Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Работа с музыкальными инструментами в детском саду в младшей группе. Рекомендации

Опыт работы музыкального руководителя ДОУ. Рекомендации в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста с шумовыми инструментами
Описание материала: материал будет полезен педагогам ДОУ, родителям, студентам педагогических факультетов.

«В каждом человеке скрыт бубенчик
и, если его затронуть,
человек зазвучит всем лучшим, что у него есть»
М. Горький
Звуки окружают нас везде и всюду, они увлекают нас своим разнообразным звучанием, каждый из которых может стать музыкой, надо только постараться её услышать. О музыка! Она обладает возможностями позитивного воздействия на детей самого раннего возраста, дает положительные эмоции. А это внутреннее благополучие, душевное и физическое здоровье малышей.

Накопление у детей музыкального опыта – актуальная проблема для всего периода дошкольного детства в целом, и для каждого музыкального руководителя в частности. Ребёнок, начиная с раннего возраста, нуждается, прежде всего, в открытии для себя мира звуков и музыки. Одна из самых увлекательных и занимательных форм изучения звукового мира является игра со звуками.

Реализовать все идеи сенсорного и музыкального воспитания поможет игровая технология! Игровое общение на музыкальных занятиях обладает большим творческим потенциалом, богатством эмоциональных оттенков, неожиданностью поворотов ситуаций, смен ролей. Дети с удовольствием откликаются на возможность такого общения.
Прежде чем начинать процесс игры необходимо познакомить детей с музыкальными и шумовыми (самодельного происхождения)инструментами, поскольку они звучат по-разному. Для более удобного различия во время работы с ними, малышам следует называть их по внешнему виду и признаку, учитывать из какого материала сделаны (звуковые мешочки, бутылочки с крупой и т.д.) Важно познакомить детей с выразительностью звучания инструментов, заинтересовать их.

Задача музыкального руководителя является не только выстроить учебный процесс, но и искренне радоваться их успехам малышей. Ненавязчиво знакомя, предлагать детям рассмотреть тот или иной инструмент, помочь малышам потрогать, щипнуть за струну, извлечь из него необычный звук. Играя шумовыми инструментами и на народных музыкальных инструментах, дети увлечены всем происходящим.

Увлекательная игра на музыкальных инструменте предполагает использование прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям младшего возраста. К ним относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука: барабаны, тарелочки, бубен, треугольник, кастаньеты и т. д.

Обучая детей младшего возраста игре на музыкальных инструментах, необходимо, соблюдать последовательность и закономерность. Для того, чтобы заинтересовать и научить ребенка играть на шумовых инструментах, используем принцип концентричности: когда на начальные знания и умения наслаиваются всё новые и новые знания, постепенно усложняя задачи и упражнения. Вот когда малыши уже накопили свой первый слуховой опыт, нужно показать детям правильные приемы игры на инструментах, учитывая их возраст, уровень развития и способности. Первоначально педагогу часто приходится работать индивидуально, чтобы дети освоили навык игры на инструментах для совместной игры. Когда все дети достаточно хорошо держат инструменты в руках, знают основные способы игры на них, можно продолжить фронтальную работу.

Такая разновидность шумовых игрушек подразумевает обучение детей не только умению извлекать звук в нужный момент, следить за динамикой звучания, но и умение вовремя останавливаться, соблюдать тишину, чтобы услышать объяснения педагога. Безусловно, для малышей это является особо трудной задачей, чтобы облегчить задачу музыкального руководителя, помогают такие методы как:
• погремушечка «спит» - дети, держа игрушку одной рукой, кладут её на колени и «укрывают» другой рукой.
• колокольчик - зажимают в кулачке
• палочки, ложки и трещотка - не «трогают» друг друга.

Для того, чтобы организовать детей вновь набранной 1 младшей группы и создать рабочую атмосферу (сюда входит первоначальное знакомство с «шумелками» и умение детей выполнять просьбы педагога, а так же спокойная обстановка на занятии) в среднем уходит не более двух месяцев при регулярных занятиях. Гораздо меньше уделяется времени, если дети ранее систематически усваивали материал.

Конечно же, возможности у детей 2-3 лет не такие уж и большие и работу необходимо проводить в последующих возрастных группах тоже. Обучение малышей игре на шумовых инструментах подразумевает наличие взаимопонимания, контакта музыкального руководителя и воспитанников. Со временем у детей воспитывается умение сосредоточиться, быть внимательными, реагируют на сигналы педагога: начали вместе, тихо - громко, закончили вместе, игрушки успокоились и. т. д. И за один-два года обучения нам удаётся достичь положительных результатов.

