Из опыта работы учителя-логопеда ДОУ. Программа взаимодействия учителя-логопеда с родителями воспитанников детского сада «Семья - дом радости и общения»
Описание материала: статья предназначена для воспитателей, учителей-логопедов дошкольного учреждения, которые работают с детьми дошкольного возраста логопедической группы. Опыт показывает, что более успешнее коррекционная работа с детьми с ОНР проходит благодаря доверительным отношениям учителя-логопеда и родителей и их активного участия в жизни детей.
Цель: Повышение эффективности коррекционной работы с ребенком через формирование субъектной позиции родителей
Задачи:
1. Установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка.
2. Пробудить у родителей интерес и желание заниматься со своим ребенком дома.
3. Повысить грамотность родителей в области коррекционной педагогики, логопедии.
4. Вооружить родителей определенными простыми умениями, методами и приемами преодоления речевых нарушений для эффективной домашней коррекции речи.
5. Разработка и реализации индивидуального плана речевого развития ребенка.
Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. В дошкольном учреждении создаются условия, которые соответствуют ФГОС, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, они участвуют:
- в организованной образовательной деятельности,
- в интегрированных занятиях,
- в спортивных праздниках,
- в викторинах,
- в вечерах досуга,
- в театрализованных представлениях,
- в экскурсиях.
Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей.
Чтобы работа протекала плодотворно и эффективно с положительной динамикой развития детей дошкольного возраста, необходимо эту работу систематизировать. Для этого стало актуально разработать программу взаимодействия учителя-логопеда с родителями воспитанников детского сада
«Семья - дом радости и общения».
Структура программы состоит из следующих блоков:
- Просветительский блок
- Коррекционная работа
- Консультативный блок
Просветительский блок
Содержание работы: ознакомление с основными закономерностями и индивидуально-психическими особенностями развития ребенка, с фактами и причинами, обусловившими нарушения онтогенеза.
Формы работы:
- родительские собрания;
- общие консультации;
- информационные стенды, листы, папки передвижки, памятки, шпаргалки для родителей,
- информация на сайте.
Консультативный блок
Содержание работы: вооружение родителей конкретными знаниями и умениями, необходимыми для коррекционной работы с их ребенком, включение их в активную работу.
Формы работы:
- индивидуальные консультации родителей с учителем -логопедом,
- индивидуальные консультации родителей со специалистами: психолог, психоневролог, медицинские работники,
- консультирование на совместных консилиумах образовательного центра «Кругозор»,
- телефонные консультации,
- информационные письма,
- открытые занятие с ребенком, показ профиля звука.
Коррекционная работа:
Содержание работы: формирование речевого и физиологического дыхания, развитие артикуляционного аппарата, фонематического слуха, правильного звукопроизношения и чистой связной речи
Формы работы:
- занятия с ребенком, домашние задания на закрепление произношения звука,
- составление рассказов, заучивание стихов,
- подготовка ребенка к публичному выступлению, презентации и т.д.
Принципы взаимодействия с родителями:
Сотрудничество: родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет, а не наставления и указания.
Планирование: не беседовать с родителями второпях, на бегу; если кому-то из нас некогда, договориться о встрече на другое время.
Доброжелательность: разговаривать спокойным тоном, не стараться поучать: это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!
Успешность: поддерживать их уверенность в собственных возможностях.
Активное слушание: уметь терпеливо слушать. Давать родителям возможность высказаться.
Основательность: не спешить с выводами, хорошо обдумать услышанное.
Конфиденциальность: то о чем поведали родители, не должно сделаться достоянием других родителей, педагогов.
Конструктивность: каждая встреча должна заканчиваться конкретными рекомендациями для родителей.
Честность: если я в чем-то некомпетентна, я должна извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией в другое место.
В своей работе мы выделили для себя несколько
типов родительских позиций:
I группа – родители, предъявляющие справедливые требования к ребенку, прислушивающиеся к советам логопеда и педагогов, интересующиеся настроением и успехами своего ребенка.
II группа – родители, которые необоснованно захваливают ребенка, не желая замечать надвигающихся проблем, рекомендации логопеда выполняют не всегда, в основном по желанию и настроению ребенка.
III группа – родители, не проявляющие интереса к успехам и трудностям детей, формально относящиеся к советам и рекомендациям логопеда.
IV группа – родители, мнимо создающие впечатления участия и заинтересованности, но на деле не выполняющие своих обещаний, ссылаясь на занятость и забывчивость, рекомендации логопеда выполняют формально.
V группа – родители, предъявляющие высокие требования к детям, в общении с ними преобладают отрицательные эмоции, давление и авторитарность, рекомендации выполняются.
Исходя из выше перечисленного, можно выделить
субъектную позицию родителей:
-
Создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития ребенка;
- Инициативное отношение к жизни и проблемам собственного ребенка
- Проведение целенаправленной и систематической работы по коррекции речи согласно рекомендациям специалистовРабота проводилась в два этапа.
I ЭТАП : Работа с родителями детей младшего возраста:
1. Анкетирование родителей: привлечение внимания родителей к речи детей, выяснение позиции родителей.
2. Диагностика: определение уровня речевого развития детей, соответствие его возрастной норме.
3. Консультация «Развитие речи детей»: педагогическое просвещение родителей, формирование их субъектной позиции, экспресс диагностика.
4. Индивидуальное обследование ребенка учителем-логопедом: поддержание ответственного отношения родителей к речи своего ребенка, определение уровня актуального развития.
