPoint «Когда появилась одежда?»; ноутбуки; мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир» 1 класс.
Конспект урока
I. Организационный момент
Обращение учителя: «Ребята! Давайте, как гостеприимные хозяева поприветствуем гостей, которые к нам сегодня пришли. Повернитесь к ним, тихонечко поздоровайтесь. Улыбнитесь и аплодисментами пожелайте друг другу хорошего настроения»
II Мотивация и целеполагание
В начале урока учитель предлагает детям вспомнить, как построен учебник «Окружающий мир», из чего он состоит? (Он состоит из разделов)
«С каким разделом учебника мы сейчас работаем?
На какие вопросы из этого раздела мы уже получили ответ?» (Когда жили динозавры? Когда изобрели велосипед? Когда ты станешь взрослым?)
«Какое одинаковое слово встречается в этих вопросах?»
(Учитель вывешивает на доску слово «когда», которое является ключевым для дальнейшей работы)
Слайд 1. «Посмотрите на экран. Что вы видите?» (на экране: шуба, платье, рубашка, шарф, шапка)
« Как назвать это одним словом?» (Одежда)
(Учитель вывешивает на доску карточку со словом – ОДЕЖДА)
«Посмотрите, ребята, на доске уже открыты два слова из нашей темы. Попробуйте теперь закончить сами формулировку темы урока»
Дети формулируют тему урока.
Слайд 2. Тема урока «Когда появилась одежда?»
Учащиеся с помощью учителя определяют вопросы, на которые должны ответить в ходе изучения новой темы.
На доске учитель открывает вопросы.
«Из чего делают одежду?
Зачем нужна одежда?
Какая бывает одежда?»
III. Изучение нового материала
1. Учитель сообщает о том, что мы снова окажемся в прошлом, и оттуда будем двигаться в настоящее. « Как вы думаете, куда мы попадём?»
Учащиеся высказывают свои предположения.
Слайд 3. «Посмотрите на экран. Кого вы видите?» ( Первобытные люди)
«Где жили древние люди? Из чего они делали себе одежду? Для чего им нужна была одежда?» Ребята отвечают на вопросы учителя, обобщают сказанное.
Сообщение учителя: «Сначала люди просто связывали и обматывали шкуры вокруг тела. Спустя какое-то время шкуры научились связывать и переплетать. Постепенно человек научился обрабатывать шкуры и выделывать их. Одежда стала тоньше и могла закрыть всё тело. Кроме шкур, материалом служили листья, трава и даже кора деревьев: ее вымачивали и отбивали до размягчения, пропитывали маслом и раскрашивали. Охотники и рыболовы использовали для изготовления рыбью кожу, птичьи шкурки»
2.
Работа в паре
Практическая работа №1.
«Шло время, и люди научились делать ткани». Учитель предлагает учащимся рассмотреть и потрогать образцы тканей, определить все ли они одинаковые, или отличаются. ( Ткани разные: гладкие и ворсистые, лёгкие и тяжёлые, тёплые и прохладные, плотные и редкие)
Учитель предлагает детям узнать тайну тканей. Через увеличительное стекло, ребята рассматривают образцы и выясняют, что ткани состоят из переплетённых нитей.
«А кто же переплёл эти нити?» Выслушиваются ответы учащихся.
Слайд 4. (ткацкий станок) « Это сделал ткацкий станок. А раньше, тысячи лет назад, ткач протаскивал поперечную нить между продольными с помощью заостренной палки. Отсюда, кстати, и само слово «ткач»: он ведь тыкал палкой с поперечной нитью то в одну сторону, то в другую. Убери из слова «тыкать» букву «ы»... Какое слово получилось? Ткать!»
Практическая работа №2.
«Ткань из нитей ткут, а сами нити, откуда берутся?»
Учащимся предлагается взять кусочек ваты, смочить его и, скручивая, немного растягивать. Дети узнают, что скручивая короткие волоконца в длинную нить, они занимались прядением.
Слайд 5. (веретено, прялка, прядильные машины) «В древние-предревние времена нить тоже скручивали пальцами. Потом изобрели веретено, а затем и прядильный станок. А сейчас нити прядут, то есть скручивают из волокон, огромные прядильные машины. Не только хлопчатобумажные нити, конечно, но и шерстяные, и льняные»
«Итак, из далекой древности мы продвигаемся вперед. Человек из шкур переоделся в ткань. Подумайте, как из куска ткани сделать себе одежду не сшивая её».
