Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Взаимодействие с семьями воспитанников в старшей группе

Из опыта работы учителя-логопеда ДОУ. Статья "Взаимодействие с семьями воспитанников"
Описание материала: статья предназначена для воспитателей, учителей-логопедов дошкольного учреждения, которые работают с детьми дошкольного возраста логопедической группы, и родителей воспитанников ДОУ. Опыт показывает, что более успешнее коррекционная работа с детьми с ОНР проходит благодаря доверительным отношениям учителя-логопеда и родителей и их активного участия в жизни детей.
Цель: Построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольной образовательной организации и родителей дошкольников.
Задачи:
1. Создание благоприятных условий для комплексного педагогического воздействия на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
2. Взаимодействие с семьями воспитанников для создания единого образовательного пространства и повышения педагогической компетентности родителей (законных представителей).

В каждой возрастной группе дошкольного образовательного учреждения ведется работа с родителями воспитанников. Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. В дошкольном учреждении создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в организованной образовательной деятельности, интегрированных занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях, экскурсиях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. Для родителей проводятся тематические родительские собрания и «круглые столы», семинары, мастер-классы, организуются диспуты, создаются библиотеки специальной литературы в каждой группе ДОО.

Особое внимание уделяется родителям детей логопедической группы. В группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи учитель-логопед и другие специалисты пытаются привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам в письменной форме на карточках или в специальных тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей как в речевом, так и в общем развитии.

Чаще всего родители начинают задумываться о проблемах с письмом (дисграфия) своего ребенка только в школе, когда ребенок не может различить конкретный звук в словах, выделять картинки, название которых начинается с одинакового звука, неправильное произношение в повторении за педагогом слогов. Если родители не могут найти несколько минут для занятий и речевых игр с детьми в дошкольном возрасте, то им придется найти больше времени для работы с детьми младшего школьного возраста, чтобы ребенок не чувствовал себя в школе отстающим в учебной деятельности, и чтобы не развились комплексы неполноценности.

Для детей старшей логопедической группы родители должны стремится создавать такие ситуации, которые будут побуждать детей применять знания и умения, имеющиеся в их жизненном багаже. Опора на знания, которые были сформированы в предыдущей возрастной группе, должна стать одной из основ домашней совместной деятельности с детьми. Родители должны стимулировать познавательную активность детей, создавать творческие игровые ситуации.

В свою очередь работа с детьми седьмого года жизни строится на систематизации полученных ранее знаний, что создаст предпосылки для успешной подготовки детей к обучению в школе.

На эти особенности организации домашних занятий с детьми каждой возрастной группы родителей должны нацеливать специалисты на своих консультативных приемах, в материалах на стендах и в папках «Специалисты советуют».

Специально для родителей детей, посещающих группы компенсирующей направленности, материалы родительских уголков помогают родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке, содержат описание опытов, подвижных игр, художественные произведения для чтения и заучивания.

Еженедельные методические рекомендации родителям обязательны в логопедической группе. Без помощи родителей логопед, воспитатели и другие педагоги не смогут решить коррекционные и развивающие задачи, не преодолеют отставания в речевом и общем развитии ребенка, не обеспечат его гармоничного всестороннего развития.

Задача логопеда, привлекающего себе в помощники родителей, состоит в том, чтобы нацелить их на эффективную работу. Обязательно следует предупредить взрослых, что с ребенком можно выполнять задания только тогда, когда он хорошо себя чувствует, весел и бодр. Ничего нельзя навязывать ребенку. Занятия лучше проводить в игровой форме, показывая, что это очень интересно и самому взрослому. Не стоит выполнять все задания сразу, лучше заниматься несколько раз по 10—15 минут. Подвижные игры и пальчиковую гимнастику следует делать вместе с ребенком и самому взрослому, выразительно произнося текст и давая образец выполнения движений. Если у ребенка появилось желание, можно выучить с ним загадку или стихотворение: сначала вместе повторить текст, а потом предложить ребенку сделать это самостоятельно, подсказывая по необходимости отдельные слова или использовать мнемотехнику. Как правило, достаточно двух-трех повторений, чтобы ребенок запомнил небольшой стихотворный текст.

Иногда родители "уходят" от домашних занятий с детьми из-за незнания того, как правильно выполнить те или иные упражнения с детьми дома. Для таких родителей необходимо проводить мастер-классы (артикуляционные упражнения; игры на развитие фонематического слуха; и др.) в индивидуальном приглашении их в кабинет учителя-логопеда с ребенком. Родители должны получить от логопеда информацию о необходимости регулярных игровых развивающих занятий с ребенком. Пусть наберутся терпения, будут упорными — и тогда их усилия будут вознаграждены. К концу года они увидят, как много нового узнал и научился делать ребенок, как пополнился его словарный запас, какой богатой стала связная речь малыша.

Стоит напомнить родителям, что особое внимание нужно уделить устной речи, особенно произношению звуков, словарному запасу, правильности построения предложений.

Каждый родитель хочет своему ребенку успехов в учебной деятельности, и только знающий родитель, который знает как помочь своему ребенку в преодолении речевых трудностей, будет замотивирован это сделать.

Используемая литература
1. Нищева Н. В. Родителям о речи ребенка. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
2. Нищева Н.В. Если ребенок плохо говорит. Консультации логопеда. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
3. Нищева Н.В. Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.

Рекомендуем посмотреть:

Артикуляционная гимнастика для дошкольников в стихах Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с умеренной умственной отсталостью с презентаци Приемы развития мелкой моторики у дошкольников с ОНР Взаимодействие педагогов в детском саду при осуществлении коррекции речевых нарушений с детьми с ОНР
Программа взаимодействия учителя-логопеда с родителями в детском саду
Опубликовано: 1832 дня назад (14 апреля 2019)
Просмотров: 1526
Рубрика: Статья
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!