Приемы развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи
Описание материала: материал будет полезен педагогам дошкольных образовательных организаций, родителям, студентам дошкольных факультетов.
С каждым годом возрастает число детей, имеющих недоразвитие речи. Контингент групп компенсирующей направленности в нашем дошкольном учреждении составляют дети с общим недоразвитием речи II, III и IV уровня. При этом у воспитанников нарушено формирование всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики, относящихся к её звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Кроме того, у детей отмечается и слабое развитие мелкой моторики пальцев рук, которая характеризуется двигательной неловкостью, малым объёмом движений, недостаточным темпом и переключаемостью. Поэтому одним из направлений коррекционной работы с детьми групп компенсирующей направленности является развитие мелкой моторики.
Для стимулирования речевого развития детей в ДОУ организована планомерная, систематическая работа по развитию мелкой пальцевой моторики, начиная с 2-летнего возраста.
Осуществляют эту работу воспитатели всех возрастных групп во время режимных моментов, во время образовательной и совместной деятельности, в играх.
Примерная основная образовательная программа “Детство”, по которой работает ДОУ, предъявляет требования к развитию мелкой моторики детей каждой возрастной группы и рекомендует основные направления, приёмы для её развития. Опираясь на эти требования, планируется вся работа с детьми.
В группе подготовлен материал, игры для манипуляции с предметами, которые также способствуют развитию мелкой моторики. Упражнения с ними разнообразны.
- Мозаика, конструкторы.
- Счетные палочки.
- Клубки ниток.
Для разнообразия заданий по мелкой моторике предлагаю детям клубочки с нитками, упражнение сопровождаем стихами. Дети катают клубочки по столу, передают друг другу, соревнуются, кто быстрее перемотает клубок. Перематывая клубок, ребенок делает свои пальчики ловчее.
- Выкладывание фигур и предметов (семена, косточки от арбузов, пуговицы и т.д.)
- Нанизывание бус на леску: «Чудо бусы».
- Тренажеры (эспандеры, массажеры, мячи – ежики).
- Проволока.
- «Расстегайчики», различные виды шнуровок.
ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Рисование — радостный, вдохновенный труд, к которому ребенка не надо принуждать. А знаете ли вы, что рисовать можно даже без кисточки, а именно пальчиками. Такое оригинальное рисование расковывает творческие возможности ребёнка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Конечно, ребёнок перепачкается, но это временные трудности, которые можно предусмотреть: фартук, клеёнка, свободное пространство и большие листы бумаги, лучше обои.
“Пальчиковый бассейн" легко сделать в домашних условиях: в большой прямоугольной коробке с низкими бортиками рассыпать горох или фасоль высотой в 6 – 8 см. Проведение пальчиковой гимнастики в таком "бассейне" способствует активизации двигательной кинестезии, праксиса позы, улучшает динамический праксис. Диагностические пробы (поиск предметов различной фактуры, величины, фор мы) с использованием этого тренажера позволяют максимально активизировать пальцевой гнозис, проприоцептивные ощущения.
Щётка "ежик”. Рабочую поверхность "ежика" можно изготовить из массажной щетки для волос. Площадь ее поверхности, по возможности, должна соответствовать площади поверхности ладони и пальцев ребенка. Широкая резинка способствует плотному прилеганию щетки к ладони поверхности руки (большой палец руки отведен).
Использование щетки возможно в двух положениях:
а) зубцами к ладонной поверхности руки;
б) зубцами к наружной поверхности руки.
С помощью многочисленных точечных раздражителей мышцы руки получают достаточно сильные и точечные двигательные кинестезии. Это позволяет успешно использовать новый тренажер на занятиях логопедической лечебной физкультурой.
Пальчиковая гимнастика позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, учит управлять своим дыханием (у ребенка до 7 лет еще наблюдается дыхательная аритмия), формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшит и ускорит запоминание стихотворного текста. Гимнастика для пальцев рук делиться на пассивную и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребёнка.
Шнуровки, застежки, кнопки, молнии. В быту мы часто сталкиваемся с этими предметами. Руки ребенка еще не настолько развиты, чтобы с легкостью манипулировать ими. Тренироваться необходимо везде всегда на всем, что можно завязать, застегнуть, зашнуровать и ни в коем случае не расстраиваться, если не получается с первого раза. Необходимо побольше терпения, внимания, выдержки.
