Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста на занятиях в фольклорном кружке

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста на занятиях в фольклорном кружке
Описание материала: материал будет полезен педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям дошкольников,студентам педагогических факультетов.

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
Музыкальный слух развивается при разучивании песен, при игре на инструментах и при слушании музыки. Умение детей петь без сопровождения и вступать в любой заданный тон без предварительного повторения звуков вслух является хорошей тренировкой и воспитанием внутреннего, слуха, то есть умения как бы про себя слышать музыку и ее отдельные элементы. Именно внутренний слух помогает предварительно слышать то, что надлежит исполнять, тем самым обеспечивая стройность пения. Активизация всех компонентов музыкального слуха ребенка – одна из важнейших задач музыкальной педагогики и самая существенная сторона в практическом обучении. Подбирая песни для детей дошкольного возраста, нужно придерживаться дидактического требования постепенного усложнения интонационной и ритмической трудности песен. Объём звуков мелодии песен не должен превышать возможностей певческого диапазона голоса ребёнка. У детей 3-4 лет – это всего 4-5 звуков, у детей 6-7-летнего возраста он расширяется до октавы. Среди детей дошкольного возраста встречаются дети и с меньшим диапазоном голоса. Такие дети (если они не гудошники) могут петь в ансамбле. Сажать их нужно на стульчиках рядом с поющими детьми, которые их будут как бы «тянуть» за собой. При разучивании песен педагогу приходится мелодию подыгрывать на фортепиано, хотя это и не лучший способ показа. Лучше, чтобы дети «снимали» песню с голоса педагога, так, как это бывает в подлинно народном пении. Однако чистоты интонирования в этом возрасте добиться будет трудно, поэтому приходится прибегать к помощи фортепиано (или баяна).
На музыкальных занятиях необходимо постоянно включать в работу слушание музыки, так как оно отвечает за уровень эмоционального развития детей, а так же способствует накоплению музыкально-ассоциативных основ [1].
Прежде всего, необходимо помнить о том, что любое музыкальное произведение дети должны слушать, не отвлекаясь ни на что другое. Главное, конечно, вызвать у них желание слушать. Нужно научить детей внимательно следить за тем, что происходит в музыке, от самого начала до самого её завершения, не упуская из виду появление нового настроения, нового чувства.
На первых порах не следует слушать крупные музыкальные сочинения, так как можно потерпеть неудачу. Ведь навык слежения слухом за звуками ещё не выработан и внимание недостаточно дисциплинировано. Поэтому лучше выбирать для слушания небольшие произведения. Это может быть вокальная музыка (музыка для голоса или инструментальная) которая исполняется на различных музыкальных инструментах. Прислушиваясь к музыке, необходимо привлечь внимание детей к тому, что бы услышать и различить динамические оттенки музыкальной речи, определить, делают ли они выразительным исполнение музыкального произведения.
Конечно, слушать вокальную музыку легче, ведь текст всегда подскажет, о чём хотел сообщить композитор, какими мыслями хотел поделиться. В инструментальной музыке слов нет. Но от этого она не становиться менее интересной. Задачей педагога в проведении прослушивания такой музыки становится – научить детей различать музыку, изображающую что-либо (какое-то движение в жизни, в природе: мчащийся поезд, скачущую лошадь, прыгающего зайца, кукующую кукушку, светлое утро, восход солнца, ласковую маму и т.д.), характер и настроение музыкального произведения, а так же понимать жанровую характеристику (колыбельная, плясовая, хороводная.)
Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений. Чем чаще слушаешь уже знакомые произведения, тем они с каждым разом всё больше и больше нравятся. Но всегда нужно слушать музыку внимательно, не отвлекаясь, вдумчиво.
Музыка есть выражение некоторого содержания в наиболее прямом и непосредственном смысле – эмоционального содержания. Ритм – одно из выразительных средств музыки. Следовательно, музыкальный ритм всегда является выражением некоторого эмоционального содержания.
