Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Использование нетрадиционных методов и приемов в музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста как средство развития эмоциональной сферы

Использование нетрадиционных методов и приемов в музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста как средство развития эмоциональной сферы
«Если в раннем детстве донести
до сердца красоту музыкального произведения,
если в звуках ребёнок почувствует
многогранные оттенки человеческих чувств,
он поднимется на такую ступеньку культуры,
которая не может быть достигнута
никакими другими средствами».
В. Сухомлинский


Жизнь не стоит на месте: она неумолимо движется вперед, а вместе с ней происходит и развитие современного мира, который постоянно модернизируется и дополняется новыми элементами. Современный окружающий мир уже не тот, что был еще пару веков назад. Мировоззрение человечества – понимание общих процессов, взгляды на жизнь вообще, сильно изменились. Сегодня на Земле практически не осталось уголков, куда бы не добрались происки цивилизации. Человечество постоянно наращивает темпы своего интеллектуального, технического совершенствования. А потому и развитие современного мира происходит такими же быстрыми темпами.

Нынешнее столетие относится к информационной эпохе. Многие виды работ, непосредственно связаны c высокими технологиями, что неизбежно приводит к обезличиванию эмоций. Несомненно, цифровизация дает большое преимущество для человечества в расширении его кругозора, мы можем посетить виртуальные музеи, всемирно известные выставки, побывать в гуще исторических событий, окунуться в мир музыки любого концертного зала. Но есть одно большое НО – цифровизация стирает эмоции! Вектор воспитания сдвинулся в сторону интеллектуального развития, а не эмоционального. Считаю, что проблема эмоционального благополучия ребенка, развития его эмоциональной сферы формирование «умных» эмоций, является одним их самых актуальных. Современные дети более интеллектуально развиты и вместе с тем инфантильны, возникают сложности с выражением своих чувств и эмоций. Глобализация дает много возможностей, однако и очень многое забирает. Мы не слышим живой звук, не можем прожить тех эмоций, так как «цифра» лишила нас их. Нас окружают цифровые пианино, электронные скрипки, цифровые картины. Даже развивающие игрушки сейчас цифровые. А где же живые эмоции? Где ребенку испытать эти эмоции?

Огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка – это и есть собственно эмоция. Музыка переносит нас из сферы видимости – в сферу чувств, из области предметных образов – в область бесплотных звуков, из царства зрения в царство слуха. Предметом музыки становится непосредственно слышимая «жизнь души», интонационно выраженные переживания и чувства людей, заключенный в них жизненный смысл. Наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть), не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.

Благодаря детскому саду у ребенка есть возможность прикоснуться к эмоциям и живому звуку. Ведь на музыкальных занятиях я даю возможность детям почувствовать звук: мы поем, играем на музыкальных инструментах, отрабатываем ритмический рисунок и все это происходит в реальном времени.
Психолог Л.С. Выготский в «Педагогической психологии» писал: «Можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать».

Задача музыкального руководителя – научить детей слышать и слушать музыку, обогатить представления детей о разнообразии человеческих чувств, выраженных в музыке, приобщить к выразительной передаче настроения заданного образа посредством рисования, мимики, жестов, движений, а также с помощью выполнения музыкально-ритмических заданий (этюдов, инсценирования песен, стихов, образных танцев).

Проблема формирования восприятия музыки нашла свое отражение в работах педагогов: В.А. Сухомлинского, В.Н. Шацкого, Б.В. Асафьева; психологов Б.М. Теплова, Е.В. Назайкина. Значение музыки в развитии детей подчеркивают в своих исследованиях отечественные педагоги: Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова и другие.

Как известно, эмоциональная отзывчивость на музыку, развиваемая у детей в процессе музыкальной деятельности, напрямую связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как: доброта, умение сочувствовать другому человеку. В своей работе использую следующие виды деятельности, которые позволяют расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир, обрести уверенность в себе. Продуманное применение различных методов и форм работы повышает эффективность занятий, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка.

Также мои занятия помогают совершенствованию активных самостоятельных двигательных навыков, интеллектуальной деятельности, зрительно-моторной координации. Именно поэтому одним из приоритетных направлений своей работы я выбрала формирование чувственного принятия музыки, посредством арттерапии:
• Слушание музыки с рассматриванием картин, рисунков, фотографий, чтением художественных произведений, этюдов и упражнений на моделирование эмоциональных состояний.
• Пение с использованием нетрадиционных техник рисования (штампами, салфетками, ватными палочками и др.).
• Музыкально-ритмическая деятельность с использованием творческих заданий.
• Игра на детских музыкальных инструментах с прослушиванием аудиозаписей и видеозаписей.

Методические приемы, используемые в работе по развитию эмоциональной сферы дошкольников в процессе музыкальной деятельности:
• Придумай название музыкальному произведению (создаются условия для возникновения собственных представлений, основанных на собственном эмоциональном опыте. Ребенок как бы «извлекает» из музыкального произведения свое, близкое ему, а не то, что вложил композитор).
• Найди слова: ласковые, красивые, сказочные, грустные… (используя «Словарь эмоций, чувств, образов»).
• Опиши словами образы, созданные музыкальным произведением.
• Найди сходство и различие при прослушивании двух музыкальных произведений на одну тему, но разных авторов.
• Передай свои чувства, настроения, мысли с помощью цветовых пятен, линий, форм, используя картины известных художников.
• Подбери музыку для озвучивания стихотворения (можно предложить два контрастных музыкальных фрагмента).
• Подбери инструменты.
• Определи «Какого цвета музыка?».
• Нарисуй свои впечатления.
• Нарисуй ритм музыки различных жанров.
• Создай пластический, хореографический образ музыкального произведения (при помощи рук, танца, импровизации).

Результатами моей работы стали укрепление интереса и желания к занятиям музыкой, совершенствование специальных музыкальных способностей, навыков в области пения, драматизации, повысился уровень творческой активности, самостоятельности детей, возросла инициатива.

В настоящее время мною создана копилка дидактических игр и музыкальных этюдов, способствующих художественно-эстетическому и эмоциональному развитию детей.

Такого рода занятия помогли детям научиться выражать свои чувства с помощью эмоций, проживать различные образы. Все это способствовало обретению детьми своей цельности, неповторимости и индивидуальности. Ребенок осознает, что музыка – это и есть тот ключ к проявлению индивидуальности.

Библиографический список:
1. Михайлова М.А. Игры и упражнения для музыкального развития. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Ярославль: Академия развития, 2008. – 240с.
2. Нестьев И.В. Учитесь слушать музыку. - Изд. 3-е. - М.: Музыка, 2007. – 63 с.
3. Художественное творчество в детском саду / Под редакцией Н. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 2004. – 374 с.

Похожие записи:

Из опыта работы музыкального руководителя ДОУ. Использование нетрадиционных методов и приемов в музы Уголок настроения в детском саду своими руками. Оформление Сказка как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста Опыт работы музыкального руководителя ДОУ. Работа с дошкольниками в музыкально-игровой деятельности
Знакомство детей дошкольного возраста с русскими народными музыкальными инструментами | Фольклор в жизни младших дошкольников
Опубликовано: 68 дней назад (18 марта 2022)
Просмотров: 127
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!