Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях
Описание материала: педагогам, студентам педагогических и музыкальных факультетов, родителям.
В современных условиях одно из ведущих мест отводится музыке – наиболее эмоциональному виду искусства, глубоко воздействующему на чувства человека. Сделать музыкальное искусство действенным орудием духовного совершенствования людей, средства развития их творческих задатков и интеллектуальных возможностей – насущная проблема сегодняшнего дня. Особенно это актуально в связи с реформой образования, где одной из важнейших задач ставится значительное повышение уровня художественного образования и эстетического воспитания подрастающих поколений.
Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами воспитания. Оно усиливает воспитательный эффект других сторон воспитания через формирование эстетических чувств, эстетической отзывчивости, начальных эстетических и этических понятий и оценок. Все это обеспечивает комплексный подход к гармоническому развитию детей.
Потребность в красоте и доброте у ребенка отличается с его первых дней. Важно, чтобы с детства восприятие красоты сохранилось на всю жизнь, а для этого ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, в деятельности человека, в отношениях между людьми, их поступках, взглядах, суждениях. В самой материальности мира, во взаимодействии его явлений заключена природная основа прекрасного. Постепенно познавая эту красоту окружающего бытия, ребенок обогащает свой внутренний мир, откликается на жизненные явления, отношения, предметы.
Эстетическое воспитание – целенаправленное систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования эстетических восприятий, суждений, вкусов, чувств, эстетического сознания, правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве; развитие эстетических потребностей и интересов, способностей к творческому участию в преобразовании жизни по законам красоты. Эстетическое развитие – это длительный процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности личности [1, с. 9].
Музыка является одним из богатейших и действенных средств воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. Гармоничность музыкально-эстетического воспитания важна для детей всех возрастов. Музыкальные впечатления, полученные дошкольниками, остаются в памяти надолго, иногда на всю жизнь. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, педагог воспитывает такое же отношение и к образам реальной природы. Эстетическое отношение детей к окружающему предполагает эмоциональный отклик на все прекрасное, выражение добрых чувств, бережное отношение ко всему живому, оценку красивого и в природе, и в искусстве (оценка красивых, гармоничных сочетаний, красок, звуков и т.д.).
Музыкальный руководитель – посредник между композитором и детьми. Он доносит до ребенка произведение в его первозданной красоте. Следовательно, ему необходимо понять и прочувствовать содержание музыкального произведения, его идею и настроение. В исполнении музыкального произведения должно быть единство замысла композитора и исполнителя.
В квалифицированном исполнении педагога звучат произведения, правдиво отражающие окружающий ребенка мир. Они содержат многообразную гамму оттенков, вызывающих у детей созвучное им настроение: торжественность, лиричность, веселье, грусть, тревогу, сожаление, юмор, бодрость, светлую радость и т.п.
Формирование у ребенка умения эмоционально воспринимать прекрасное в природе, музыке, творчески переносить его элементы в художественную деятельность в большой степени зависит от обучения. В связи с этим большую роль играет педагог, помогающий ребенку эстетически воспринимать и оценивать окружающее, познавать природный мир, постигая его красоту и гармонию через красоту и гармонию музыкальных звуков. Воспитывая эмоциональное отношение к художественным образам природы, воплощенным средствами музыки, педагог тем самым побуждает ребенка к пониманию эстетической и нравственной ценности природы для жизни людей [2].
Формирование музыкально-эстетических вкусов ребенка – это процесс сложный и требующий от руководителя коллектива объективности и широты собственных музыкальных взглядов. Решая задачи эстетического воспитания важно учитывать существующие взаимосвязи между природными явлениями и их художественным воплощением в музыкальном искусстве, в практической музыкальной деятельности детей, а также возможности влияния музыки эстетических качеств. Прежде всего, у детей развивают способность воспринимать и различать эмоциональное содержание и характер музыкальных произведений. Музыка обычно отражает окружающую действительность: выразительные интонации человеческой речи, звуки, передающие особенности природных явлений (шум моря, журчание ручья, пение птиц и т.д.), человеческие переживания.
Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей – их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры.
Творческая деятельность обладает огромным потенциалом сенсорной информации и возможности проявления эмоциональных переживаний. На музыкальных занятиях педагогу важно делать больше упор на творческие и развивающие виды деятельности, вводить новую информацию, использую при этом методы показа на музыкальном инструменте, словесный диалог общения, прослушивание музыки разных жанров.
Особая находка педагогов – наложение текста на музыку. Так, например. подбирают стихи и музыкальное произведение, у которых совпадает ритм и мелодика. А художественная и музыкальная деятельность, соприкасаясь в ходе занятия с изобразительной, даёт возможность детям отразить в своих рисунках под музыку те образы, которые возникли при прослушивании.
Практическую результативность в работе с воспитанниками даёт применение таких наглядных приёмов музыкального обучения, как: обращение к зрительному восприятию тех или иных явлений, связанных с музыкой; использование на занятиях иллюстративного материала – портретов композиторов, народных певцов, рисунков, картин и фотографий, связанных с содержанием музыкальных произведений, таблиц с изображением музыкальных инструментов и др. Как отмечают педагоги, нельзя недооценивать положительное значение таких материалов для усвоения детьми музыкальных произведений, для возбуждения интереса к музыке, для возможности интересно и ярко провести учебные занятия, познавательно-конкурсные программы, викторины, тематические беседы и др.
Детям можно давать небольшие творческие задания, которые направлены на формирование музыкально-эстетического вкуса.
Например:
1. «Нарисуй услышанную музыку»
Цель: определить, как впервые услышанное произведение влияет на ребенка, какие вызывает у него чувства, эмоции, переживания.
2. «Рисуем мысленные картины»
Цель: изучение эмоциональной отзывчивости и устойчивости интереса детей к восприятию музыки. В этом задании важно вовлечь детей в музыкальную деятельность, они должны быть творчески активны, ярко проявлять эмоциональную отзывчивость, интерес.
3. «В гостях у сказки»
Цель: выявить уровень музыкально-эстетического вкуса через сочинение детьми небольшой сказки по прослушанному произведению.
Важно чтобы речь детей была образная, эмоциональная, яркая, они могли наиболее точно передать замысел композитора, сумели услышать незначительные «детали» произведения.
Принцип всестороннего и гармонического развития личности, который наряду с другими качествами подразумевает воспитание трудолюбия, культуры, развитие чувства красоты. Полноценное умственное и физическое развитие, моральная чистота и активное отношение к жизни и искусству характеризуют целостную, гармонически развитую личность, нравственное содержание которой во многом зависит от эстетического воспитания.
Таким образом, эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Важную роль в этом играет окружающая среда, которая откладывает в его душе отпечаток на всю последующую жизнь. Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества.
Библиографический список:
1. Эстетика: Учеб. пособие для вузов. – М.: Владос, 2000. – 249 с.
2. Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества: Учебное пособие. – М.: Аквариум, 1999. – 272 с.
Рекомендуем посмотреть:
Картотека музыкального руководителя детского сада
Развитие вокально-хоровых на выков на музыкальных занятиях в детском саду
Особенности слуха и голоса дошкольников
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста