Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Народные игры в воспитании детей дошкольного возраста

Использование народных игр в воспитании дошкольников
Описание материала: материал будет полезен педагогам, студентам педагогических факультетов, родителям.

Игра – фундаментальный источник духовного роста в дошкольном возрасте. Прежде всего потому, что только она способна вырвать ребенка из оков повседневного бытия. В этом ее колоссальная развивающая сила. Игра вводит детей в новый, необыденный мир – мир социальных отношений людей их общих смыслов.
В игре закладывается ряд психических качеств, в первую очередь способность ориентироваться на позиции других людей, оценивая свои действия и поступки как бы со стороны, глазами этих людей. Он обнаруживает, что любое действие вплетено в сложную систему человеческих отношений, так или иначе адресуется другому человеку.

Народные игры – наиболее универсальная, естественная, традиционная форма взаимодействия детей, которая осуществлялась одновременно в трех аспектах:
1) речевого (словесного ) общения;
2) ритмического или мелодического выражения;
3) совместных движениях и действиях.

Для взрослого человека игра – это отдых от серьезных дел, не лишенное удовольствий времяпрепровождение. Игра в жизни ребенка занимает исключительное положение. Она начинается в ранний колыбельный период и является вначале выражением чисто физиологических потребностей и побуждений. Со временем становится главным занятием ребенка, приобретает социальные черты и представляет собой «горячую, неустанную, но вместе с тем и веселую работу, с помощью которой энергично развиваются дух и тело ребенка, насаждаются и нем знание и опыт и закладываются первые основы для его будущей деятельности жизни».

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий. В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к ее содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним словом, задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть.

Объясняя новую народную игру, в которой есть зачин (считалка, певалка или жеребьевка), взрослому не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой прием доставит детям большое удовольствие и избавит от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом. Ребята, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении игры легко запоминают зачин. Объяснение новой игры может проходить по-разному, в зависимости от её вида и содержания. Так, несюжетная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально - выразительно. Педагог дает представление об её содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Он может задать один-два уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли его правильно. Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей. В конце игры следует положительно оценить поступки тех ребят, кто проявил смелость, ловкость, выдержку, взаимопомощь.

Сюжетную народную игру тоже можно объяснить по-разному. Например, педагог предварительно рассказывает о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывает иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывает национальными обычаями, фольклором. Или можно образно, но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего, дать послушать диалог, если он имеется, и перейти к распределению ролей, которое, помимо применения считалок, проходит иногда путем назначения водящего в соответствии с педагогическими задачами (поощрить и активизировать застенчивого ребенка или, наоборот, показать на примере активного, как важно быть смелым и ловким; отклонить просьбу самоуверенного ребенка и включиться в игру самому. Педагог должен показать ответственность роли водящего, от действий которого зависит, например, правильность ориентировки в пространстве всех остальных игроков).

Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения. Быстро принимать решение и приводить ею в исполнение, проявлять инициативу, т. е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.
Интерес к народным играм формируется постепенно, поэтому целесообразно использовать самые разнообразные методы и приемы.

Народные игры необходимо активно включать на музыкальных, физкультурных занятиях. Возможно применение народных игр, таких как (пальчиковые) на занятиях изобразительным творчеством, математике, развитии речи, в виде физкультминутки, для эмоциональной разрядки детей. Таким образом, говоря о применении народных игр в современном дошкольном воспитании необходимо подчеркнуть роль педагога. От личности воспитателя, от его отношения к возрождению народных традиций в частности народных игр. Педагог должен сам творчески подходить к организации и проведению народных игр, только тогда он сможет заинтересовать и увлечь детей этим видом деятельности.

Почему игра столь благоприятно воздействует на развитие психических процессов ребенка, усвоения им знаний и умений? В психологии установлено, что внутренние, умственные действия формируются на основе внешних материальных действий путем их поэтапного изменения и «вращивания» в психику. Эти закономерности проявляются не только в школьном обучении, но и в игровой деятельности. Но в игре поэтапная обработка умственных действий происходит стихийно и неорганизованно: одни этапы опускаются, другие совмещаются между собой, так что эффективность формирования умственных действий оказывается различной. Однако, при соответствующих методах педагогического руководства игрой, эта эффективность может быть повышена.

Итак, важная роль игры в развитии психических процессов ребенка объясняется тем, что она вооружает ребенка доступными для него способами активного воссоздания, моделирования с помощью внешних, предметных действий такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемым и не могло бы быть по-настоящему освоено.

Игра как бы создает «зону ближайшего развития ребенка». Л.С. Выготский писал: «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать «прыжок над уровнем своего обычного поведения».

В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольников.

Список литературы
1. Агамова Н.С., Слепцова И.С., Морозов И.А. Народные игры для детей. Организация, методика, репертуар: Сборник игр, развлечений и материалов для курсов повышения квалификации организаторов досуга и игр – М., 1995. - 174 с.
2. Айзенк Ю. Ганс. Проверьте свои способности - СПб: Лань, 1995. - 160 с.
3. Берн Э. Игры в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.- М.: Современный литератор, 2002.- 448с.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: Союз, 1997. - 96 с.
5. Гали А.Л. Личность и творчество. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1989. - 128 с.
6. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России – М., 1994. - 243 с.
7. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М.: Творчество, 1986. - 286 с.

Рекомендуем посмотреть:

Досуг в детском саду для детей средней группы ДОУ. Путешествие в мир русских народных игр Игры народов России Роль русских народных игр в воспитании дошкольников
Устное народное творчество в воспитании личности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 1299 дней назад (2 мая 2021)
Просмотров: 601
Рубрика: Без рубрики
+8
Голосов: 8

Нет комментариев. Ваш будет первым!