Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Устное народное творчество в воспитании личности детей дошкольного возраста

Устное народное творчество в воспитании личности дошкольника
Автор: Рашевская Оксана Вячеславовна, воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Абакана "Центр развития ребёнка-детский сад "Чайка".
описание материала: материал будет полезен педагогам, студентам, родителям.
* * *
Личность - это человек, взятый в системе таких его характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях и являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
У Л.И.Бонсович в качестве системообразующего признака структуры личности выступает "внутренняя позиция личности" или ее направленность. "На основании теоретического анализа, пишет Л.И.Бонсович, мы выдвинули гипотезу, о том, что целостная структура личности определяется, прежде всего, ее направленностью" Именно содержание направленности личности обуславливает все ее особенности: интересы, стремления, переживания, черты характера. Более того, по мнению Л.И.Бонсович, от направленности личности зависит не только комплекс присущих личности качеств, но и строение каждого из них.
Становится очевидным, что ведущая сфера в структуре личности по Л.И.Бонсович это аффективно—потребностно—мотивационная сфера. Процесс развития и становления личности ребенка рассматривается как последовательный переход от элементарных, неосознаваемых или частично осознаваемых потребностей, непосредственно побуждающих его поведение, к потребностям опосредованным, действующим через сознательно поставленные цели и намерения [20, 66].
Младший школьный возраст — особый возраст в цепочке возрастного развития человека. Возраст обусловлен закономерностями формирования организма (мозг, нервная система), вторая причина - условия жизни. Ключевыми характеристиками любого возраста являются:
1. Социальная ситуация развития (неповторимое сочетание внешних и внутренних условий развития).
2. Синзетивность развития, как особая чувствительность к внешним воздействиям, которая связана как с особенностями организма, так и с потребностью ребенка данного возраста.
Следующей характеристикой возраста является ведущий вид деятельности. Именно он должен быть организован в соответствии с потребностями ребенка, умениями и знаниями.
Говоря о возрасте и его особенностях, мы, как правило, рассматриваем развитие младших школьников в трех направлениях:
1. Развитие познавательной среды (восприятия, ощущения ...).
2. Развитие личности (эмоций, воли, характера).
3. Развитие деятельности.

Пиаже [22, 235] считает, что в старшем дошкольном возрасте складываются определенные мыслительные операции, в 7 лет значительно изменяется интеллект ребенка. Ребенок 7 лет уже владеет конкретными операциями и способен понять некоторые обобщающие понятия. В 8-11 лет ребенок глубже понимает связь предметов между собой во времени и в пространстве. Пиаже показал, что в зависимости от того, как будет развиваться восприятие, так и будет складываться мышление. За счет этого у ребенка складывается общее представление о мире, он сам начинает искать причинно-следственные связи.
По мнению Слободчикова суть этапа старшего дошкольного возраста в том, что старший дошкольник, заключает в себе различные социальные роли, его качества персонализируются в его профессиональной деятельности, в обществе, с ребенком и т.д. И здесь взрослому стоит помнить, что старшие дошкольники могут выбрать определенное подражание взрослому человеку и способен стать автором своих собственных поступков - поэтому этот период называется персонализацией.
Огромную роль в развитии личности ребенка старшего дошкольного возраста играет фольклор. Как известно, с произведениями фольклора дети встречаются рано. Придя в школу, они уже знают колыбельные песенки, считалки, загадки, пословицы, поговорки и другие виды устного творчества.