Немаловажное значение имеет организация занятий, предварительная подготовка, сохранности и безопасности здоровья детей. Нельзя пренебрегать безопасностью самодельных инструментов. Дети младшего возраста имеют потребность попробовать всё на «зуб», поэтому все «шумелки» должны соответствовать нормам безопасности: никаких мелких деталей, откручивающихся крышек (которые дают доступ к наполнителям, а это может быть горох, пуговицы, бусины и.т.д.) и никаких отрывающихся наклеек. Исключением являются игрушки-шумелки, предназначенные конкретно для показа педагогом. Обычно инструменты педагога несколько отличаются большим размером, сложным, трудоёмким методом оформления. Необходимо исключить такие инструменты из музыкального уголка. Не нужно стремится к большому количеству вариантов «шумелок», главное, чтобы они отличались друг от друга не только внешним видом, а так же способом извлечения из них звука.

За время работы у меня образовалось несколько самых востребованных и удобных в обращении инструментов:
1. «Колокольчик» - металлический колокольчик внутри горлышка от маленькой пластиковой бутылочки.
2. «Шуршунчик»- мешочек из ткани (размером 6 на 12 см.) с наполнителем из шуршащей целлофана.
3. «Гремелочка»- пластиковое яйцо из «Киндера сюрприза», наполненное горохом. Резинка проходит через яйцо. Длина петли должна подходить для одевания игрушки как на руку, так и на обувь ребёнка.
4. «Бутылочка» - бутылочка из под йогурта «растишка» с крышкой. Внутри которой сыпучая крупа.
5. «Деревянные палочки, деревянные ложки».

Количество инструментов желательно должно быть по количеству детей. При работе с инструментом детям располагаться так, чтобы был хороший обзор, свобода движений и быстрый доступ к инструментам (игрушки не падают на пол).

Для обучения игре с шумовыми инструментами необходимо соблюдать последовательно этапы:
1. Знакомство с инструментом (показ педагога): рассматривание внешнего вида, название, наличие определённого звука. Обучение правилам обращения: как держать, что делать, чтобы он звучал, сопоставление его с музыкальным произведением.
2. Рассматривание инструментов, манипуляции с ним, «проба» на звук. Озвучивание несложных игр, использование двухчастных форм произведений, где используется не более двух видов извлечения звука.
3. Озвучивание сказок «шумелок», разучивание сложных игр, потешек с большим количеством шумовых инструментов доступного для малышей.
4. Творчество детей в шумовом оркестре.

При знакомстве детей с шумовыми инструментами возможно использовать любую танцевальную мелодию («Полянка», «Ах вы сени», «Как у наших у ворот»…), где каждая часть меняет способ озвучивания (стучать по мешочку, сжимать и разжимать, давить на него одним пальцем и всей ладошкой, движения «постираем»…). Предлагаем несколько примеров игр с шумовыми инструментами.

Мы мешочки в руки взяли
сжимают и разжимают
Крепко – крепко постирали
«стирают» мешочек
Мы мешочки отожмём
выжимают мешочек
А потом играть начнём
хлопают по мешочку

нажимают пальчиком
Все сугробы замела.
сжимают и разжимают рукой
Мы на санки сядем гоп,
катают между ладонями
И покатимся в сугроб.
хлопают всей ладошкой по мешочку

Игра «Зайка - шалунишка»
Перед детьми на столе лежат шумовые инструменты. Зайка би-ба-бо говорит слова, затем прячется за ширмой и звучит каким-нибудь инструментом. Дети слушают. По слуху определяют его и находят у себя такой же. В конце игры под музыку зайка пляшет, а дети подыгрывают на любом инструменте.

Здравствуйте, ребята, а вот и я
Очень торопился к вам, друзья,
С горки кубарем упал.
Все игрушки потерял,
И теперь в коробке тарарам,
Помогите разложить мне по местам!

Раз, два, три, четыре
стучат об ладошку
Тесто вместе замесили.
гремят над головой
Раскатали мы комок
катают между ладонями
И слепили пирожок.
перекладывают с одной ладошки в другую
Из печи его достали,
ставят перед собой
На подносе остужали.
машут на бутылочку руками
Приходите все сюда
разводят руки
Приглашаем вас, друзья!
четыре хлопка над головой

Младший возраст самоценен тем, что он позволяет ребёнку музицировать по собственному желанию. В младшем дошкольном возрасте музыкальные инструменты определены в своём основном значении, ведь совместная игра на шумовых инструментах, прежде всего не для игры, а для общения.

Список используемой литературы:
1. М. Трубникова «Играем в оркестре по слуху»- Москва, 2000г.
2. Л. Виноградов «Музыка как наука общения и воображения» «Детский сад со всех сторон» № 29, 2007г.
3. Т. Тютюнникова «Шумовой оркестр снаружи и изнутри» - «Музыкальная палитра» №6, 2006г.

Рекомендуем посмотреть:

Картотека музыкального руководителя детского сада Развитие вокально-хоровых на выков на музыкальных занятиях в детском саду Особенности слуха и голоса дошкольников Кластерное пение
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста на занятиях в фольклорном кружке | Конспект образовательного события по ПДД для детей средней группы
Опубликовано: 1557 дней назад (17 сентября 2020)
Просмотров: 2826
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!