Подборка психологических игр с детьми дошкольного возраста
«Кто у нас хороший?»
Цель игры: сблизить детей друг с другом, научить их доброжелательному отношению друг к другу.
Для игры вам потребуется голова лошадки на палочке, на которой сможет «скакать» главное действующее лицо.
Рекомендуемый возраст детей – 2-4 года.
Ход игры
Ведущий (воспитатель) просит детей встать в круг, после чего сам выбирает водящего.
Дальнейший игровой процесс проходит под русскую народную потешку «Кто у нас хороший?» Можно ее выучить заранее.
Водящий садится верхом на лошадку. Игра начинается: слова потешки сопровождаются действиями.
Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий?
Сашенька (подставляет имя игрока) хороший,
Сашенька пригожий.
(Все игроки произносят эти слова, плавно делая взмахи руками в сторону водящего, который стоит в центре круга).
На коня садится,
Конь под ним бодриться.
(Водящий верхом на лошадке подскакивает на месте, изображая готовность
двинуться в путь).
Он по лугу едет,
Луга зеленеют.
(Хоровод медленно движется по направлению вправо, а водящий верхом на коне скачет внутри круга в противоположном направлении).
К садам подъезжает,
Сады расцветают.
(Хоровод останавливается, игроки медленно поднимают руки вверх, делая «фонарики». Водящий скачет)
К дому подъезжает,
Его Машенька
(подставляет имя другое)
Встречает.
(Игрок, которого назвали по имени, выходит в круг к водящему, обнимает его).
Люшеньки-люли!
Люшеньки-люли!
(Водящий отдает лошадку другому (Машеньке) игроку и занимает место в кругу, после чего второй игрок становится водящим и игра продолжается).
«Карусели»
Цель игры: сблизить детей в группе, научить их внимательно относиться друг к другу.
Рекомендуемый возраст детей – 3-5 лет
Ход игры
Играть в «Карусели» нужно группой. Игра начинается с того, что дети приглашают друг друга. Один из игроков (им может быть и ведущий – взрослый) приглашает поиграть одного из детей. Например, он может сказать: «Давай поиграем в карусели. Вероника, пойдем играть!» - и берет ее за руку. Далее уже второй игрок будет выбирать следующего и т.д., пока не получится цепочка из игроков. Ведущий предлагает взяться за руки, чтобы получился круг.
После этого дети хором декламируют стихотворение, выполняя под эти слова хороводные движения вслед за ведущим. Слова и движения в игре следующие:
Еле-еле, еле-еле
(Дети, не расцепляя рук, медленно ходят по кругу в правую сторону)
Завертелись карусели,
А потом быстрей, быстрей
(Движения постепенно убыстряются)
И еще быстрей, быстрей
(Увеличение темпа)
А потом бегом, бегом
(Дети бегают по кругу, не расцепляя рук)
И еще бегом, бегом.
(Те же движения)
Побежали, побежали!
(Карусель мчится в обратном направлении)
Тише-тише, не спешите
(Дети переходят на шаг)
Карусель остановите!
(Движения становятся еще медленнее)
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра!
(Дети останавливаются, поворачиваются лицом в круг и три раза хлопают в ладоши, после чего расходятся)
Примечание: если игра проводится среди детей трех лет, то навыки бегания и цепкость рук в этом возрасте еще полностью не сформированы. Чтобы избежать падений, воспитатель должен брать за руки тех детей, чья цепкость рук пока желает лучшего.
Также очень полезно проводить игру для детей двух разных возрастов: в этом случае пятилетние дети смогут не только весело играть, но и опекать маленьких. Это усиливает эффект игры: старшие учатся заботиться о маленьких.
«Подарки»
Цель игры: помочь детям сблизиться друг с другом, учить прислушиваться к пожеланиям окружающих.
Рекомендуемый возраст детей – 2-5 лет.
Ход игры
Воспитатель спрашивает детей, любят ли они получать подарки. После чего воспитатель предлагает детям поиграть в подарки.
Воспитатель выбирает водящего. Игроки становятся в круг, держась за руки, а водящий становится в центр круга. Дети начинают водить хоровод, говоря вместе с воспитателем:
Принесли тебе подарки:
Что ты выберешь, дружок?
Конь и кукла в платье ярком,
Самолетик и волчок.
Водящий выбирает тот подарок, который он хотел бы получить (из перечисленных). После того как водящий назвал подарок, дети, не выходя из круга, начинают изображать подарок, произнося слова.