Выкладывание букв из различных материалов – серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по заданному образцу. Занятие можно разбить на несколько этапов. Сначала взрослый выкладывает или рисует на бумаге букву-образец и знакомит с ней ребенка. Затем малыш копирует букву из предложенного материала. Следующий этап, когда дошкольник с помощью взрослого выкладывает простые слова, учится читать, Я использую для занятия мозаику, семена, мелкие орешки, пуговицы, кусочки бумаги, веточки, счетные палочки, толстые нитки. Предлагаю ребенку самому находить материал для выполнения этих заданий. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под контролем взрослых.
Игры с карандашом, крупой, бусами, орехами. Предлагаю ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.Научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха (камешка, шарика), – совсем не трудно, для начала предложите покатать между ладошек шестигранный карандаш. Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Этот простой и эффективный массаж способствует притоку крови к нервным окончаниям на пальчиках последовательно, посылаются положительные импульсы в головной мозг.
Основные направления работы с детьми на занятиях:
Одним из приемов развития мелкой моторики: использование системы «от простого к сложному», поэтому развивать мелкую моторику рук у детей можно начинить с обучения приемам самомассаж.
1. Самомассаж – это один из видов пассивной гимнастики пальцев рук. Проводила его ежедневно 2-3 раза в день, т.к. самомассаж оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей. Самомассаж начинали с легкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони одной руки, затем другой.
После этого проводили растирание ладони сначала одной руки от середины к краям большим пальцем другой.
Освоив приемы самомассажа, приступить к выполнению комплекса движений:
«Назовем пальчики» (указательный и средний пальцы одной руки вытянуты и прижаты друг к другу). Поочерёдное поглаживание указательным и средним пальцами правой руки пальцев левой, 2-3 раза каждый пальчик, потом наоборот. По ходу выполнения знакомить детей с названиями пальцев: «Погреем ручки», «Погладь котенка», «Оденем колечко».
Все упражнения выполняются медленно. Следить, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положения кисти и пальцев, правильно переключался с одного движения на другое, при необходимости помогаю ребёнку.
Затем приступить к упражнениям, направленным на развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта. Проводить такие упражнения:
•«Приветствие».
•«Пальчиковый бассейн».
В коробку насыпала горох (или можно другие крупы: гречку, рис, фасоль). Помещала туда несколько предметов различных по форме и величине, но знакомых детям. Предлагала детям опускать кисти рук в бассейн, найти предметы, ощущать и узнать их.
2.Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).
Этот вид упражнений широко распространенный в логопедической практике. В своей работе я использую опыт таких авторов, как Дудьев В.П (1995), Цвынтарный В.В. (1995).
Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, “ёжики”, “скалочки”, семена).
•Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки).
Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
•Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).
•Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
•Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).
•Игры в “сухом бассейне”, наполненном мячиками разной величины или цветными крышками:
•нахождение заданных предметов,
•угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.
•Использование методики Су Джок (работа с различными семенами): -сортировка, перекладывание, выкладывание узоров.
Применение аппликаторов Н. Г. Ляпко (игольчатые коврики) для воздействия на биологически активные точки, расположенные на пальцах рук.
Перечисленные задания используют воспитатели на разных видах занятий. Один раз в неделю во вторую половину дня логопед проводит специальные подгрупповые занятия по развитию моторики с детьми логопедических групп.
•«Чудесный мешочек». Детям нравится играть в «чудесный мешочек». С закрытыми глазами дети нащупывают предмет, описывают какой он, называют его. Если ребёнку трудно определить его на ощупь, предлагаю ему вынуть вещь из мешочка и рассказать, что это, из чего сделано, что за предмет (мелкий, твердый и т.д.).
В этих играх развиваются тактильные восприятия, связная речь.
Параллельно дети учатся застёгивать пуговицы, завязывать и развязывать узлы, шнуровать. Научить большинство детей зашнуровывать ботинки и завязывать шнурок – большая трудность. Поэтому использовала д/и «Шнуровка», «Чудо ёлочка». Вначале дети продевали шнурок в отверстия беспорядочно, не соблюдая нужной последовательности. После многократных объяснений и показа всё начинает получаться. Затем учатся завязывать и развязывать узелки. Упражнения по шнуровке способствуют выработке навыков самообслуживания, развитию усидчивости и внимания.
