Из опыта работы по взаимодействию воспитателя и музыкального руководителя в организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста
Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности служить Отечеству. Воспитание любви к Родине разносторонне: это любовь к семье, родному дому, природе, истории и культуре своего города и края. На современном этапе дошкольное образование – первый, самый важный уровень образования.
Патриотическое воспитание детей – сложный процесс. В его основе лежит развитие чувств, эмоциональной сферы, обусловленных духовным климатом общества, историческими корнями. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится воспитание любви к малой Родине.
История и культура родного края должны стать основой, вокруг которой строится педагогическая работа во всех видах деятельности. В дошкольном возрасте базовым этапом формирования патриотических чувств следует считать накопление ребенком социального опыта жизни о том уголке страны, где он живет, воспитание эмоционально-ценностного отношения к окружающему: близким, детскому саду, родным местам, родной стране. На примерах взрослых дети видят, как люди берегут и благоустраивают родную землю, что побуждает их по-новому взглянуть на привычное для них окружение.
Любовь к малой Родине воспитывается и при ознакомлении с символами города: гербом, флагом, гимном. Воспитание гражданственности, правовой культуры неотделимо от воспитания гуманных чувств, доброты, нравственности.
Реализация современного образования невозможна без знаний своего города и края, уклада жизни, быта, обрядов, истории и культуры предков. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, формируются духовно-нравственные ценности, гуманное отношение к окружающему, воспитывается любовь к родным городу и краю, Родине.
Задачи педагогов и родителей – знакомить детей с историей и современностью, формировать представления о жизни родного города и края, воспитывать отзывчивость, чуткость к происходящим событиям, развивать личностные качества, обеспечивать взаимодействие с социумом, которое реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности. Современный подход к патриотическому воспитанию предполагает ориентацию на эмоциональное познание прошлого и настоящего края, создание условий для организации содержательной деятельности и общения детей со взрослыми и сверстниками. Взаимодействие и сотрудничество с детьми формируют уверенность в себе в процессе познания ближайшего культурно-исторического окружения.
В нашем детском саду был реализован проект с детьми старшего дошкольного возраста «Хакасия – мой край родной»
На подготовительном этапе нами были разработаны положения о конкурсе рисунков "Моя Хакасия", мастер-классов для детей и родителей «Игра на музыкальных инструментах», «Изготовление блюд из талгана», литературной гостиной «По страницам хакасских сказок», творческих мастерских "Нагрудное украшение – пого", "Волшебные узоры". На данном этапе велась активная работа с родителями.
Педагогами были подобраны подвижных игр на улице в зимний период и в группе " Игра с платком", "Перетягивание палки", «Мелей», «Снеговик», «Медведь и пень», «Зимние забавы», а также загадки, стихотворения, скороговорки, комплекс пальчиковой гимнастики для знакомства с историей и культурой родной Хакасии.
Нами была создана предметно-развивающая среда, а также мини – музей в группах по теме «Хакасия».
Была сделана выставка детских работ на тему «Моя Хакасия»; памятки для родителей: «Хакасские праздники»; «Таинственная Хакасия»; «Конь – верный спутник хакасского народа».
Дети очень активно участвовали детей в мероприятиях, организованных в рамках проекта
Проведены занятия «В гости по степям Хакасии», «Моя Хакасия».
Дети старшей группы показали театральную постановку «Мелей» («Рукавичка») для детей средней группы.
Сделаны аппликации: «Рукавичка», «Традиционные наряды», «Экспонаты на выставку Хакасия - мой край родной». Активно применялось рисование с применением нетрадиционных техник рисования «Славится Хакасия природой», «Пого».
Педагогами проведен мастер-класс «Традиционные угощения» (десерт из талгана).
Завершением проекта стало участие детей в постановке хакасской сказки «Маленький Чилбиген»
и выставка работ детской деятельности совместно с родителями "Моя Хакасия, нет тебя милей"
Таким образом, успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости.
Рекомендуем посмотреть:
Картотека музыкального руководителя детского сада
Развитие вокально-хоровых на выков на музыкальных занятиях в детском саду
Особенности слуха и голоса дошкольников
Кластерное пение