Проект для детей старшего дошкольного возраста «Мой город - Краснодар»
Проектная деятельность в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
Тема проекта: «Мой город - Краснодар» Участники: дети старшей и подготовительной к школе групп, родители воспитанников Педагоги:
Журавель С.Н., учитель-логопед,
Ломоносова М.А., учитель-логопед,
Губатова С.Г., воспитатель,
Власенко А.Ю., воспитатель,
Стаценко Л.В., воспитатель
Пояснительная записка
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего города к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе.
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям: отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. И важно научить видеть красоту того, что его окружает, видеть заботу людей о своем городе, научить ребенка ценить и сохранять наследие своего народа и воспитывать желание сделать город еще краше, комфортнее для жизни.
Этот проект посвящается городу Краснодар, который является Родиной наших воспитанников.
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Исходя из выше изложенного, мы считаем, что данная тема: формирование духовно-нравственного отношения к родному городу, является актуальной.
Проблемное поле проекта:
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок.
Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к своей малой Родине.
Вид проекта – информационный, творческий, краткосрочный (3 недели).
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие (изобразительное искусство); социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие, физическое развитие. Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта:
– определение темы, постановка цели и задачи;
– определение методов и приёмов работы;
– диагностирование экологического воспитания;
– подбор методической и художественной литературы, демонстрационного материала;
– подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности;
– подбор материала для творческого труда;
– составление перспективного плана. Цель:
Приобщать детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю. Задачи:
Формировать представления детей об историческом, культурном, географическом своеобразии родного региона.
Реализовать потребность детей старшего дошкольного возраста в бережном отношении к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе.
Развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить и фантазировать. Планируемые результаты Личностные качества:
• Дети проявляют устойчивый интерес к истории и традициям родного города;
• Воспитанники способны самостоятельно сообщить информацию о месте проживания (город, предприятие города, символику, достопримечательности, климатические условия);
• Дети способны любоваться природой города, бережно относиться к ней.
Интеллектуальные качества:
• Дети способны уверенно действовать по образцу (инструкции) педагога в процессе создания образа и описания продукта собственной художественно-творческой деятельности;
• Дошкольники способны разработать план действий по созданию продукта (рисунка, составить описательный рассказ о родном городе);
• Знают главную улицу нашей малой Родины, флаг, герб, гимн Краснодара. Физические качества:
• Воспитанники способны проявить волевые усилия (довести работу до конца).
Этапы проектной деятельности, сроки
№ Этап Содержание деятельности Сроки
1 Поисковый этап Родители: подбор картинок, фотографий с видами родного города.
Педагоги: подбор дидактического материала, наглядных пособий, изучение методической литературы, составление перспективного плана, создание развивающей среды, подбор игр и оборудования. 3 дня
2 Аналитический этап Педагоги: анализ собранной информации и планирование практической деятельности по созданию продукта 2 дня
3 Практический этап Педагоги: распределение ответственности за реализацию проекта, изготовление продукта. НОД, беседы, прогулки, составление макетов улицы, игры, просмотр мультимедийных презентаций о достопримечательностях Краснодара. Изготовление медиа-картотеки «Растительный и животный мир Краснодара».
Родители: экскурсии по историческим местам города.
Изготовление совместно с родителями макета «Мой город». 1 неделя
4 Презентационный этап Педагоги: выставка рисунков «Моя улица», «Мой дом», мультимедийная презентация «Моя прогулка по интересным местам Краснодара», альбом «Мой город», НОД по развитию связной речи - открытое занятие учителей-логопедов «Моя воскресная прогулка по Краснодару».
Родители: выставка фотографий «Воскресная экскурсия по родному городу». 4 дня
5 Контрольный этап Рефлексия 1 день
Проектная карта Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами
1. Непосредственно образовательная деятельность - Коммуникация
Составление рассказа (из личного опыта) «Моя воскресная прогулка по городу».
2. Наблюдения (экскурсии, прогулки)
Прогулка: наблюдение за трудом взрослых «Путешествие по улице».
3. Рассказывание, беседы «Как мы бережем наш город», «Гуляем по городу».
4. Чтение художественной литературы, стихотворений, посвященных Родине.
5. Экспериментирование, моделирование - изготовление совместно с родителями макета «Мой город».
6. Игры (настольно-печатные и дидактические): «Назови свой адрес», «Пазлы», «Узнай, где я нахожусь», «Собери картинку» (виды города).
Сюжетно-ролевые игры: «Строители», «Магазин», «Почта», «Полиция».
7. Художественно-творческая деятельность: рисование «Моя улица», лепка «Мой дом», аппликация «Здания моего города», графическое изображение флага города Краснодара.
8. Прослушивание аудиозаписей: «Гимн города», «Звуки моего города», песен о городе Краснодаре.
9. Интерактивная экскурсия в историко-археологический музей-заповедник имени Е.Д. Фелицына.
Результат проекта:
Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей. Повысился познавательный интерес к своему городу, к его истории. Родители и педагоги убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны.
Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку. Родители вместе с детьми представили очень интересную информацию по теме «Мой город родной», сопровождали свои рассказы показом фотографий о родном городе. Родители, педагоги и воспитанники групп изготовили совместный макет «Мой город», где запечатлели наиболее значимые и интересные места города Краснодар.
Замечательный проект нашего родного города. Очень часто дети живут в городе и мало о нём знают. Данный проект способствует расширению кругозора детей. Совместные семейные выходы в памятные места города получают новый смысл. Теперь они имеют не только развлекательный характер, но и познавательный с углублением в историю. Спасибо! Голос!
Здравствуйте, Светлана Николаевна! Спасибо за прекрасный проект! На фото видно сколько усилий приложено, как много сделали родители. Поделки изумительные! Я думаю участие в этом проекте было интересно не только детям, но и взрослым! Творческих Вам успехов и благодарных воспитанников!!! Голос!
Здравствуйте, Светлана Николаевна! Интересный проект у Вас получился. Подборка фото для презентации хорошая. Думаю, детям было особенно интересно принимать активное участие в проекте города Краснодара, т.к. это их родной город, а детский ум, как губка, всё впитывает и требует ещё! Побольше Вам новых идей и творческих успехов! Голос!