Квест-игра по развитию речи для старших дошкольников «Составление описательного рассказа о зиме»
Цель: закрепить умения составлять описательный рассказ с использованием разных типов предложений (простых и сложных) с опорой на схематичные изображения;
Задачи:
- развивать навыки составления сложноподчиненных предложений;
- закреплять умение подбирать определения к заданным существительным,
- активизировать употребление противоположных слов,
- воспитывать чувство взаимопомощи и умения слушать друг друга,
- расширять и пополнять словарь,
- воспитывать у детей умение выслушивать, не перебивая, мнение своих товарищей.
Оборудование и материалы: Интерактивная доска, презентация, запись голоса, корзинка со снежинками, ведерки со снежками, коробка, 2 подноса, картинки с изображением одежды, мольберт, сундук, различные изображения снеговиков, картинки – части мнемотаблицы.
Ход ОД
1. Орг момент.
Ребята, посмотрите на экран, кто к нам сегодня пришел?
(на экране презентация, анимированный снеговик загадывает детям загадки и ставить задачу)
Снеговик: Здравствуйте, ребята! Я веселый снеговик, к снегу, холоду привык!
Послушайте мою загадку:
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, -
Значит, к нам пришла …
(зима)
Верно ребята – это зима, мое самое любимое время года! Я хотел вам сегодня про зиму рассказать, но очень к вам спешил и потерял все мои любимые картинки и без них я не смогу этого сделать. Осталась только одна, вот она. Помогите мне, пожалуйста, верните мне их!
(запись голоса)
Воспитатель: Ребята, скажите, попробуем помочь Снеговику? Давайте внимательно посмотрим, где же может быть первая картинка?
(дети ищут цифру 1 и под ней спрятана первая картинка). А вот и первая картинка, посмотрите, которая была у Снеговика. Давайте посмотрим, какое следующее задание нам нужно выполнить, чтобы найти следующую картинку Снеговика
(дети ищут где прикреплена цифра 2)
2. Игра «Скажи наоборот» (у доски)
У доски стоит корзинка, вся в снежинках, на ней прикреплена цифра 2. На дне лежит 2 картинка
Воспитатель: Мы сей час с вами поиграем в
игру «Скажи наоборот». Будьте внимательны, слова называйте громко и чётко. За каждый ответ вы будете получать снежинки и сделаете для снеговика снежную полянку у доски.
Вопросы к детям:
- Летом дни жаркие, а зимой-…
- Весной лёд на реке тонкий, а зимой-…
- Летом дни длинные, а зимой-…
- Снег мягкий, а лёд-…
- Летом солнце теплое, а зимой-…
- Одни сосульки длинные, а другие-…
Воспитатель: Хорошо, много снежинок заработали, положите их у доски. Смотрите ребята, а под снежинками, в корзинке, лежит вторая часть нашей схемы
(один ребенок берет вторую картинку и прикрепляет ее на мольберт).
3. Игра «Скажи какой»
Воспитатель: ребята, а куда же нам дальше идти?
(ребята ищут по группе цифру 3. На ковре стоят 2 ведерка со снежками, каждый ребенок берет по 2 снежка, кидает снежок в корзину и отвечает на вопрос, который задает воспитатель).
- Снег какой?.
(белый, белоснежный, блестящий, серебристый, холодный, рыхлый, глубокий, грязный)
- Зима какая?.
(снежная, холодная, морозная, студеная, русская, теплая, продолжительная, запоздалая, голодная….)
- Мороз какой?.
(сильный, крепкий, лютый, трескучий, жестокий, легкий).
Воспитатель: Ребята, вы хорошо справились с заданием и смотрите, на дне ведерка еще картинка
(ребенок прикрепляет картинку на мольберт).
Куда же нам дальше идти?
4. Игра со снеговиком «Зимние забавы» (физкультминутка)
Воспитатель: ребята, Снеговик предлагает нам немного отдохнуть и поиграть с ним.
