Конспект развлечения для детей средней группы детского сада «Литературные посиделки»
Автор Хабарова Наталья Геннадьевна, учитель начальных классов гимназии № 1 города Тюмени (с опытом работы в ДОУ).
Описание материала: Данный конспект может быть полезен для воспитателей и родителей. Этот материал направлен на развитие связной речи, эмоциональной отзывчивости на содержание произведений малых народных жанров.
Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Познание», «Коммуникация».
Цель: приобщение детей к истокам русского народного фольклора через малые жанры народного творчества.
Задачи:
• продолжать работу по развитию у детей интереса к искусству;
• продолжать расширение литературного кругозора детей;
• учить детей замечать основные средства выразительности народного творчества: ритм, движение, жест, звук;
• продолжать развивать у детей интерес к народной музыке, желание ее слушать;
• вызывать эмоциональную отзывчивость при воспроизведении и восприятии музыкальных произведений.
Материалы и оборудование: самовар, вязание, платки, сарафаны, костюм для взрослого «Береза», фуражки, расписные ложки, модели балалаек, веночек с лентами, магнитофон, аудиозаписи "Кострома", "Во поле береза стояла","Ложкари".
Предварительная работа: разучивание потешек, песенок, стихотворений с детьми. Подготовка ритмо-ансамбля "Ложкари". Разучивание стихотворения с мамой.
Ход развлечения
За столиком с самоваром сидит бабушка (воспитатель). В руках у нее вязание.
Дети сидят (полукругом) в сарафанах, фуражках. У мальчиков – деревянные ложки, балалайки(модели).
Звучит музыкальное сопровождение «Кострома».
Бабушка: Милости просим на мои посиделки, гости дорогие. Рассаживайтесь поудобнее, да слушайте повнимательнее! А я посижу, погляжу, да вас послушаю. Побалуйте бабушку закличками да потешками.
Начинай, душа – девица.
1 ребенок:
Завивайся, ниточка, в клубочек,
Завивайся, тонкая, в клубочек,
Свяжет бабушка хорошенький чулочек.
Развивайся, ниточка, скорее,
Развивайся, тонкая, скорее,
Свяжет бабушка чулочек подлиннее.
Бабушка: Свяжу, свяжу, успею. А сначала погляжу, сколько гостей собралось у нас на посиделках: тут и парни-молодцы, и девицы- красавицы да умелицы. Даренка - подаренка, расскажи про меня, про хозяюшку.
2 ребенок:
Наша –то хозяюшка сметливая была,
Всем в избе работушку к празднику нашла:
Чашечку собачка моет языком,
Мышка собирает крошки под окном,
По столу котище лапою скребет,
Половичку курочка веничком метет.
Бабушка: Вот как, все у нас трудятся, времени даром не тратят. И в народе так говорят: всякая работа мастера хвалит. Да и наши дети не лыком шиты, тоже могут много пословиц и поговорок о труде рассказать. Итак, я начинаю, а ребята продолжают:
Делу время, … (а потехе час).
Долог день до вечера… (коли делать нечего).
Там счастье не диво… (где трудятся не лениво).
Жизнь дана… (на добрые дела).
Издавна на Руси славились люди трудолюбивые да работящие. Про них народ русский стихи да песенки сочинял.
3 ребенок:
Аленка-маленка
Шустра-быстра:
Воды наносила,
Сарафан дошила,
Носок довязала,
Ягод насобирала.
Везде успела
В охотку ей дело.
4 ребенок:
У нашего Левки все ловко:
Он и швец, и жнец, и в дуду игрец.
Бабушка: Ай, да Аленка, ай, да Левка, молодцы, все умеют. Про таких в народе говорят, что у них дело в руках спорится.
А наши ребята с ложками дружат.
И накормят роток
И споют нам стукоток.
Выходите, добрые молодцы
(выходят в центр посиделок мальчики с ложками и балалайками).
(Звучит фонограмма, выступление ложкарей.)
Бабушка: Да и наши девицы без дела не сидели.
Стихи всем рассказали,
Хороводы спели.
Душа девица, расскажи нам стихотворение.
5 ребенок:
Чародейкою зимою
Околдован лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой… (Ф. Тютчев)
А теперь, наш Светик – семицветик, расскажи про березку русскую, кудрявую. Без нее никакое народное гуляние не обходится.
6 ребенок:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В полной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом
Обсыпает ветки
Новым серебром. С. Есенин
Бабушка: Вот как красива береза зимой. Но скоро уже повернется солнышко на весну красную, полноводную. Распустятся почки на березе и позовет она наших детей на луга зеленые хороводы водить да в игры играть.
Бабушка:Куда спешите, детушки?
Дети:К хороводу, бабушка
Попеть, погулять,
Поиграть, поплясать.
Как у наших у ворот
Уж собрался хоровод.
Песни запевают, игры затевают!
А поможет нам хороводы водить березка, стройная красавица.
(Входит мама в костюме березы)
Береза:
Березка девочек кричала,
К себе призывала:
- Идите, девочки, на луг гулять,
Зеленые веточки завивать.
- Мы тебя, березонька, не согнем
На тебе веночки мы не завьем.
Я к вам, детушки, сама согнусь,
Я сама в веночки для вас совьюсь.
Завьем венки зеленые, -
Будем весь год веселые!
(Игра «Венок»)
(Звучит фонограмма. Дети водят хоровод, взявшись за ленты венка, который держит «Березка»).
Бабушка: Вот и зимушка уходит,
Снег и холод прочь уводит,
Весну красную приводит.
А наши посиделки тоже подошли к концу, ведь уже
Ночь прошла, темноту увела,
Замолчал сверчок, запел петушок.
Встала маменька, открыла ставенки:
Дети хором: «Здравствуй, солнышко, колоколнышко!»
Рекомендуем посмотреть:
Развлечение для детей в средней группе
Консультация для воспитателей детского сада. Устное народное творчество в воспитании детей
Использование устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста
Болгарский фольклор в детском саду