Эстетическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях
Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами воспитания. Оно усиливает воспитательный эффект других сторон воспитания через формирование эстетических чувств, эстетической отзывчивости, начальных эстетических и этических понятий и оценок. Все это обеспечивает комплексный подход к гармоническому развитию детей.
Потребность в красоте и доброте у ребенка отличается с его первых дней. Важно, чтобы с детства восприятие красоты сохранилось на всю жизнь, а для этого ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, в деятельности человека, в отношениях между людьми, их поступках, взглядах, суждениях. В самой материальности мира, во взаимодействии его явлений заключена природная основа прекрасного. Постепенно познавая эту красоту окружающего бытия, ребенок обогащает свой внутренний мир, откликается на жизненные явления, отношения, предметы.
Эстетическое воспитание – целенаправленное систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования эстетических восприятий, суждений, вкусов, чувств, эстетического сознания, правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве; развитие эстетических потребностей и интересов, способностей к творческому участию в преобразовании жизни по законам красоты. Эстетическое развитие – это длительный процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности личности [1, с. 9].
Средства массовой информации, радио, телевидение и видеотеки слишком широко популяризируют западную музыку и кинофильмы в ущерб отечественному искусству. Преодолеть эту трудность можно только одним путем – широким использованием классической литературы, лучших образцов современной, народной музыки и художественного творчества.
Эстетическое воспитание – это не только расширение кругозора, списка прочитанных книг, увиденных кинофильмом, услышанных музыкальных произведений. Это организация человеческих чувств, духовного роста личности, регулятор и корректив поведения.
В дошкольном возрасте очень важно развивать эстетическое отношение детей к окружающему, к природе. Это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Музыка является одним из богатейших и действенных средств воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. Музыкальные впечатления, полученные детьми, остаются в памяти надолго, иногда на всю жизнь. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, педагог воспитывает такое же отношение и к образам реальной природы. Эстетическое отношение детей к окружающему предполагает эмоциональный отклик на все прекрасное, выражение добрых чувств, бережное отношение ко всему живому, оценку красивого и в природе, и в искусстве (оценка красивых, гармоничных сочетаний, красок, звуков и т.д.) [2, с. 24].
Музыкальный руководитель – посредник между композитором и детьми. Он доносит до ребенка произведение в его первозданной красоте. Следовательно, ему необходимо понять и прочувствовать содержание музыкального произведения, его идею и настроение. В исполнении музыкального произведения должно быть единство замысла композитора и исполнителя. В квалифицированном исполнении педагога звучат произведения, правдиво отражающие окружающий ребенка мир. Они содержат многообразную гамму оттенков, вызывающих у детей созвучное им настроение: торжественность, лиричность, веселье, грусть, тревогу, сожаление, юмор, бодрость, светлую радость и т.п. Формирование у ребенка умения эмоционально воспринимать прекрасное в природе, музыке, творчески переносить его элементы в художественную деятельность в большой степени зависит от обучения. В связи с этим большую роль играет педагог, помогающий ребенку эстетически воспринимать и оценивать окружающее, познавать природный мир, постигая его красоту и гармонию через красоту и гармонию музыкальных звуков. Воспитывая эмоциональное отношение к художественным образам природы, воплощенным средствами музыки, педагог тем самым побуждает ребенка к пониманию эстетической и нравственной ценности природы для жизни людей [1, с. 75].
На занятиях музыкальному руководителю необходимо дать детям представление о многообразных средствах музыкальной выразительности, таких, как: тембр, лад, ритм, гармония, мелодия, жанр. Познакомить детей с основными терминами, которыми можно выразить свое отношение к музыке.
В своей работе важно использовать следующие
методы эстетического воспитания:
1.
Демонстрация, показ или исполнение художественных произведений. Вне прямых контактов с искусством, звукового или зрительного его восприятия трудно рассчитывать на успех эстетического воспитания. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы максимально расширить сферу непосредственного общения детей с явлениями искусства.
2.
Анализ работы, разбор и оценка художественных произведений.
Эстетический вкус не сводится к способности находить удовольствие от произведений искусств хорошего качества. Необходимо воспитание оценивающего отношения к явлениям красоты, выработка системы оценок и обоснованных эстетических суждений.
3.
Сообщение искусствоведческих знаний. Дети должны получить определенный запас сведений, характеризующих выразительные средства, историю и теорию различных видов искусств.
4.
Организация творческой и исполнительской деятельности детей. Упражняясь в разнообразных формах эстетической деятельности, дошкольники развивают творческие способности, умения и навыки для самостоятельного воспроизведения предметов и явлений действительности средствами искусства [3, 108].