Если водящий выбрал коня, то дети поворачиваются вправо и бегут по кругу, высоко поднимая колени. Руки вытягивают вперед, как будто держат поводья, и произносят слова
Конь ретивый,
Цок-цок-цок!
Слышен топот быстрых ног:
Цок-цок-цок!
Тпру-у!
(Дети останавливаются и поворачиваются лицом к центру)
Если водящий пожелал куклу, то движения и слова будут уже другие:
Кукла, кукла, попляши,
Нам платочком помаши!
(Под эти слова дети свободно танцуют)
Если водящий выбирает самолет, то дети «заводят свои самолеты»
(стоя на месте, крутят руками, держа их перед собой), а потом летят по кругу, расставив руки в стороны. Заводя мотор, дети хором произносят:
Самолет, самолет,
Ты возьми меня в полет!
Затем дети замедляют движение и приземляются (приседают на корточки).
Если водящий выбирает волчок, то дети хором произносят следующие слова:
Вот как кружится волчок:
(Дети кружатся на месте)
Прожужжал и на бочок!
(Дети присаживаются на корточки, слегка отклоняясь вбок)
Итак, водящий выбирает себе один из подарков, и дети изображают его. В ходе игры водящий внимательно следит, кто изобразил его подарок лучше всех, после чего объявляет его водящим.
«Погуляем-поиграем»
Цель игры: помочь взрослому найти общий язык с детьми, завоевать их доверие. Игра учит подражать взрослому, слушать его.
Рекомендуемый возраст детей – 2,5 -4 года
Ход игры
В начале игры стульчики расставляются полукругом. Дети рассаживаются на стульчики. Воспитатель предлагает поиграть в игру, после чего прячется за спинку стула и говорит, что теперь стульчик похож на домик, и машет детям в окошко. Воспитатель предлагает детям сделать то же самое. После того, как все дети спрятались, воспитатель выглядывает в окошко и говорит: «На улице хорошая погода. Давайте выйдем из домиков погулять» - после чего выходит на середину комнаты. По его примеру дети тоже выходят на середину комнаты и становятся вокруг воспитателя. Воспитатель декламирует народную закличку:
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко.
Дам тебе веретешечка,
Насыплю горошечка.
После чтения заклички дети гуляют: повторяют движения воспитателя по его подсказке. Когда воспитатель говорит: «Топ-топ!», - дети топают, а когда: «Хлоп-хлоп!», - хлопают. Выполнив эти движения, дети разбегаются. Воспитатель смотрит вверх и говорит: «Посмотрите, дети, дождик начинается. Давайте пойдем домой».
При этих словах дети убегают в домики. Воспитатель имитирует шум дождя, после чего говорит: «Скучно сидеть в домике. Давайте устроим так, чтобы опять наступила хорошая погода. Давайте попросим дождик, чтобы он перестал идти». Воспитатель декламирует:
Дождик, дождик, перестань,
Куплю тебе сарафан!
Останутся деньги –
Куплю тебе серьги!
Останутся пятаки –
Куплю тебе башмаки.
После этого воспитатель вновь выглядывает в окошко и говорит: «Смотрите, опять наступила хорошая погода. Давайте выйдем поиграть!» После этого игра повторяется.
«Веселый паровозик»
Цель игры: учить детей слушать взрослого, выполнять действия сообща, учить дисциплинированности.
Рекомендуемый возраст детей – 2 -4 года.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям покататься на паровозике. Для того, чтобы сесть в паровозик, дети встают друг за другом, держа друг друга за талию. Сам воспитатель изображает паровоз, а дети- вагончики. По команде воспитателя паровозик трогается в путь. Дети изображают стук колес (чух-чух).
Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тарахтят,
Тараторят, тарахтят.
Проехав вместе с детьми немного, воспитатель объявляет, что паровозик доехал до леса, и предлагает детям выйти из паровозика и пойти в лес собирать грибы.
Через некоторое время воспитатель объявляет, что скоро стемнеет, нужно ехать домой. Дети вновь выстраиваются и едут домой.
Примечание: эту игру лучше проводить регулярно, так как она дисциплинирует детей. Можно смоделировать много игровых ситуаций, которые разнообразят игру.
«Сапожок»
Цель игры: помочь взрослому найти общий язык с детьми. Развивать у детей волевые качества, самостоятельность.
Для игры разметить игровое поле: провести длинную черту (на нее будут вставать все игроки), а затем, отступив от нее шагов 20, провести вторую черту.
