Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ через приобщение к художественной литературе

Из опыта работы воспитателя ДОУ. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ через приобщение к художественной литературе
Составитель: Савинкова Ольга Анатольевна, воспитатель МКДОУ д/с № 8, г.Новосибирск
Описание материала: статья предназначена для воспитателей дошкольного учреждения, которые работают с детьми раннего возраста и родителей. Опыт работы показывает, что более легкой адаптации к условиям ДОУ способствует приобщение детей к художественной литературе.
Цель: Распространение педагогического опыта и организация консультативной поддержки педагогических работников и родителей по вопросам адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ через приобщение их к художественной литературе.
Задачи:
1. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
2. Взаимодействие с семьями воспитанников для создания единого образовательного пространства и повышения педагогической компетентности родителей (законных представителей).
В.А.Сухомлинский:
«Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг»

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
Привыкание к новым условиям (адаптация) – процесс длительный и сложный для детского организма. Обычно период адаптации ребенка к условиям пребывания в яслях длится не более месяца. Наблюдения показали, что в первые дни ребенку приходится в яслях очень трудно. Он плохо чувствует себя без мамы, его пугает новая обстановка, большое количество детей, незнакомые взрослые. Это настроение ребенка очень явственно проявляется в его поведении, эмоциональном состоянии.
Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям.
Для того, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Дети с отрицательной самооценкой имеют высокую тревожность, хуже приспосабливаются к жизни, трудно сходятся со сверстниками. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если и участвуют, то часто обижаются и уходят.
И на помощь придут сказки, потешки, прибаутки, стихи на влияние эмоциональной сферы ребенка. Именно они помогут ребенку снять эмоциональное напряжение, повысить уверенность в собственных силах, понять, что он ничуть не хуже других, что он любим и дорог.
Огромный вклад в развитие личности ребенка вносит художественная литература. Именно в этом ее участие сложно переоценить. В наше время тяжело представить себе детство без книги. С малых лет книга сопровождает нас, художественная литература в свою очередь развивает и обогащает речь ребенка: у ребенка развивается воображение, формируются красивые образцы литературного языка. Слушая любимую, поучительную сказку он вместе с героями переживает всю их жизнь, волнуется вместе с ними. Вследствие чего ребенок начинает понимать смысл художественных произведений и при этом происходит формирование его как личности.
Многие известные литераторы и психологи уделяли большое внимание изучению влияния детской художественной литературы на формирование личности ребенка. Этой проблемой занимались К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, В.А. Сухомлинский и мн. др. Все они призывали к важности с самого детства приобщать детей к литературе, развивать ребенка на примерах героев художественных произведений.
В психологии чтения возраст до 3 лет называют стартовым. От того, что получил ребенок в отношении чтения в этот период, зависит его читательское развитие в последующие периоды детства. В этом возрасте зарождаются способность к диалогу с автором, сопереживание героям, способность к преодолению простейших проблемных ситуаций. Детям нравится держать книги в руках, листать, рассматривать красочные картинки. Поэтому у ребенка с самого раннего возраста должна быть своя книжная полка. И чтобы ребенок научился складывать в общую картину иллюстрации, ему конечно же, нужно читать.
Чтобы приобщить ребенка 2-3 лет к художественной литературе необходимо:
- Читать детям художественные произведения, предусмотренные программой для второй группы раннего возраста.
- Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения.
- Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями.
- Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений.
- Поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью взрослого.
- Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку.
- Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах.
- Побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».

Воспитательная работа с детьми в адаптационный период должна проводиться дифференцированно, в соответствии с содержанием потребностей ребенка в общении с окружающими. А для снижения эмоционального напряжения нам поможет приобщение детей к художественной литературе.
Примерный список литературы для чтения детям
Русский фольклор
Песенки, потешки, заклички «Ладушки, ладушки!..», «Петушок, петушок...», «Большие ноги...», «Водичка, водичка...», «Баюбай, баю-бай...», «Киска, киска, киска, брысь!..», «Как у нашего кота...», «Пошел кот под мосток...». «Наши уточки с утра…»; «Пошел котик на Торжок…»; «Заяц Егорка…»; «Наша Маша маленька...»; «Чики, чики, кички...», «Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»; «Из-за леса, из-за гор...»; «Бежала лесочком лиса с кузовочком...»; «Огуречик, огуречик...»; «Солнышко, ведрышко...».
Русские народные сказки и народов мира «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» (обр. К. Ушинского); «Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова). «Козлятки и волк», обр. К. Ушинского; «Теремок», обр. М. Булатова; «Маша и медведь», обр. М. Булатова.
«Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина; «Бу-бу, я рогатый», лит., обр. Ю. Григорьева; «Котауси и Мауси», англ., обр. К. Чуковского; «Ой ты заюшка-пострел...», «Ты, собачка, не лай...», пер. с молд. И. Токмаковой; «Раговоры», чуваш., пер. Л. Яхнина; «Снегирек», пер. с нем. В. Викторова; «Сапожник», польск., обр. Б. Заходера.
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия З. Александрова. «Прятки»; А. Барто. «Бычок», «Мячик», «Слон» (из цикла «Игрушки»); В. Берестов. «Курица с цыплятами»; В. Жуковский. «Птичка»; Г. Лагздынь. «Зайка, зайка, попляши!»; С. Маршак. «Слон», «Тигре-нок», «Совята» (из цикла «Детки в клетке»); И. Токмакова. «Баиньки».
Проза Т. Александрова. «Хрюшка и Чушка» (в сокр.); Л. Пантелеев. «Как поросенок говорить научился»; В. Сутеев. «Цыпленок и утенок»; Е. Чарушин. «Курочка» (из цикла «Большие и маленькие»); К. Чуковский «Цыпленок».
Произведения поэтов и писателей разных стран С. Капутикян. «Все спят», «Маша обедает» пер. с арм. Т. Спендиаровой; П. Воронько. «Обновки», пер. с укр. С. Маршака; Д. Биссет. «Га-га-га!», пер. с англ. Н. Шерешевской; Ч. Янчарский. «В магазине игрушек», «Друзья» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько.

Используемая литература:
1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста /Н.М. Аксарина – М.: Просвещение, 1991. – 228 с.
2. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ/Л.В.Белкина – Воронеж: Учитель, 2006
3. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ - М.: Просвещение, 2003.-№3.
К.Л. Печора // Ребенок в детском саду. – 2002. - №4.
4. Калинина Т. В., Уривская Н. С. Влияние детской художественной литературы на формирование личности ребенка // Молодой ученый. — 2016. — №5.
5. Лямина Г.М. Воспитание детей раннего возраста/ Г.М. Лямина – М.: Просвещение, 1974.
6. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКААСИНТЕЗ, 2014.
7. Павлова Л.Н. Воспитание и обучение детей раннего возраста / Л.Н. Павлова – М., 1986.
8. Печора, К.Л. Некоторые педагогические подходы в воспитании детей /
9. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. -2003.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

Рекомендуем посмотреть:

Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника (по социально-личностному разви Самостоятельная исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста ИКТ как средство развития познавательной активности старших дошкольников Формирование основ гуманности у дошкольников в детском саду
Участник №64 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 15 апреля 2019 года
Опубликовано: 1148 дней назад (6 апреля 2019)
Просмотров: 1197
Рубрика: Статья
+1
Голосов: 1
Алена Сергеевна Юсова # 7 апреля 2019 в 09:55 +1
Добрый день, спасибо большое за такую позновательную статью про адаптацию детей к детскому саду . Очень подробно и интересно расписан список литературы для этого возраста.