Пословица - это форма, укладывающаяся в одно логически законченное предложение, нередко подкрепленное рифмой, несмотря на то, что она отличается большой содержательностью, представляет собой четкое суждение, ясное выражение определенной мысли, вывод из жизненных наблюдений.
Своеобразной особенностью пословиц служит совмещение в них общего и конкретного, точнее в конкретной форме передаются общие черты и признаки явлений природы, общественной жизни и личных отношений людей. Основой устойчивости пословиц служат свойственные им верность жизненных наблюдений, важность выраженных в них мыслей; поэтому народ ценит и бережет их. Немаловажной причиной долгожительства пословиц является выразительность и строгость их формы, благодаря чему они легко запоминаются [36, 75].
Пословицы заключают в себе богатство смысла, являют блистательную краткость народного языка, живость разговорных интонаций и давно снискали себе заслуженную славу [25, 3].
Величайшее богатство нашего народа - его язык! Тысячелетиями накапливается и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта, и может быть ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристалически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах. Меткий образный русский язык особенно богат пословицами.
М. Шолохов писал: "Различны эпохи, породившие пословицы, необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни и радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков".
"Пословица — коротенькая притча: сама же она говорит, что "голая речь не пословица".
Это - суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот под чеканом народности". При таком понятии пословицы мы должны согласиться, что она не сочиняется, а вынуждается силою обстоятельств, как крик или возглас, невольно сорвавшийся с души.
Деление пословиц на древние и новые на общие и частные, общие и местные, на исторические, политические, экологические и т.д. применимо только к небольшому числу, на выбор, да и может быть толково только при особой цели исследования. Но и тут не обережешься натяжки, т.к. все народные пословицы сложились в быту житейском, и применение их крайне разнообразно и целесообразно.
Из всего вышесказанного можно сделать такое заключение: использование пословиц важно и нужно начинать с детства, а в старшем дошкольном возрасте более чем целесообразно, т.к. пословица - это не просто народное высказывание, это история, приметы, которые люди наблюдали на протяжении веков, кроме всего прочего это еще и развитие речи, познавательная активность. Стоит только заинтересовать старших дошкольников, и они сами будут искать, и применять в речи пословицы.
Пословицы с экологическим содержанием - это в основном изложенные в краткой форме какие-либо наблюдения за животными, растениями, связь их с людьми, с землей, с природными явлениями, с сельскохозяйственным трудом и позволяет в лаконичной форме запоминать эти самые приметы и явления.
Русские народные пословицы обладают огромной общественной ценностью. Она состоит в познавательном, воспитательном, эстетическом значении, в богатом жизненном содержании, больших художественных достоинствах и национальном своеобразии. В данном исследовании нас интересуют пословицы с экологическим содержанием. Во всем многообразии пословиц с экологическим содержанием имеют место быть пословицы, в которых речь идет о народных приметах ("Кто не верит примете, нет тому житья на свете".) Приметы - это явления, случаи, которые в народе считаются предвестием чего-либо [27, 613]. "Жаворонок к теплу, а зяблица к стуже" и т.д.
А еще одним средством экологического воспитания личности младших школьников является загадка.
Сам термин "загадка" древнего происхождения. В древнерусском языке слово "гадать" означало "думать", "размышлять. Отсюда и произошло слово загадка. В загадке дается предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуются размышления. В основе создания загадок лежит сопоставление различных предметов окружающего мира по их отдельным качествам и признакам.
В загадках всевозможные предметы, образы, явления действительности вступают в самые разнообразные отношения, раскрываются с самых разнообразных сторон [36, 88].
Если мы хотим, что бы ребенок дал отгадку по общим признакам одного объекта, то можно привести такой пример загадки:
Под сосною у тропинки
Кто стоит среди листвы?
Ножка есть, но нет ботинка,
Шляпка есть – нет головы? (гриб)
В этой загадке указана среда обитания, особенности внешнего строения объекта природы.
Приметы, образы и явления могут служить в загадках на основе некоторых из исходных черт и признаков поведения, например:
Сам Самсон
Сам мост мостил без топора,
Без клина,
Без подклина. (мороз)
Кроме того, в загадках объект природы могут сопоставляться на основе внешних признаков, сближаться на основе каких-либо признаков их внутренней структуры, по функциям, роли т.д.[27, с. 217]
Мы ранее говорили о трех направлениях развития личности, а в свете всего вышесказанного о малых формах фольклора мы видим, что при их использовании задействуются все виды познавательной деятельности, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и т.д.
Любой жанр устного народного творчества может послужить хорошим учебным и воспитательным материалом для экологического воспитания личности ребенка, его мышления, кругозора и т.д. Пословицы, приметы и загадки своей краткостью и выразительностью помогают воспитывать гармонично развитую личность.
Ребенок с раннего возраста знаком с загадками, пословицами. Делом педагога становится продолжить и углубить его знания устного народного творчества, обогащать ребенка новыми находками, в том числе отражающими наблюдения человека за окружающим его миром природы.
Пословицы, приметы, загадки о явлениях природы, о повадках животных, о сельскохозяйственном труде людей как нельзя лучше описывают характерные особенности различных объектов и явлений природы на уроках природоведения в начальной школе.
Поэтому применение устного народного творчества с целью экологического воспитания старших дошкольников, особенности которого мы рассмотрим в следующем параграфе нашего исследования.

Список используемой литературы:
1.Клепинина З.А. Программа по природоведению для трехлетней и четырехлетней начальной школы. // Начальная школа. - 1996. № 10.
2.Клепинина З.А., Аквилеева Г.Н. Рабочая тетрадь по природоведению 2 класс. - Смоленск: Издательство СГУ. - 26 с.
3.Кравцов Н.И. Лазутин С.Г. Устное народное творчество - М.: Высшая школа, 1997. 375 с.
4. Отношение школьников к природе. / Под редакцией И.Д.Зверева, И.Т.Суравегиной. -М.: Педагогика, 1986. - 178 с.

Рекомендуем посмотреть:

Консультация для воспитателей детского сада. Устное народное творчество в воспитании детей Использование устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста Развлечение для детей средней группы детского сада. Литературные посиделки. Сценарий Болгарский фольклор в детском саду
Народные игры в воспитании детей дошкольного возраста
Опубликовано: 391 день назад (24 апреля 2021)
Просмотров: 224
Рубрика: Без рубрики
+5
Голосов: 5

Нет комментариев. Ваш будет первым!