Также детям можно давать
небольшие творческие задания, которые направлены на формирование музыкально-эстетического вкуса. Например такие задания, как:
-
«Нарисуй услышанную музыку»
Цель: определить, как впервые услышанное произведение влияет на ребенка, какие вызывает у него чувства, эмоции, переживания.
Суть задания заключается в том, что музыкальный руководитель вспоминает с детьми определения и характеристики, при помощи которых можно рассказать о музыке. Просит ребят охарактеризовать каждый эстетический термин, использованный в перечислении.
-
«Рисуем мысленные картины»
Цель: изучение эмоциональной отзывчивости и устойчивости интереса детей к восприятию музыки.
В этом задании важно вовлечь детей в музыкальную деятельность, они должны быть творчески активны, ярко проявлять эмоциональную отзывчивость, интерес.
-
«В гостях у сказки»
Цель: выявить уровень музыкально-эстетического вкуса через сочинение детьми небольшой сказки по прослушанному произведению.
Важно чтобы речь детей была образная, эмоциональная, яркая, они могли наиболее точно передать замысел композитора, сумели услышать незначительные «детали» произведения.
Эстетический вкус проявляется в том, что человек получает удовольствие, духовное наслаждение от встречи с истинной красотой в искусстве, в жизни, в быту. В формировании эстетического вкуса у детей большая роль принадлежит обучению. На занятиях нужно знакомить детей не только с музыкальными произведениями, но и с классическими произведениями детской литературы, живописи. Дети учатся узнавать, любить доступные их возрасту истинные произведения искусства, начинают приобщаться к красоте и богатству художественного слова, музыки. Все это доставляет им истинное удовольствие, запоминается и формирует основы художественного вкуса [2, с. 57]. Воспитывая у детей основы эстетического вкуса, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего, беречь ее.
Интересны и беседы о музыке с музыкальными иллюстрациями. Тематика музыкальных бесед для дошкольников очень разнообразна. По содержанию они могут быть:
-
о композиторе и его творчестве. Эти беседы предполагают небольшой рассказ о творческом пути композитора, прослушивание фрагментов его произведений. Иногда беседа посвящается какому-то одному периоду жизни композитора;
-
о музыкальном произведении (например, «Детский альбом» Р. Шумана, «Времена года» П.И. Чайковского и др.). В этих беседах сообщается об истории создания произведения, раскрываются музыкальная идея, музыкально-исполнительские средства, настроение, характер мелодий;
-
о музыкальных инструментах, хоре, певческом голосе. В ходе данных бесед дети знакомятся с различными музыкальными инструментами, слушают их звучание, слушают хор и т.д.;
-
о жанрах, видах музыки, музыкальных стилях. Старшие дошкольники знакомятся с музыкальными стилями разных эпох, слушают вальсы, марши, польки и т.д.
Безусловно, выбор темы определяется с учетом возраста детей, уровня их музыкальной культуры, опыта слушания музыки.
Во многих случаях во время бесед о музыке можно демонстрировать различные иллюстрации. Наглядный показ помогает получить более полное представление о том, что рассказывает музыкальный руководитель, лучше понять содержание музыкального произведения, полнее проникнуться его настроением. Это организует внимание детей и возбуждает у них большой интерес к тому, что они слушают.
В воспитании музыкально-эстетического вкуса детей качество художественного репертуара играет решающую роль. От умелого подбора произведений зависит формирование мировоззрения детей, расширение их жизненного опыта. Огромнейшие фонды классической музыки могут стать одним из значительных источников формирования репертуара. Отличаясь глубиной содержания, произведения русской и зарубежной классики значительно обогащают художественный вкус, повышают интерес и потребности детей.
Таким образом, одним из наиболее значимых средств эстетического воспитания является искусство музыкальное – особая форма общественного сознания, представляющая собой образное отражение жизни. Организуя эстетическое воспитание, необходимо учитывать психологические закономерности и возрастные особенности детей. Именно музыка оказывает огромное влияние на процесс эстетического восприятия, формирования эстетических представлений, суждений, вкусов и идеалов.
Список использованной литературы:
1. Рыжин И.Н. Назначение музыки и ее возможности. – М.: Сов. композитор, 1973. – 97 с.
2. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. – М.: Просвещение, 1993. – 303 с.
3. Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества: Учебное пособие. – М.: Аквариум, 1999. – 272 с.
4. Якобсон П.К. Психология художественного восприятия. – М.: Просвещение, 1964. – 310 с.
Рекомендуем посмотреть:
Картотека музыкального руководителя детского сада
Развитие вокально-хоровых на выков на музыкальных занятиях в детском саду
Особенности слуха и голоса дошкольников
Эстетическое воспитание дошкольников посредством музыки