Конспект интегрированного занятия по развитию социально-коммуникативной деятельности в подготовительной к школе группе на тему "Моя семья"
Программное содержание:
Освоение содержания образовательных областей: "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие".
Цель: формирование представлений у дошкольников о родословной, систематизировать представления детей о семье, семейных ценностях, понимать роль взрослых и детей в семье.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- обогащать и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;
- формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;
- совершенствовать грамматический строй речи у детей;
- закреплять умения определять наименование родственных отношений между ближними членами семьи;
- учить строить элементарные родственные связи;
- вызвать интерес к истории своего рода;
- создать опыт понимания значимости родственных отношений;
Коррекционно - развивающие:
- развивать умения рассуждать и доказывать;
- развивать навыки связного высказывания, связной речи;
- развивать навыки работать со схемой;
- развивать графомоторные навыки.
Коррекционно - воспитательные:
- воспитывать любящее заботливое отношение к членам своей семьи, чувство гордости за свою семью.
Материалы: фланелеграф, большой плакат с моделью генеалогического древа, схемы генеалогического древа на каждого ребенка, бланк с заданием
(соедини точки по цифрам) на каждого ребенка, фотографии родственников детей.
Ход занятия
Мотивационно - побудительный этап.
Логопед. Здравствуйте, дети!
Психолог. Здравствуйте, ребята!
Логопед. Дети, обратите внимание на доску, там зашифрована тема нашего сегодняшнего занятия. На доске для детей написан ребус "7Я".
(Дети разгадывают ребус - слово "семья").
- Правильно! Сегодня мы хотим поговорить с вами о семье. Давайте вспомним, что такое семья?
(Ответы детей: семья - это много, много человек, которые любят друг друга. Семья – это когда мама и папа никогда не ссорятся и не ругаются. Семья - это когда люди любят друг друга и заботятся друг о друге и д. т.)
Психолог. Молодцы ребята. Действительно семья объединяет родных любящих друг друга людей: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев и сестер. Семья - это союз двух людей, которые полюбили друг друга и решили вести совместное хозяйство и жить вместе. Поженившись, они становятся мужем и женой. Потом в семье рождаются дети, и супруги становятся папой и мамой.
- Откуда же произошло слово семья? Семья - это я и три поколения: папа, мама, бабушка, дедушка, брат и сестра. Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные «семьи» не были похожи на современные. Все вместе они хранили огонь и защищались от диких зверей.
Потом постепенно образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать детей, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям, девочки мамам по хозяйству, мальчики отцам охотиться добывать пищу. Так распределялись обязанности.
Организационно-поисковый этап.
Логопед. На это занятие мы просили вас принести фотографии родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек. Я буду вам загадывать загадки про членов семьи, а вы будете отвечать мне с помощью фотографий.
Кто вас, дети больше любит,
Кто вас нежно так голубит
И заботится о вас,
Не смыкая ночью глаз?
(Мама)
Кто же трудную работу
Может делать по субботам?
С топором, пилой, лопатой,
Строит, трудится наш …
(Папа)
Добрая, седая,
Всем нам помогает,
Вяжет нам носочки
И сидит до ночки
С нами у постели,
Если мы болеем.
Кто она такая?..
(Бабушка родная)
Самый старший он в семье,
Самый мудрый во дворе,
Голова вся в седине,
А встает он заре.
(Дедушка)
Я рад ему, и он мне рад,
В один мы ходим детский сад,
У нас родители — одни,
Один любимый круг родни,
Одни игрушки, самокат.
Всё потому, что он мой …
(Брат)
Мама с папой говорят,
Что теперь я — старший брат,
Что за куколка в коляске,
Плачет от ужасной тряски?
В ванной ползунков гора!
Брату кто она?
(Сестра)
Психолог. Отлично, вы справились с заданием, а теперь настало время отдохнуть.
Динамическая минутка "Семейная зарядка"
(по Л.А. Баландиной).
(Дети выполняют соответствующие движения.)
Осенью, весною,
(ходьба на месте)
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку,
Каждый делает зарядку.
(становятся в круг)
Мама руки поднимает,
(руки вверх и вниз)
Папа бодро приседает,
(приседания)
Повороты вправо-влево
(руки на поясе, повороты всем корпусом)
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой
(бег на месте)
И качаю головой.
