Конспект непрерывной образовательной деятельности по математике «Весенняя прогулка в лес» в средней группе ДОУ.
Автор Москалева Светлана Анатольевна, воспитатель, МБДОУ детский сад № 407, г. Екатеринбург.
Материал будет полезен воспитателям средних групп ДОУ для организации НОД по ФЭМП. Ценность разработки состоит в том, что все этапы занятия объединены единым сказочным сюжетом, а дети, выполняя различные математические задания, помогают Лесовичку расколдовать Весну.
Цель мероприятия: систематизирование полученных ранее знаний детей по математике в игровой форме с использованием математического занимательного материала.
Задачи
1. обучающие:
• закрепить умения считать в пределах 7;
• уточнить знания детей о временах года, о приметах весны;
• отгадывать загадки про геометрические фигуры;
• совершенствовать навыки работы с головоломкой «Танграм»;
• повторить дни недели.
2. развивающие:
• развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление за счет обучения приемам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей);
• развивать психические процессы, смекалку, наблюдательность.
3. воспитывающие:
• воспитывать у детей интерес к математике;
• бережное отношение к природе;
• желание приходить на помощь другим.
Целевая аудитория: дети 4-5 лет.
Описание формата мероприятия
Мероприятие рассчитано на 20 детей. Продолжительность 25-30 минут.
Условия проведения:
Мероприятие проводится в музыкальном зале.
Предварительная работа:
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
• Беседы с детьми «Прогулка», «Экскурсия», «Красная книга».
• Настольная игра «Лес».
• Консультация для родителей «Концепции развития математического образования».
• Консультация для родителей «Использование занимательного материала для развития детей».
ОО «Познавательное развитие»
• Беседы о весне.
• Наблюдение за признаками весны на прогулках.
• Знакомство c цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
• Разгадывание загадок о цифрах.
• Рассматривание геометрических фигур.
• Работа в тетрадях «Моя математика».
• Дидактические игры: «Математическое лото», «Что бывает круглым?», «Что изменилось?», «Весёлые цифры», «Танграм», «Геометрическая мозаика».
ОО «Речевое развитие»
• Разучивание стихотворений про цифры и дни недели.
• Разучивание стихотворений о весне.
• Проговаривание математических скороговорок.
• Разучивание математических считалок, пальчиковых гимнастик.
• Настольный театр «Лесные жители»
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
• чтение сказочных историй про Лесовичка;
• чтение стихов о весне;
• рисование и лепка диких животных;
• слушание музыки «Звуки леса».
ОО «Физическое развитие»
• Разучивание подвижных игр ««Цветок и листок»», «Птицы в гнёздах», «Поедем в лес», «Веселый воробей», «На лесной лужайке».
• Разучивание физкультминутки «Подснежник».
Материально-техническое оборудование
Демонстрационный материал:
• конверт с письмом от Лесовичка;
• набор картин или слайдов для презентации;
• медали.
Раздаточный материал:
• наборы цифр 1-7 на каждого ребенка;
• наборы деревянных геометрических фигур или блоков Дьенеша (круг, квадрат, треугольник и прямоугольник) на каждого ребенка;
• головоломка «Танграм» и схемы птиц на каждого ребёнка.
Ход непрерывной образовательной деятельности
1. Эмоциональный настрой
Дети под музыку входят в зал, садятся полукругом на стульчики.
Воспитатель:
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро! улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым!
Пусть доброе утро длится до вечера!
2. Мотивационно-побудительный этап
Воспитатель: Сегодня утром птичка из леса принесла нам письмо. Давайте его откроем и прочитаем!
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Лесовичок. Вы приходили ко мне в гости осенью и зимой, а теперь я приглашаю вас на весеннюю прогулку в лес.»
Воспитатель: Ну, что, ребята, пойдём на весеннюю прогулку в лес?
Дети: Да!
Воспитатель: Друг за дружкой поскорее
Становитесь, детвора!
На прогулку в лес весенний
Отправляться нам пора!
Для того чтобы попасть в лес, нуда встать возле стульчиков.
На носочки поднимитесь,
два раза повернитесь
и в весеннем лесу окажитесь.
Дети проходят круг и садятся за столы.
3. Содержательно-операционный этап
Воспитатель: Смотрите, ребята, а вот и Лесовичок.
Лесовичок (
взрослый): (
грустно) Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Здравствуй, Лесовичок, почему ты такой грустный?
Лесовичок: Ребята, Снежная Королева заколдовала Весну и теперь всегда будет зима! Чтобы расколдовать Весну, нужно пройти сложные испытания и выполнить математические задания! Помогите мне, пожалуйста.
Воспитатель: Ребята, поможем Лесовичку?
Дети: Да.
Воспитатель: Дорогой Лесовичок, мы с радостью поможем тебе.
Лесовичок: 1 задание. Отвечайте, не зевайте!
Какие вы знаете дни недели?
Дети: Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
Лесовичок: Какое сейчас время года?
Дети: Весна.
Лесовичок: Как называются весенние месяцы?