Рекомендуемый возраст детей – 3 -4 года.
Ход игры
Перед игрой воспитатель предлагает детям совершить небольшое путешествие и объясняет, что оно начнется от стартовой черты, а закончится у второй.
(«Здесь вы должны остановиться»).
В начале игры дети выстраиваются в линию на стартовой черте. Взрослый объясняет, что сейчас они будут повторять за ним движения, одновременно произнося следующие слова.
Наши ножки, наши ножки
Побежали по дорожке.
(Дети бегут по направлению к финишу)
А бежали мы лесочком,
Прыгали через пенечки.
(Дети выполняют 4 прыжка вперед)
Прыг-скок! Прыг-скок!
Потеряли сапожок!
(Дети садятся на корточки и, приставив ладонь ко лбу, смотрят вправо и влево, ища потерянный сапожок)
После этого воспитатель говорит: «Нашли сапожок! Бегите домой!» Дети бегут к первой черте, после чего игру можно повторить.
«На лошадке ехали»
Цель игры: научить детей слушать взрослого.
Для игры потребуются детские стульчики по количеству детей.
Рекомендуемый возраст детей – 3 -4 года.
Ход игры
Стульчики расставляют полукругом. Дети рассаживаются на стульчики, воспитатель садится рядом. Воспитатель вместе с детьми читает стихотворение И. Токмаковой, сопровождая его слова движениями.
На лошадке ехали
(Дети сидят на стульчике, держа руки, сжатыми в кулаки, перед собой, как будто они крепко держат поводья)
До угла доехали.
Сели на машину,
Налили бензину.
На машине ехали,
(Дети сидят на стульчиках и руками изображают, как рулят)
До реки доехали.
Трр! Стоп! Разворот!
На реке пароход.
Пароходом ехали.
(Дети встают со стульчиков, складывают согнутые в локтях руки ладонями, а потом плавно выпрямляют и разводят руки, как будто плывут)
До горы доехали.
(Дети стоят, приложив руку козырьком к глазам, и смотрят вверх, как бы окидывая взглядом воображаемую гору)
Пароход не везет
(Дети разводят руками, пожимая плечами)
Надо сесть в самолет.
Самолет летит, в нем мотор гудит.
(Дети разводят руки в стороны и бегут по кругу)
У-у-у!
(Пробежав еще один-два круга, дети садятся на стулья)
«Лужа»
Цель игры: учить детей таким нравственным качествам, как умение помогать друг другу в трудной ситуации; помочь подружиться.
Рекомендуемый возраст детей – 3 -4 года.
Ход игры
Воспитатель произносит следующие слова: «Иду-иду, друга я себе найду!» Говоря эти слова, воспитатель проходит вдоль цепочки детей и берет за руку любого из них. Затем они идут вдвоем и с теми же словами выбирают еще одного игрока, затем еще одного и так далее, пока не выберут всех детей. Затем делают круг.
Дети, стоя в кругу, начинают хороводить, сопровождая действиями слова:
Ой, детишки, вы куда?
(Дети кружатся в хороводе, ведя его вправо, и останавливаются на последнем слове)
Посмотрите: здесь вода!
(Ведут хоровод влево, при последнем слове останавливаются и прикладывают правую руку «козырьком» ко лбу, высматривая воображаемую воду)
Ой, вода! Ой, вода!
Вот беда так беда!
(Дети поворачиваются лицом к центру круга и, взявшись руками за голову, качают головой, а при последних словах поворачиваются к центру круга спиной)
Прыг-скок! Скок-поскок!
(Дети делают несколько прыжков по направлению от центра круга)
Прыгал, бегал и скакал,
Вот и в лужу ты попал.
(Дети прыгают и скачут на месте, а при последних словах приседают, т.е. попадают в лужу)
Воспитатель подходит к любому из детей и, взяв его за руки, помогает ему выпрыгнуть из лужи. Спасенный игрок, в свою очередь, идет вызволять из лужи любого другого игрока, тот – следующего и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не окажутся «спасенными».
Рекомендуем посмотреть:
Психологическая игра для детей 5-7 лет. Дружная семейка
Методическая разработка по сказкотерапии
Манкатерапия в работе с дошкольниками
Психологическая сказка - игра для старших дошкольников
Похожие статьи:
Психологические игры для детей дошкольного возраста
Психологические игры для дошкольников
Конспект занятия с дошкольниками. Путешествие на машине времени
Психологические игры для детей 3-6 лет
Игры на знакомство в детском саду. Старшая группа