Из опыта работы музыкального руководителя ДОУ. Организация театрализованной деятельности с дошкольниками
Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса всестороннего развития дошкольников.
Наше внимание акцентировано на предмет театральной деятельности – это самый распространенный вид детского творчества, который понятен ребёнку, непосредственно через игру.
Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир.
Воспитатель активно включается в процесс подготовки и проведения музыкально-театрализованных занятий. Играет роли в спектаклях, принимает участие в оформлении зала, изготовлении костюмов и атрибутов. Проходят тематические беседы, рассматривание картин, чтение литературного произведения. Это помогает более рационально использовать время на занятиях, что решает проблему нехватки времени. Кроме того, творческое взаимодействие музыкального руководителя и педагога дает возможность детям получать массу впечатлений и эмоций.
Также, участие родителей в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях помогает повысить качество творческого развития детей. Работа детского сада и семьи строится на принципах взаимодействия, сотрудничества.
Мы
активно привлекаем родителей к театральному искусству, к театрализованной деятельности. Совместная театрально-игровая деятельность – уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребёнок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения, а общение в свою очередь – это умение слышать друг друга в доброжелательной атмосфере. Такая совместная театрализованная деятельность способствует расширению кругозора детей и родителей, учит взаимопониманию, сближает их. Ребёнок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога и родителей в детском саду.
В нашей группе «Звездочки» театр занимает важную роль, мы видим с каким интересом дети надевают маски, перчаточные куклы. Сами обыгрывают фрагменты из сказок, или сами придумывают истории в ходе игры. В группе находится уголок ряженья, дошкольник сам выбирает костюм по душе.
Играя в игры драматизации, ребёнок входит в образ, перевоплощается в героя, действующее лицо, живёт его жизнью. Воспитатель предлагает ему самому создавать образ с помощью интонации, мимики, движений, жестов. Игра драматизация – это ступенька к более высокому уровню театрального творчества – спектаклю.
Дети учатся игре не только из нашего совместного опыта, но и на примере профессиональных актеров, 2 раза в месяц в наш детский сад с постановками приезжает театр «Читиген». Они активно взаимодействуют с детьми, вовлекая их в актерскую игру.
В группе есть музыкальный и театральный уголки. Музыкальный уголок доступен детям, оснащён музыкальным центром для воспроизведения аудиоматериала, набором музыкальных инструментов, соответствующих возрасту, причём он постоянно пополняется нетрадиционными инструментами (бутылочками, шуршалками, погремушками, изготовленными самими детьми совместно с родителями), небольшая ширма.
Уголок для занятий театральной деятельностью находится рядом с музыкальным, в нем есть атрибуты для пальчикового, кукольного, настольного, теневого театров и другая атрибутика, необходимая для постановки спектаклей. Это создаёт условия для интеграции двух видов искусств, что вполне естественно.
Театральная деятельность сочетает в себе развитие речи, творчество, музыку, танцы, умение выразить голосом эмоции, передать образ, ребёнок играет роль, он раскрепощается, потому что именно играет. Рассказывание, пересказывание, драматизацию можно сделать намного полезнее и интереснее для ребёнка, если соединить рассказывание сказки с музыкой. Дети озвучивают это традиционными и нетрадиционными музыкальными инструментами, звучащими предметами быта и экспериментируют со звуками.
В течение трех лет, нами было поставлено большое количество театральных представлений: сказки (Рукавичка, Теремок, Колобок, Лесная аптека, Волк и семеро козлят и др.), утренники, индивидуальные и коллективные выступления (Морозко, Королевство огород, Как старик корову продавал, Олино колечко, Человек рассеянный, Гуси-Лебеди, Новогодние приключения Маши и Вити и др.). Все выступления имели большой успех и показывались как в стенах детского сада, так и за его пределами. Имеются победы в фестивалях и конкурсах районного уровня.
Таким образом, в процессе театрализованной деятельности у детей развиваются: коммуникативные способности: умение общаться со взрослыми и детьми, опираясь на правила речевого общения, формирование уважительного отношения детей друг к другу, развитие коллективизма; зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазия, воображение, развитие эмоций, познавательной деятельности, образное мышление; воспитывается интерес к игре драматизации, потребность духовно обогащаться через театрализовано-игровую и музыкальную деятельность.
Театрализованный мир пронизывает все этапы работы – от развития понимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами, контактировать с участниками игр. Пробуждать в душе каждого ребенка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству, активизировать познавательный интерес детей; к умению строить ролевые диалоги в процессе обыгрывания сказки – вот главная задача совместной работы воспитателя и музыкального руководителя.
Рекомендуем посмотреть:
Мастер-класс. Теневой театр своими руками
Фотоотчет со сказки "Аленький цветочек"
Конспект театрализованного занятия во второй младшей группе
Конспект совместной театрализованной деятельности в подготовительной группе по русской народной сказ
Похожие статьи:
Сказка «По щучьему веленью» на новый лад. Сценарий по ролям для старших дошкольников