Как зимой нам поиграть
(Пожать плечами)
Будем мы снежки кидать,
(Лепим и бросаем)
Бабу снежную лепить
(Катаем ком, лепим)
И на горку воду лить
(Имитация движений)
Будем мы на лыжах мчаться,
(Ноги пружинят, руки отталкиваются).
На коньках по льду кататься,
(Руки за спину, скользящий шаг)
Мы на санках понесемся,
(присесть,качаемся в стороны,руки держат веревку)
А потом домой вернемся
(Шагаем маршевым шагом)
Воспитатель: мы так здорово, играли, что даже не заметили, как нашли еще одну картинку.
5.
Игра за столом «Выбери правильно»
На столе коробка в картинками и 2 подноса, на первом прикреплена картинка солнышка, на втором – снежинка. Дети делятся на 2 команды, первая команда выбирает только зимнюю одежду, а вторая команда летнюю и кладут ее на свои подносы. В конце игры воспитатель, вместе с детьми, проверяют правильно ли выполнено задание.
Воспитатель: молодцы, ребята, и с этим задание очень быстро и правильно справились. А где же здесь может быть спрятана картинка?
(ребята с помощью воспитателя находят картинку, которая прикреплена к одному из подносов внизу. Картинку вешаем на мольберт).
6. Игра «Составь предложение»
Воспитатель: Куда же нам дальше идти?
(ребята находят цифру шесть на большом сундуке, украшенном снеговиками. Когда дети открывают сундук, то в нем находят много снеговиков. Каждый берет снеговика, отвечает на вопрос и ставит его у снежной горки).
Воспитатель: как все непросто и интересно зимой, сможете ли вы мне объяснить почему?
(Дети продолжают предложения, объясняя почему.)
- Утром кругом было белым-бело, потому что ….
(наступила зима, ударили морозы, ночью шел снег и т. д.)
- Люди одеты в теплую зимнюю одежду, потому что
(на улице морозно, холодно, кругом лежит снег и т. д.)
- Лисе и волку зимой трудно найти себе добычу, потому что
(многие звери впали в спячку и их не отыскать под толстым слоем снега, снег заметает следы зверей, заяц сменил серый мех на белый…и т. д.)
- Дети любят зиму, потому что ….
( зимой можно играть в различные зимние забавы: лепить снежную бабу, играть в снежки, кататься на коньках, санках и лыжах, строить снежную крепость; зимой наступает праздник «Новый год» и Дед Мороз дарит всем подарки и т. д.)(На дне сундука лежит последняя картинка. Ребята прикрепляют ее на мольберт)
7. Молодцы ребята, собрали все картинки. Смотрите, что у нас получилось
(на экране мнемотаблица по составлению рассказа о зиме)
Составление описательного рассказа о зиме
Примерный рассказ по опорной схеме.
Вот и наступила зима. Идет снег, дует холодный ветер, солнце не греет. Люди одели теплую зимнюю одежду. Взрослые чистят снег, а ребята им помогают. Птицам голодно зимой. Люди вешают им кормушки и насыпают корм. Многие звери впали в спячку, сладко спит в своей берлоге медведь. Лишь голодный волк да рыжая лиса бродят по лесу в поисках добычи, но зайчика им сейчас сложно поймать, он сменил свою серую шубку на белую. Перелетные птицы давно улетели, а те, что остались зимовать прячутся от холода, лишь хорошо видны на белом снегу снегири да синички. Люди достали зимнюю одежду, обувь, теплые шапки и рукавицы. Ах, как хорошо зимой. Наконец-то можно играть в снежки, кататься на санках, лыжах и коньках, строить снежную крепость и лепить снеговика.
Слушаем 3-4 рассказа по желанию детей.
Итоги
Вы все хорошо отвечали на вопросы, выполняли задания, помогли нашему Снеговику найти его любимые картинки и рассказали про зиму. Вот какая удивительная у нас зима!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект экологической беседы в детском саду в старшей группе: «Как звери зимуют»
Экскурсия в зимний лес. Старшая группа
Конспект занятия по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе на тему «Встреча
Конспект ОД по пластилинографии в детском саду в старшей группе по теме "Зимующие птицы. Снегирь"