Из опыта работы музыкального руководителя ДОУ. Знакомство детей дошкольного возраста с русскими народными музыкальными инструментами
Автор: Александрина Вероника Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР – д/с «Чайка» г. Абакана
Описание: материал будет полезен педагогам ДОУ, родителям и студентам педагогических факультетов.
Дошкольный возраст является периодом, очень благоприятным для закладывания у ребенка тех нравственных черт, отношения к окружающей жизни, которые необходимы современному человеку. Входя в мир народной музыки инструментов, ребенок подсознательно ощущает «зов предков».
Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии, формы «пронизывают» его насквозь. Ребенок осознает, что он является неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Играя в ансамбле, оркестре на музыкальных инструментах, приносит радость от общения с красотой, помогает лучше узнать особенности прикладного искусства русского народа.
Знакомство с народными традициями, изучение народных инструментов способствует формированию у маленького человека национального самосознания.
Уже в глубокой древности музыкальные инструменты играли немаловажную роль в воспитании детей.
Первыми музыкальными инструментами в жизни ребенка были звуковые игрушки – трещотки, погремушки, жужжалки, бубенцы и т.д. При создании детского инструментария, основанного на традиционных русских народных и авторских образцах, важно учитывать его педагогическое и духовное воздействие на процесс музыкального восприятия.
Именно народные инструменты дети считают привлекательными для своих начальных занятий музыкой.
Игра на народных инструментах создает предпосылки для приобщения детей к культурным ценностям своего народа, их изучения и творческого освоения. Народные инструменты оказывают влияние на воспитание чувства любви к самобытной культуре своего народа.
Музыкальное воспитание дошкольников рекомендуется начинать с обучения игре на различных шумовых инструментах, освоения на них простейших ритмических рисунков. Знакомство с соотношениями различных длительностей позволяет накопить и развить первоначальный опыт слухового восприятия. Напрягая органы слуха сначала только для восприятия и повторения разнообразных ритмов, дети постепенно получают представления о других видах музыкальных соотношений: динамических, темповых, тембровых, тональных, ладовых. У детей формируется потребность в самостоятельном мышлении и анализе [1, с. 17].
Начинать обучать игре на народных музыкальных инструментах надо как можно раньше. В народной педагогике в качестве первых музыкальных инструментов для детей использовались звучащие игрушки: свистульки, жужжалки, погремки. Кроме того, существовал так называемый ряд инструментов «одного дня» – свистульки из акаций и одуванчиков, дудки из тростника, соломы, бересты, которые дети делали сами.
Маленькие дети с интересом изучают балалайку, гусли, рожок, свирель, гармонь. Конечно же дошкольников больше привлекают те инструменты, с которыми легче, им наиболее доступны шумовые, ударные инструменты: различные варианты игры на двух ложках, трещотках, бубне, рубеле, колокольчиках, пастушьей доске, коробочке, ветряке, колотушке и других.
Параллельно нужно рассказывать детям в доступной форме, что это за инструмент и зачем он был нужен, из породы какого дерева он был изготовлен. Например, трещотка в словаре Даля описана так – «снарядец для стуку, бряку, для пугания птиц в садах» [3, с. 95]. Этот инструмент несложен в изготовлении и освоении, украшался лентами, бубенцами, бумажными цветами.
Детям нравились и их любимые погремушки. В словаре Даля они описаны так – «погремушка, гремушка, побрякушка, гремок, погремок – детская игрушка разного вида, которая стучит, гремит». Погремушка делалась из бересты, дерева. Рыбьего пузыря, гусиного или утиного горла с горохом.
На Руси традиционно любили звон колокольчиков и бубенчиков. Их прикрепляли к детской погремушке, бубну, гармошке, к дуге и уздечке лошади. Звон бубенцов нёс радость и оберегал от напастей и сглаза. Форма и размеры их были разнообразны, как и названия – балабончик, гремок, погремок, громышок, колоколец, гормотунчик, глухарь, ширкунок, ширкунец, ширкунчик».
Детям очень понравился
инструмент, который называется «
дрова». Он представляет собой ряд скрепленных между собой расколотых пополам (в длину) деревянных чурочек и по звучанию напоминает ксилофон. При обучении игре на музыкальных инструментах можно использовать свистульки разных видов и величин, и дети с удовольствием подражают пению птиц.
Наибольшие трудности у детей вызывает
игра на ложках. Партия ложкаря, также как и умение держать две ложки в одной руке, даются детям нелегко. При этом ложки являются наиболее любимыми музыкальными инструментами у дошкольников. Обучение игре на ложках нужно начинать с самых простых приёмов. Особенно хорошо дети запоминают приёмы, которые придумали сами. Названия приёмов помогают детям ориентироваться в исполнении произведения.
В процессе работы важно использовать следующие методы и приемы:
1. Словесный (рассказ, беседа, объяснение).
2. Наглядно-слуховой (исполнение произведения музыкальным руководителем и фонограмма).
3. Наглядно-зрительный (показ инструментов).
4. Игровой.
На занятиях детям очень интересно играть в музыкально-дидактические игры.
Игра «Веселый оркестр» – где каждый смог сыграть свое соло, а радости не было предела.
Игра «Угадай, на чём играю». Руководитель играет на инструменте, а кто из детей угадал инструмент, выходит и играет на нём. Конечно же, важно брать доступные для игры музыкальные инструменты.
Очень увлекает детей игра в
лото «Музыкальные инструменты». Дети видят картинки инструментов, угадывают их и непроизвольно запоминают.
Также интересны музыкально-дидактические игры: «На чём играю?», «Музыкальный домик», «Ритмическое лото», «Весёлые матрёшки», «Три медведя» и другие [2, с. 25].
На музыкальных занятиях важно слушать и профессиональное исполнение на инструментах. Но так как дети еще очень малы и быстро утомляются, то и слушать рекомендуется детские произведения, например: «Погремушки» М. Раухвергера, «Барабан» Г. Фрида, «Треугольник» Т. Шутенко, а также русские народные мелодии: «Как у наших у ворот», «Камаринская» и другие.
Известно, что
дети очень любят отгадывать загадки. В работе по знакомству дошкольников с музыкальными инструментами часто используется и этот жанр народного творчества. Также загадки способствуют развитию логического мышления, воображения.
Таким образом, систематичность в подходах к работе, варьирование разнообразных методических приёмов, планомерное выполнение поставленных задач, последовательное изучение новых русских народных инструментов, многократное использование знакомого репертуара, постепенное усложнение его, дифференцированный подход к детям, помощь музыкального руководителя, заинтересованность родителей – всё это позволило достичь положительных результатов в приобщении детей к русским народным инструментам.
Библиографический список
1. Бударина Т.А., Корепанова О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 115 с.
2. Вопросы методики музыкального воспитания детей. – М.: Музыка, 1975. – 128 с.
3. Энциклопедический словарь юного музыканта / Сост. В.В. Медушевский, О.О. Очаковская. – М.: Педагогика, 1985. – 352 с.
Рекомендуем посмотреть:
Общеразвивающие упражнения под музыкальную дорожку для детей 5-7 лет
Игровые методы и приёмы для развития музыкального восприятия у детей дошкольного возраста
Консультация музыкального руководителя для родителей в детском саду
Фольклор и его роль в творческом развитии детей