Слайд 6. ( древние греки в туниках) Дети высказывают свои предположения и приходят к выводу, что это ещё не та одежда, к которой мы привыкли, и подходит она только для тех стран, где всегда жарко.
Самоконтроль по здоровью
Слайд 7. ( рыцарь, средневековые женщины и мужчины) «Время шло, и люди научились шить красивые наряды, придумали шарфы и шляпы. Рассмотрите людей. Кого они вам напоминают?» Учащиеся высказывают своё мнение, описывают одежду и приходят к выводу, что изменилось назначение одежды. Кроме защиты от холода, жары, дождя, насекомых, в одежде появилась красота. Также появился особый вид одежды для защиты в бою.
3.
Работа с картинками
У детей картинки с национальной одеждой. Предлагается рассмотреть картинки, определить, что на них изображено. Узнать из каких вещей состоит русский национальный костюм.
Слайд 8. ( национальные костюмы) «И у мужчин, и у женщин одежда была достаточно свободной, чтобы удобно было двигаться. Но рубахи и сарафаны обязательно подпоясывали. Повседневная одежда была чаще всего белого цвета, так как ткань не красили. В холодное время года надевали шубы, а на голову — меховые шапки. Руки защищали от холода рукавицами. Бояре и царь носили такую же одежду, но сшита она была из дорогих тканей, имела яркую расцветку»
IV Физкультурная минутка
4.
Фронтальный опрос
Ребята отвечают на вопросы учителя о современной одежде. «В чем мы с вами ходим сегодня? Отличается ли одежда по временам года? Что мы одеваем зимой? Что — весной и осенью? Что — летом?» Вывод: выбор одежды зависит от времени года и погоды.
«Мы с вами выяснили, что одежда бывает разной и зависит от погоды. Что еще повлияет на выбор нами одежды?»
Слайд 9. ( разнообразная одежда) С помощью проблемных ситуаций, предложенных учителем, дети приходят к выводу, что для каждого случая нужна своя одежда.
5.
Работа в парах с применением мультимедийного приложения к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир» 1 класс.
Задание № 1. «Дайте названия одежде для разных случаев» Выполненное задание проверяется.
Задание № 2. «По костюмам догадаться о профессиях людей. Нужно провести стрелочки от названий профессий, к картинке соответствующей данной профессии.» Дети делают вывод, что такая одежда называется профессиональная.
6.
Самостоятельна работа
После ответов на вопросы учителя, дети выясняют, что бывают такие ситуации, когда человек может надеть любую одежду. Учащиеся работают в тетрадях на печатной основе. Помогают детям, пришедшим на маскарад найти свои головные уборы. Выполненное задание проверяется.
V. Закрепление пройденного
1.
Творческая работа
После обобщения полученных знаний, детям предлагается придумать и нарисовать свою модель современной одежды.
После завершения работы ребята рассказывают о своих моделях: что хотели показать, что необычного в модели, куда можно пойти в этой одежде. Работа оценивается слушателями.
VI. Итог урока
Учитель предлагает, используя полученные на уроке сведения, ещё раз ответить на вопросы: «Из чего делают одежду? Зачем нужна одежда? Какая бывает одежда?» Учитель обращает внимание детей на то, как правильно относиться к своей одежде, как ухаживать за ней, чтобы она была опрятной и долго служила нам. Высказывания учащихся обобщаются.
VII. Рефлексия. Оценивание результатов.
«Что особенно понравилось на уроке? В чём каждый был успешен на уроке?»
Оценивают с помощью светофора свою работу на уроке.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока окружающего мира для 1 класса
Конспект урока по «Развитию речи и коммуникации» в 0 классе коррекционной школы
Конспект урока окружающего мира в 1 классе. Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
Урок по окружающему миру 1 класс
Похожие статьи:
Конспект урока окружающего мира в 1 классе
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме «Мои помощники – органы чувств»
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме «Почему нужно есть много овощей и фруктов?»
Рассказ про одуванчик, 2 класс. Окружающий мир
Рассказ про кувшинку для 2 класса. Окружающий мир