Ребенок, начиная с первого года своей жизни, встречается с многочисленными формами ритмических действий, и сам принимает участие в них. Он играет, прыгает, танцует, связывает игровые движения с декламацией стихов, пением песен. Во всем этом ребенок проявляет свои ритмические склонности и развивает ритмические способности. Играющий ребенок бессознательно использует основные ритмические величины (четверти, восьмые). Педагог может хорошо использовать ритмичность детей и построить на этой основе уже сознательную музыкальную работу. Во время занятий по развитию у детей чувства ритма никоим образом нельзя создавать для них больших трудностей. Следует помнить, что было легко для ребенка в процессе игры, то и позднее на занятиях не будет для него трудным. Педагог должен стремиться к тому, чтобы дети выполняли ритмические задания охотно, и образность восприятия ритма в играх сохранилась бы и при обучении [2].
Воспитать чувство ритма можно различными путями. Наиболее простая форма – обучение маленьких певцов стройно ходить в такт хороводной песне. Дети, держась за руки, идут по кругу приставным шагом. Сильную долю напева можно связать с приседанием, а слабую – с подъемом. Затем соединить движение шагом четвертными долями, а перебежку – с восьмыми и т.п. В таких простых упражнениях происходит постепенное объединение музыкального ритма с движением, что помогает достичь ритмической и темповой устойчивости. Еще больше отвечают задаче воспитания ощущения ритма распространенные среди детей игры, сопровождаемые песенными припевами с хлопками в ладоши, например игра «Ушки».
Музыка и движение такие же взаимосвязанные понятия, как звук и его ритмическая организация. Как уже говорилось, временное начало, ритмический рисунок составляют основу звуков, а, следовательно, и музыкального образа. Ритм, пульсация, движение, действие – по сути своей характеристики одного и того же. В течение не одного десятка лет педагоги используют движение как средство музыкального развития. Разного характера танцы, музыкальные игры, двигательные игровые упражнения помогают ребёнку понять содержание музыки, освоить её не простой язык.
Чтобы развить у детей чувство ритма, выразительность движения, фантазию и воображение, в занятиях можно использовать и такой педагогический материал, как игры со словом. Особенностью является то, что все эти игры можно проводить без музыкального сопровождения, под мелодизированный текст, который в определённой степени как бы заменяет собой мелодичный напев.
В основе большинства игр – народные тексты. Они особенно удобны для распевного выразительного произношения (интонирования). Наличие мелодичного и ритмичного начала позволяет выполнять движения по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки: прыжки, пружинный и дробный топающий шаг, подскок, переменный шаг, шаг с высоким подъёмом ног, лёгкий стремительный бег.
Текст любой игры можно специально использовать для развития у ребёнка ритма. Его легко воспроизвести в хлопках или, как говорят педагоги, ритмизовать. Современные психологи говорят о том, что музыкальную память можно и нужно развивать. К основным процессам памяти они относят запоминание материала, а также узнавание его и воспроизведение. Благодаря памяти можно определять музыкальные темы и целые произведения при повторном их исполнении, а также воспроизводить отдельные интонации, мелодические обороты и произведения целиком (подчас весьма сложного содержания).
Психологи различают два вида запоминания – непроизвольное, совершающееся без каких-либо усилий со стороны человека и произвольное (благодаря волевому усилию). Непроизвольное запоминание считается наиболее устойчивым. В процессе обучения запоминание постепенно приобретает волевой, целенаправленный характер, переходящий в произвольную его форму. Произвольное запоминание зависит от ряда факторов, в первую очередь от запоминаемого материала. Чем доступнее для ребёнка изучаемый материал, чем больше он вызывает ассоциативных, смысловых и структурных связей, тем интереснее и легче его усвоение и дольше удержание в памяти. Полезно разучивать народные песни со словами, так как слова обычно вызывают дополнительные ассоциации и способствуют лучшему усвоению песенного материала [2].
