Из опыта работы воспитателя ДОУ. Социализация младших дошкольников в игровой деятельности
Социализация, предполагает адаптацию ребенка к социальной среде, в которой ему предстоит жить, освоение соответствующих норм поведения и образа жизни. Кроме того, являясь частью этой среды, ребенок определенным образом влияет на нее, учится взаимодействию, умению строить отношения сначала в семье, в узком кругу близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах.
Социализация детей младшего возраста в детском саду направлена на освоение первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих
задач:
• развитие игровой деятельности детей;
• приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
Игра одна из главных сфер социализации детей младшего возраста и отражение жизни. Поэтому мы должны поощрять участие детей в совместных играх и развивать интерес к различным видам игр. Помогать детям объединяться для игры в группы по 2-3 человека на основе личных симпатий. Развивать умение соблюдать в ходе игры элементарные правила.
Игровая деятельность у детей, как процесс начинается очень рано, когда дети еще не ознакомлены с целями и задачами игры, а просто берут первый предмет, который попал на глаза, и воображают интересные действия, осваиваются и играют, выбирая себе роли и тематику игры. Поэтому этот период особенно значим в жизни ребенка, так как в это время закладываются все основы игровой деятельности, с помощью которой ребенок будет познавать мир и развиваться, как личность.
Так как первые игры детей носят предметно - манипулятивный характер, первое с чего мы начали, это обогатили и разнообразили предметную развивающую среду, начали дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками.
Усложнили и обогатили предметно-игровую среду уголков профессий. Разнообразили наш сенсорный уголок играми, сделанными своими руками совместно с детьми из бросового материала.
Особое значение в успешной социализации детей имеют сюжетно-ролевые игры, в таких играх нет прямой зависимости ребенка от взрослого, в них он получает большую самостоятельность, чем в учебной и трудовой деятельности. Поэтому для социализации младших дошкольников мы развивали умение детей выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий. Формировали умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами.В индивидуальных играх с игрушками, исполнять роль за себя и за игрушку.
Показывали детям способы ролевого поведения, используя обучающие игры.
Поощряли попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли, умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре.
Усложняли и обогащали предметно-игровую среду.
Основные развивающие игры детей младшего возраста, это построение различных фигур из кубиков и деталей конструктора. Мы учили детей использовать в играх строительный, природный материал. Ребенок, конструируя, развивает воображение, планирует свои действия, обыгрывает совместно с другими детьми постройки. Пирамиды и матрешки, собирая единое целое из отдельных деталей с учетом разных свойств и признаков, размера, цвета, формы, малыш развивает логическое мышление и помогает в его развитии сверстникам. Играя пазлами составляет картинки из отдельных фрагментов, подбирает и соединяет изображения людей, животных, предметов, подходящих по определенным смысловым признакам, так же учится взаимодействовать в группе, когда к сбору интересной картинки присоединяются другие дети.
Так же в социализации детей младшего возраста помогают упражнения, игры на внимание, которые должны быть разнообразны по форме и характеру. Объекты внимания также самые разные: звуки, голоса, предметы, люди, их одежда, эмоции, контакты. Например: «Что изменилось в этой комнате?», «С закрытыми глазами угадай, кто подал голос», «Кто крепче всех пожал руку?»
Развивали активность детей в двигательной деятельности, организовывали игры со всеми детьми. Подвижные игры на социализацию могут быть любыми. Единственное требование - они всегда должны быть интересны детям и направлены на общую деятельность, совместные движения, контакт.
Пробуждали интерес детей к театрализованной игре, при показе театрализованного представления взрослыми и старшими дошкольниками.
Создавали условия для формирования доброжелательности, доброты, дружелюбия, Создавая игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим. Поощряли попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь.
Важно грамотно организовать и использовать игру в процессе социализации младших дошкольников. При помощи игры можно скорректировать поведение ребенка, помочь ему адаптироваться в новой для него обстановке. При выборе игр мы руководствовались возрастными особенностями и интересами ребенка. Взрослому необходимо принимать активное участие в игровом процессе, обучать и объяснять малышу происходящее.
Рекомендуем посмотреть:
Организация игровой деятельности в разновозрастной группе
Социализация детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр
Педагогическая работа по социализации и нравственному воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС
Контактно - игровая импровизация с варежками-липучками для детей дошкольников