3.Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры можно условно разделить на 3 группы: игра без предметов; с использованием атрибутики; игры с предметами.
Пальчиковые игры без предметов обычно сопровождаются стихотворениями, потешками. К ним относятся игры на загибание и разгибание пальцев рук: поочерёдно разгибать пальчики, начиная с большого. «Домик», «Пальчик, пальчик, где ты был?», «Этот пальчик бабушка» и др.
Все упражнения выполняются медленно. Упражнения проделываются сначала одной рукой, затем другой, потом двумя одновременно. Умелыми пальцы становятся не сразу.
Проводя пальчиковую гимнастику, использую такой приём, как показ при помощи рук различных изображений («очки», «стул», «колокольчики», «зайки» и др.), которые сопровождаются чтением сказок или потешек.
Наблюдала, что у большинства детей возникали трудности: пальцы малоподвижные, движение не точные, темп даже самых легких упражнений замедленный; но ежедневные тренировки пальцев дают свои положительные результаты.
Использование атрибутики повышает интерес к пальчиковым играм. При этом сами атрибуты никакой развивающей нагрузки не несут, они как бы украшают упражнение, делая его для ребёнка более привлекательным. В качестве атрибутов использовала перчатки, где на каждом пальце приклеиваются глазки, нос, рот или характерные для животных детали (усы, длинные уши и т.д.). Эти игры помогают детям развивать навыки управления движениями пальцев, способствуют развитию речи, т.к. дети, надевая шапочки – зверюшек, играют соответствующие роли, овладевая навыками общения в форме диалога.
4.Пальчиковые игры с предметами.
Любимые колпачки (шапочки) для пальчиков.
Для выполнения этих упражнений каждому ребёнку понадобятся колпачки. Их сделала из бумаги и срезала верхушки от старых детских перчаток. Дети выполняли действия по ходу рассказа (говорит воспитатель).
«Жили-были пальчики. Они многое умели делать: и трудиться, и веселиться. Очень любили пальчики наряжаться в свои любимые колпачки (шапочки). Утром вставали, и сразу колпачки (шапочки) надевали (дети надевают колпачки (шапочки) на все пальцы ведущей руки). Весело проходил день, а ближе к ночи пальчики уставали и ложились спать. Перед сном они снимали колпачки (шапочки) (дети снимают каждый колпачок (шапочку) при помощи других пальцев этой же руки, пальцы другой руки не помогают)».
Постоянно занимаясь с детьми пальчиковой гимнастикой, способствует тому, что выполнение упражнений и ритмических движений пальцами стимулирует развитие речи, игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться в речь и понимать ее смысл. Ребенок учится концентрировать внимание и правильно его распределять. Сопровождение упражнений короткими стихотворными строчками заметно улучшает четкость речи. У детей интенсивнее развивается память, воображение и фантазия. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, подвижность и гибкость.
Любые выполнения упражнений требуют от детей внимания, терпения. Для того чтобы выполнение упражнений стало увлекательной игрой для детей, использовала разнообразные приемы:
– Обрывание бумаги разной плотности и фактуры. Восторг у детей вызывало создание в группе запланированного беспорядка – разрывание цветной бумаги на мелкие кусочки, подбрасывание вверх, любование их полетом (разноцветный бумажный дождь) с последующим сбором обрывков и выполнением коллективной аппликации «Радуга».
– Сминание, а затем разглаживание ладонями и пальцами скомканного листа бумаги.
– Комкание платка. Сначала одной рукой, потом другой. Можно одновременно комкать и два платка руками. Выполнение сопровождать стихами.
Таким образом, включение упражнений на развитие мелкой мускулатуры пальцев рук на занятиях играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушениями речи. Такой подход позволяет:
1. Регулярно стимулировать речевые зоны коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;
2. Совершенствовать психологические процессы: внимание, память, мышление, которые тесно связаны с речью.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в младшей группе «В мире игрушек»
Игровые технологии в логопедической работе с дошкольниками
Игровое пособие по развитию мелкой моторики для младшей группы детского сада
Конспект занятия педагога-психолога с детьми раннего возраста