Говоря о музыкальной памяти, нельзя упустить эмоциональную сторону, которую обеспечивает эмоциональная память, она является одним из самых сложных видов памяти. Известно, что музыка не имеет конкретного внутреннего содержания и расшифровывается с помощью жизненных ассоциаций. Музыкально-ассоциативные основы следует закладывать с раннего детства.
Расширение ассоциативного фонда никогда не следует прерывать. Он усложняется и обогащается в связи с изменением репертуара. Должны появляться различные оттенки чувств: «печально до боли», «в душе печально и светло». Но, главное, любое изменение эмоционального состояния должно иметь свое выражение в душе: «малейшее движение души» проявляется в характере движения, прикосновения, способе интонирования. И пусть эти попытки поначалу будут неуклюжими – важно указать ребёнку нужное направление.
Заключительным этапом в комплексном явлении – музыкальная память – считается слуховая память, она универсальна. Проявление слуховой памяти мы можем видеть в запоминании ритма, мелодии и др. Развивается вместе с общим музыкальным развитием ребенка.
Некоторую сложность в обучении представляют дети – «гудошники», у которых иногда по несколько лет отсутствует контакт слуха с голосом. Часто правильно запомнив песню, они, верно проговаривая ритм, не слышат внешнего звучания мелодии – она у них звучит внутри. Проверить, помнит ли ребенок мелодию, можно с помощью ритма и гармонии.
Песни, рекомендуемые для разучивания на начальном этапе обучения, должны быть очень просты по складу, желательно куплетного или строфического строения, наибольшего диапазона и строиться преимущественно на поступательном движении или с применением небольших скачков (на кварту, квинту). Для этой цели лучше использовать русские народные песни — колыбельные, хороводные, плясовые как наиболее простые по форме и доступные по содержанию.
Способность запоминать и длительно удерживать материал в памяти во многом зависит также от сосредоточенности и от интереса, вызванного в момент восприятия данного материала. Поэтому процесс запоминания у детей дошкольного возраста должен строиться в игровой форме. Игра создает на занятиях атмосферу заинтересованности, а это — залог успешного освоения и более глубокого запоминания данного музыкального материала.
Необходимость включения двигательных упражнений (ходьба под музыку, элементы русского танца, подвижные игры, простукивание разных ритмических фигур) является существенным моментом в музыкальном воспитании ребенка. В то же время нужно иметь в виду, что игры и движение под музыку должны занимать часть урока, чередоваться с разучиванием песен со словами.
Перечисленные выше факторы, от которых зависит произвольное запоминание, очень важны в музыкально-педагогической деятельности, особенно в работе с детьми дошкольных групп. Развитие музыкальной памяти – достаточно серьезный и сложный процесс, т.к. одновременно с развитием музыкальной памяти развивается синтез многих других видов памяти. Развивать музыкальную память желательно с самого раннего детства, но возможно и в более поздние периоды жизни человека.
В работе с детьми нужно постоянно создавать игровую ситуацию и точный показ голосом. Педагог должен обладать актерскими данными, мягкостью характера, незаурядной настойчивостью, огромной искренностью и доброжелательностью.
Певческие органы детей в возрасте от 4 до 7-8 лет находятся в стадии развития и роста. Они только освоили к 4 годам навыки речи. Но вокальная функция у детей еще совсем не развита, и педагог должен очень тонко и разумно побуждать детей к пению. Есть несколько основных принципов и приемов развития певческого голоса у детей.
Эти основные приемы следующие:
1. Четкое произнесение слов, утрируя твердые согласные, в произнесении которых участвуют язык и губы. Эти мышцы очень важны в пении и их следует постоянно развивать.