Дети: Март, апрель и май.
Лесовичок: Сколько весенних месяцев?
Дети: Три!
Лесовичок: Молодцы, ребята! Вот уже и почки лопнули на деревьях!
Лесовичок: 2 задание Снежной Королевы
У вас на столах есть карточки с цифрами. Разложите их в ряд слева направо по порядку от самого маленького до самого большого.
Дети выполняют задание. Лесовичок проверяет.
Лесовичок: У вас получилось, ребята! Вот и проталины появились!
Лесовичок: 3 задание Снежной Королевы
А проталины необычные, в виде геометрических фигур! Сейчас я буду загадывать вам загадки про геометрические фигуры, а вы молча отгадки найдите на столе и покажите мне.
1. Три вершины,
Три угла,
Три сторонки –
Кто же я? (Треугольник)
2. Я фигура - хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я … (квадрат)
3. Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На медаль, на блинок,
На осиновый листок.
Людям я старинный друг.
Называют меня… (круг)
4. Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник —
Стал квадрат… (прямоугольник)
Дети выполняют задание.
Лесовичок: Молодцы! Правильно! А вот и первые весенние цветы распустились! Какие весенние цветы вы знаете?
Дети: тюльпан, фиалка, ландыш, нарцисс, одуванчик, мать-и-мачеха, подснежники.
Лесовичок: Почему цветок называют подснежником?
Дети: Он первым появляется из-под снега.
Лесовичок: 4 задание Снежной Королевы
Нужно выполнить физкультминутку
Воспитатель. Я приглашаю всех ребят и тебя, Лесовичок, на физкультминутку «Подснежники»
К нам Весна лишь заглянула, (
дети протягивают руки вперед)
В снег ладошку окунула
(руки внизу)
И расцвел там нежный
(руки соединяют в бутон на уровне глаз)
Маленький подснежник
(медленно раздвигают пальцы - цветок раскрылся)
Лесовичок: Здорово у вас получается! А можно эти цветы срывать, собирать в букеты?
Дети: Нет, мы должны беречь природу, это растение занесено в Красную книгу.
Лесовичок: Уже птицы прилетели из тёплых краёв!
Лесовичок: Следующее
5 задание Снежной Королевы.
У вас на столах есть танграмы и схемы птиц. Выберете на схеме птичку, которая вам больше всех нравиться и выложите её на столе.
Дети выполняют задание.
Лесовичок: Какие вы молодцы! Посмотрите, сколько примет весны появилось!
Лесовичок: И вот последнее
6 задание Снежной королевы.
Снежная Королева спрятала красавицу Весну в замке, ворота закрыла на замок.
Если вы подберёте к замку ключ, то мы сможем освободить Весну.
Дети выполняют задание.
Лесовичок: И с этим заданием легко справились! Молодцы, ребята! Я слышу её песенку, Весна идёт к нам, встречайте её!
Под весеннюю песенку входит Весна (взрослый или девочка из подготовительной группы).
Весна: Здравствуй, Лесовичок! Спасибо тебе, что спас меня от Снежной Королевы!
Лесовичок: Это не я, это мои друзья из детского сада. Эти ребята очень любят природу и математику!
Весна: Благодарю вас, ребята, за помощь! Как же вам удалось победить Снежную Королеву? Какие задания выполняли?
Дети отвечают
Лесовичок: А какое задание было для вас самое интересное? Самое сложное?
Дети отвечают.
Весна: Спасибо, мои дорогие! На память о нашей встречи мы с Лесовичком дарим вам медали с весенним солнышком!
Лесовичок: А нам пора! До новых встреч!
Лесовичок и Весна уходят.
4. Рефлексирующий этап
Воспитатель: Вам понравилось прогулка в весенний лес?
Дети отвечают.
Воспитатель: Ребята, вот и заканчивается наше волшебное путешествие.
«На носочки поднимитесь,
И два раза повернитесь,
И в детском саду окажитесь».
Список используемой литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 2013 г.
2. Федеральный закон об образовании в российской федерации, 2012 г.
3. «Радуга» — основная общеобразовательная программа дошкольного образования, предназначенная для работы с детьми от 2 до 7 лет. Москва, «Просвещение», 2014 г.
4. Осечкина Л. И., Чапкова В. В. 20 конспектов познавательных игровых сеансов для детей младшего дошкольного возраста. – М.: АРКТИ, 2014
5. Маврина, Л. Математические игры для дошкольников / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2012
6. Михайлова, З.А. Логико-математическое развитие дошкольников / З.А. Михайлова. - М.: Детство-Пресс, 2015
7. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.: Просвещение, 2010
8. Новикова В.П. Математика в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
9. Ерофеева Е. Математика глазами детей, родителей и педагогов// Ребенок в детском саду – 2002
10. Использование интернет-ресурсов
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия в средней группе по формированию целостной картины мира. Весенние цветы - подснежни
Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе на тему: Весна
Конспект игрового познавательного занятия по экологии в средней группе на тему: Весна
Конспект занятия на тему "Весна" для средней группы