5. Индивидуальная консультация: просвещение родителей, практические рекомендации по речевому развитию ребенка.
6. Индивидуальные занятия с ребенком: развитие речевого аппарата, компонентов речи, постановка звуков.
7. Работа с детьми группы-риска: активизация родительской позиции, педагогическое просвещение.
8. Информация на Сайте ДОУ: педагогическое просвещение родителей.
9. Раздаточный материал: педагогическое просвещение родителей.
10 . Стендовая информация: педагогическое просвещение родителей.
11. Заочные консультации: педагогическое просвещение родителей.
12. Информация в книге для родителей: педагогическое просвещение родителей.
Мы получили следующие
результаты I этапа:
- Возрастает педагогическая грамотность родителей.
- Родители занимают активную позицию по отношению к речи своего ребенка.
- Речь части детей подходит к возрастной норме.
- У части детей происходит улучшение произношения.
- Сокращается количество детей нуждающихся в услугах логопеда.
II ЭТАП: Работа с родителями детей старшего возраста
1. Подготовка к МПК: обследование детей направление к специалистам, определение уровня развития всех сторон речи.
2. Совместный анализ раннего развития ребенка: анализ медицинских документов, выяснение причины появления речевых нарушений.
3. Индивидуальная консультация по речевому развитию ребенка: уточнение родительской позиции, выяснение социальной ситуации, рекомендации учителя-логопеда, планирование дальнейшей совместной работы.
4. Повторное обследование: уточнение звукопроизношения, выявление изменений.
5. Индивидуальная консультация по речевому развитию ребенка: уточнение диагноза, планирование дальнейшей совместной работы, конкретные рекомендации по развитию речевого дыхания, артикуляционного аппарата и т.д.
6. Родительское собрание: педагогическое просвещение родителей, знакомство со структурой коррекционной работы.
7. Индивидуальные консультации по динамике речевого развития: динамика речевого развития, педагогическое просвещение родителей, конкретные рекомендации по автоматизации, по развитию психический процессов (памяти, внимания, связной речи и т.д.), направление к узким специалистам и т.д.
8. Работа с индивидуальными тетрадями детей: памятка для родителей, план коррекционной работы, комплексы артикуляционной гимнастики, упражнения на дыхание, тексты для автоматизации, работа над лексическими темами, развитие связной речи.
9. Открытые логопедические занятия: показ практической детской речевой деятельности.
10. Подготовка детей к утренникам и конкурсам: работа над произношением, просодикой: интонацией, темпом, ритмом и т.п.
11. Информация на Сайте ДОУ: педагогическое просвещение родителей.
12. Раздаточный материал: педагогическое просвещение родителей.
13. Стендовая информация: педагогическое просвещение родителей.
14. Заочные консультации: педагогическое просвещение родителей.
15. Промежуточное обследование ребенка: уточнение звукопроизношения, выявление изменений.
16. Итоговое обследование ребенка: уточнение звукопроизношения, выявление изменений.
17. Подготовка к МПК: подготовка документации, подготовка детей.
18. МПК: присутствие родителей при зачислении.
19. Родительское собрание: результат речевого развития, стратегия работы на летний период.
20. Рекомендации на лето: творческие рассказы, сочинение стихов, сказок, работа по автоматизации и звукопроизношению.
Также запланирована работа
с родителями, дети которых не зачислены в коррекционную группу:
1. Обследование ребенка: направление к специалистам, определение уровня развития всех сторон речи.
2. Первичная индивидуальная консультация по речевому развитию ребенка: уточнение родительской позиции, выяснение социальной ситуации, рекомендации учителя-логопеда, планирование дальнейшей совместной работы.
3. Поэтапное консультирование: педагогическое просвещение, конкретные рекомендации по развитию речевого дыхания, артикуляционного аппарата, формированию звукопроизношения и т.д.
4. Итоговое обследование: уточнение звукопроизношения, выявление изменений.
Необходимый список документов для работы:
- Тетрадь регистрации детей нуждающихся в коррекционной помощи;
- Протокол обследования;
- Речевая карта;
- Индивидуальный план речевого развития ребенка;
- Профиль звукопроизношения;
- Тетрадь регистрации индивидуальных консультаций;
- Протоколы родительских собраний;
- Сведения о родителях;
- Индивидуальные тетради.
Любая работа имеет свои специфические особенности и трудности. В нашем случае трудно убедить родителей:
- в необходимости их участия в коррекционной работе;
- взять на себя ответственность за развитие своего ребенка;
- поддерживать активную позицию в течение всего времени коррекционной работы;
- в необходимости назначенного врачом лечения.
По завершению
второго этапа мы получили следующие результаты:
1. Изменилась позиция большинства родителей по отношению к речевому дефекту своего ребенка.
2. Установлены партнерские отношения между родителями и педагогами детского сада.
3. Организовано сотрудничество учителя-логопеда и родителей.
4. Повысилась грамотность родителей в области коррекционной педагогики.
5. Возрос контроль родителей над произношением своих детей.
6. Повысилось качество коррекционной работы: уменьшилась длительность этапов коррекционной работы, возросла осознанность и интерес детей к собственной речи, стремление говорить грамотно и красиво.
7. Возросла значимость речевого развития в сознании родителей.
Рекомендуем посмотреть:
Конспекты по лексической теме "Транспорт" для детей 4-5 лет, имеющих тяжелые нарушения речи
Эмоциональное благополучие детей в группах компенсирующей направленности
Опыт работы учителя логопеда в ДОУ
Автоматизация свистящих и шипящих звуков у детей в картинках