2. Формирование у детей устойчивой потребности активно использовать речевую функцию. Тем самым мы включаем в активную работу дыхательные и скелетные мышцы, что очень важно для комплексной певческой деятельности. Следует включить еще элемент разных подражательных звуков типа ку-ку, вой ветра, вой волка и целый ряд других приемов на усмотрение педагога. (Гудение шмеля – с – ссссссссс). Это развивает дыхание. Важнейшим фактором успеха является эмоциональное состояние детей, которое должно постоянно поддерживаться педагогом. Переключая детей с одного состояния на другое (веселое, грустное), можно более продуктивно работать без особого утомления внимания детей и голосовых связок.
Далее следует постоянно помнить о развитии связи между слуховыми центрами коры головного мозга и комплексом певческих мышц. Ребенку порой трудно попасть в тон именно из-за отсутствия этой связи. Поэтому многократное повторение короткой попевки или даже одного звука формирует эту связь через слуховой анализатор (уши).
Что касается развития громкости голоса у детей, то это зависит от целого ряда индивидуальных особенностей каждого ребенка. В пении участвуют мышцы всего туловища, и наша задача – развить их у детей. Это делается очень постепенно и со знанием тонкостей этого процесса. Постепенное развитие и включение мышц, участвующих в пении, гарантирует правильное и гармоничное развитие детского голоса [3].
На первых порах в работе с детьми можно встретиться со следующими недостатками:
1. Вокально неподготовленные дети при пении неровно дышат, они словно захлебываются дыханием, поднимая при этом плечи. Такое поверхностное, ключичное дыхание неблагоприятно отражается на звуке, и на организме ребенка. Чтобы ликвидировать этот недостаток, надо сосредоточить внимание детей на диафрагме, просить их взять дыхание «в пояс», спокойно вдохнуть через рот и нос одновременно, плечи при этом спокойно опущены, словом, перенести внимание на работу мышц живота.
2. Подражая взрослым, дети часто стараются громко петь. Они уверены, что громкое пение равнозначно красивому. Надо объяснить им, что качество голоса складывается из разных понятий: тембра, диапазона, ровности звука, техники владения голосом. Процесс пения должен протекать осмысленно. Нельзя разрешать детям кричать, надо научить их петь «на опоре» ровным, непрерывным звуком, тянуть его как можно дольше, без перенапряжения организма. Детей так же, как и взрослых, следует тренировать на вокальных упражнениях, цель которых – развитие голоса и навыков пения. Основные качества детского голоса – легкость и звонкость.
Музыкальное воспитание детей должно быть комплексным – вместе с исполнением песни включать игру на народных инструментах, движение под музыку, танец, сценическое действие. Наиболее часто музыкальные инструменты сопровождают частушки, страдания, игровые, шуточные и плясовые песни. В тоже время музыкальное сопровождение используется при исполнении былин, исторических песен и духовных стихов. В отдельных случаях музыкальное сопровождение выступает в роли основного организующего начала, без которого ни песня, ни пляска не могут состояться. Однако следует помнить, что в певческом коллективе музыкальное сопровождение не должно быть использовано необоснованно и слишком часто, поскольку русская народная песенно-исполнительская культура сложилась, главным образом, как пение а'cappella и накопила именно в этом огромный творческий опыт и уникальные шедевры непреходящей уникальной ценности. Это надо знать и учитывать каждому руководителю.
Список литературы
1.Знакомство детей с русским народным творчеством: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт.-сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова. – СПб.: Детство-Пресс, 1999. – 384 с.
2.Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. – М.: Владос, 1997. – 608 с.
3.Фольклор – музыка – театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программ. – методическое пособие / Под ред. С.И. Мерзляковой. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003. – 212 с.

Похожие записи:

Льноводство в детском саду Мультимедийные технологии в педагогическом процессе в ДОУ Кроссворд для детей 5-7 лет: Музыкальные инструменты в загадках Музыкальная дидактическая игра для детей 5-7 лет
Эстетическое воспитание дошкольников посредством музыки | Работа с музыкальными инструментами в детском саду в младшей группе. Рекомендации
Опубликовано: 1645 дней назад (21 июня 2020)
Просмотров: 655
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3

Нет комментариев. Ваш будет первым!