Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Роль русских народных игр в воспитании дошкольников

Русские народные игры в жизни дошкольников
Русские народные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них осмысливается и познается окружающий мир, в них развивается интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.

Большое место народной подвижной игре отводил основатель российской системы физического воспитания П.Ф. Лесгафт. Определяя игру как упражнение, при помощи которого ребёнок готовится к жизни, автор отмечал, что в игровой самостоятельной двигательной деятельности развивается инициатива, воспитываются нравственные, физические и волевые качества ребёнка.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Истоки подвижных игр уходят корнями в глубокую древность. История появления подвижных игр позволяет понять их воспитательное значение. Многие виды фольклора подтверждают предположение ученых о том, что истоки подвижных игр заложены в первобытно-общинном строе.

Игра была спутником человека с незапамятных времен. Игры разных народов демонстрируют сходство и огромное многообразие, например, игры с мячом, в кости и т.д. Назначение древних игр было не развлекательное, а практическое. Действием игры и словами песни люди пытались обеспечить себе успех в предстоящих работах. Древняя игра есть магический мир, в котором желаемое изображается как действительное, настоящее проецируется на будущее. Поскольку человек всегда зависел от природы, основным предметом изображения в игровых песнях был растительный и животный мир.

В наиболее ранние исторические периоды жизни общества дети жили общей жизнью со взрослыми. Воспитательная функция тогда не выделялась как особая общественная функция, и все члены общества, воспитывая детей, стремились сделать их участниками общественно – производительного труда, передать им опыт этого труда, постепенно включая детей в доступные им формы деятельности. Дети, чтобы прокормиться, учились стрелять из лука, ловить птиц и рыбу. Игры детей обусловливались трудом взрослых членов общества.

Большинство народных игр уходит корнями в религиозные пласты жизни. Например, одной из причин появления подвижных игр являются обрядовые игры, связанные с суевериями, предрассудками. Значительная часть русского народного творчества связана с язычеством, придававшим особую красочность русской народной культуре. Верования племен основывались на поклонении солнцу, огню, воде и земле. Человек ожидал от природы ниспослания земных благ, почитая предков, произнося магические заклинания и принося жертвы духам или богам. Игрой в разной степени пронизаны практически все области устного народного творчества: от песни, которая «играется», и до свадьбы – своеобразной драматической игры с четко определенным ритуально-игровым поведением каждого персонажа. Особые формы ритуально-игрового поведения можно найти в календарных обрядах и народных игрищах, устраиваемых на Святки, Масленицу, Троицу, в Купальскую ночь и т.д.

Одна из древнейших игр из русского детского фольклора – горелки. Русские историки прямо связывали горелки с обычаями славян – язычников. Ежегодно в самый длинный день летнего солнце стояния (23 июня) у славян был праздник Ярилы (а позднее – Купалы), посвященный Солнцу. Дети очень любят играть в эту игру, но правила в ней уже немного другие.

Весной и летом бытовали разные игры с мячом. Одним из примеров такой игры была лапта. Упоминание об этой игре есть в древнерусских летописях. Среди предметов, найденных при раскопках в древнем Новгороде, есть немало мячей и сама лапта (палка – бита), давшая название игре. Значит эта игра живет в народе более тысячи лет.
Знаменитые русские писатели отмечали, что эта народная игра – одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужны: находчивость, изворотливость, глубокое дыхание, верность своей команде, внимательность, быстрый бег, меткий глаз, твердость удара рук и вечная уверенность в том, что тебя не победят.

Большой популярностью пользуется игра «Гори ясно», целью которой является упражнять детей в умении самостоятельно менять направление движения со сменой тембровой окраски музыки, воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.
Ход игры:
Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке. Все дети идут вправо по кругу, водящий машет платочком. Дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий скачет внутри круга. С окончанием музыки останавливается и встает перед двумя стоящими в кругу детьми.
Играющие хором поют считалочку:
«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Раз, два, три!»
На слова «Раз, два, три!» 3 раза хлопают в ладоши, а водящий взмахивает платком. После этого выбранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремиться прибежать первым, взять у водящего платочек и высоко поднять его.

Русская народная игра «Ворон»
Цель: двигаться в соответствии с плясовым характером музыки и передавать содержание текста песни. Уметь расширять и сужать круг. Отрабатывать дробный шаг и разнообразные знакомые плясовые движения.
Ход игры:
Дети стоят по кругу. Выбирается заранее один ребёнок, изображающий «ворона». (Он стоит в кругу вместе со всеми)
Ой, ребята, та-ра-ра!
На горе стоит гора,
А на той горе дубок,
А на дубе воронок.
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах.
Черный ворон на дубу,
Он играет во трубу.
Труба точеная,
Позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная.
С окончание песни «Ворон» выбегает из круга, все закрывают глаза, «ворон» обегает круг, дотрагивается до чьей-нибудь спины, а сам становится в круг.

Русская народная игра «Золотые ворота»
Цель: совершенствовать легкий бег, развивать ловкость.
Ход игры: Участники игры делятся на тех, кто стоит в кругу, подняв сомкнутые руки. И тех, кто через эти ворота пробегают цепочкой (или по одному).
Стоящие поют (существуют разные варианты слов):
Золотые ворота
Пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй – запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
«Ворота» закрываются и «ловят» того, кто остался в них. Оказавшиеся внутри круга, берутся за руки с образующими круг, увеличивая «ворота».
Выбирают "Дудар", ходят по кругу, взявшись за руки, и поют. Пропев песню, спрашивают:
- Дударь, Дударь, что болит?
- Рука (нога, уши, голова, спина, пятка соседа, нос соседа и т.д.)
Все находящиеся в хороводе берутся за "больное" место и опять идут по кругу с песней, которая повторяется 3-4 раза. Когда в очередной раз у "Дударя" спрашивают: "Что болит?", он отвечает: "Здоров. Вас ловлю!" Кого поймает, тот становится на его место.
Русская народная игра «Дударь»
Выбирается «Дударь», он встает в центр, дети ходят по кругу, взявшись за руки и поют:
Дударь, дударь, дударище
Старый, старый старичище
Его под колоду, его под сырую, его под гнилую.
Пропев песню, спрашивают:
- Дударь, Дударь, что болит?
Дударь отвечает: Рука (нога, уши, голова, спина, пятка соседа, нос соседа и т.д.)
Все находящиеся в хороводе берутся за «больное» место и опять идут по кругу с песней, которая повторяется 3-4 раза. Когда в очередной раз у «Дударя» спрашивают: «Что болит?», он отвечает: «Здоров. Вас ловлю!» Кого поймает, тот становится на его место.

Детская фантазия безгранична. Из поколения в поколение, от старших к младшим, передавались народные игры и таким образом дошли до наших дней. Они актуальны и интересны и в настоящее время, их с большим удовольствием и пользой можно использовать как в детском саду, так и в свободное время в кругу семьи.

Народные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. В народных играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.

Рекомендуем посмотреть:

Досуг в детском саду для детей средней группы ДОУ. Путешествие в мир русских народных игр Игры народов России Народные игры в воспитании детей дошкольного возраста
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста | Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 673 дня назад (19 января 2023)
Просмотров: 1997
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Нина Васильевна Соболева # 5 февраля 2023 в 06:27 0
Спасибо, Вероника АЛександровна! Мы тоже играли в некоторые из этих игр. Хочется чтобы почаще использовали их в сценариях летних лагерей, мероприятий...