(наклоны головы в стороны)
Логопед. Сегодня мы будем вместе писать историю вашей семьи. Вы не умеете писать? Ничего страшного! Мы "запишем" историю вашей семьи с помощью фотографий. Согласны?
Педагог читает
стихотворение Е. Губиной "Кто такие наши предки"?
Кто такие наши предки?
Рассказать хочу вам, детки,
Кто такие наши предки,
Те, кто были перед нами.
Кто возился в детстве с вами
Это - мама, это- папа,
Это бабушка и дед.
Это прадед. Он родился
Перед Вами за сто лет.
Все, что видели сейчас,
Предки сделали до нас.
Лампа, туфли, телефон,
Поезд, стулья, этот дом.
Даже мяч, футбол, штаны
Предки нам изобрели.
Много-много лет назад
Предки начали писать.
От предков мы узнали,
В книгах предки рассказали,
Как возник наш род людской,
И кто был до нас с тобой.
Психолог. Ребята, вы поняли, про кого говорится в стихотворении?
(Про мам, пап, бабушек, дедушек и всех старших членов семьи).
У каждого из нас есть братья и сестры, у ваших мам и пап они тоже есть. Поэтому большой род изображали в виде дерева, которое называется генеалогическое древо.
Психолог демонстрирует на фланелеграфе схему генеалогического древа.
- У вас на столе тоже такие же схемы и фотографии вашей семьи. Давайте составим генеалогическое древо своего рода. Я буду работать со своими фотографиями на фланелеграфе, а вы со своими фотографиями за столом.
- Самые старые пожелтевшие от времени фотографии прабабушек и прадедушек мы расположим там, где нарисованы корни дерева. На нижних веточках располагаем фотографии ваших бабушек, чуть выше ваших родителей, а на самом верху свои фотографии, а так же фотографии своих братьев и сестёр.
(Показывает). Дети выкладывают свои генеалогические древа.
Логопед. Ребята кто хочет рассказать о своем роде?
(Рассказы детей.)
Молодцы ребята настало время поиграть в
игру «Кого как называть?» Я буду задать вопросы, а вы постарайтесь быстро отвечать:
Бабушка для твоей мамы – кто?
(Мама)
Дедушка для папы – кто?
(Папа)
Девочка для бабушки – кто? –
(Внучка)
У нее есть дочка и внучка. Кто это?
(Бабушка)
У него есть сын и внук. Кто это?
(Дедушка)
У нее есть сын и дочь. Кто это?
(Мама)
У него есть и сын и дочь. Кто это?
(Папа)
Практическая работа
Психолог. Сейчас вы получите листики, на которых в разброс стоят цифры с точками от 1 до 10. Необходимо будет соединить точки линиями в порядке возрастания с помощью линейки.
(У детей на листочке получается звезда).
- Ребята что у вас получилось?
(Ответы детей: Звезда)
У звездочки все лучи равны, и если не будет хотя бы одного лучика, то звезда будет не красивая, кривая. Так, и в настоящей дружной семье, если кто-нибудь будет не внимательным, не терпеливым к другому, злым, то и вся семья будет некрасивая, "кривая", неправильная.
Рефлексивный этап
Логопед. Ребята, какими красивыми получились у вас звездочки! Я уверена, что и семьи ваши дружные, счастливые, а все члены семьи внимательны друг к другу, доброжелательны и уважают друг друга.
Вопросы детям:
1. Кто такие наши предки?
2. Что такое генеалогическое древо?
3. Как должны относиться друг к другу все члены семьи?
4. Что вы можете делать по дому, чтобы помочь взрослым?
5. Что на занятии вам больше всего понравилось делать?
Литература
1. Духовно-нравственное становление дошкольников: конспекты непосредственно образовательной деятельности/авт.-сост. С.М. Панина. - Волгоград: Учитель. - 151с.
2. Лопатина А. А. Нравственное воспитание дошкольников: конспекты занятий, сказки, стихи, игры, задания/ А.А. Лопатина, М.В. Скребцова. - М.: Армита, 2010.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД на тему: Зима для детей подготовительной группы
Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы. Ранняя весна
Конспект НОД в подготовительной группе на тему: Цирк. Речевое развитие
Совместная деятельность для детей подготовительной группы. Путешествие по сказкам
Похожие статьи:
Конспект занятия «Берегите природу» в подготовительной группе