Конспект итоговой непрерывной образовательной деятельности по математике совместно с родителями «Новые приключения Колобка» в средней группе
Автор Москалева Светлана Анатольевна, воспитатель, МБДОУ 407, г. Екатеринбург
Материал будет полезен воспитателям средних групп ДОУ для организации итоговой НОД по ФЭМП. Ценность разработки состоит в том, что все этапы занятия объединены единым сказочным сюжетом, а родители исполняли роли цифр, которые предлагали детям различные математические задания.
Пояснительная записка
В методической разработке рассматриваются методы организации новой формы взаимодействия участников образовательного процесса. Описан опыт проведения интегрированной непрерывной образовательной деятельности с детьми совместно с родителями. Закон «об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и расвноответственными участниками образовательного процесса. Одно из важных требований ФГОС – это открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников. Детский сад является первым социальным институтом, в котором «проходят обучение» не только дети, но и родители, поэтому так важно повышать компетенцию родителей в воспитании и развитии детей, именно в тот период.
В современном обществе со стороны родителей повысились требования к достижениям ребёнка. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Использование разнообразных игровых приёмов и методов в непрерывной образовательной деятельности по математике вызывает у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогает концентрировать внимание на учебной задаче. Как известно, математическое развитие дошкольников - важная составляющая формирования личности. Этот процесс является основной функцией семьи, которая нуждается в психолого-педагогическом сопровождении ДОУ.
Согласно Концепции развития математического образования, родители должны быть не просто сторонними наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса.
В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) одной из актуальных задач ДОУ становится поиск эффективных форм взаимодействия с родителями.
Опора на отечественный опыт
Конкурсный сценарий разработан с опорой на исследования отечественных и зарубежных психологов и педагогов.
Так, П.Я. Гальперин и А.В. Запорожец свидетельствовали о том, что применяемые в дошкольном детстве формы познания имеют важное значение для интеллектуального развития ребенка в будущем.
Исследования многих отечественных и зарубежных психологов: П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.А. Крутецкого, Ж. Пиаже, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной, Л.М. Фридмана, Г. Хемли, Е.Н. Кабановой-Меллер, Н.А. Менчинской, В.Ф. Паламарчук, Т.И. Шамовой, И.С. Якиманской и др. показывают, что без целенаправленного развития различных форм мышления, являющегося одним из важных компонентов процесса познавательной деятельности, невозможно достичь эффективных результатов в обучении ребенка, систематизации его учебных знаний, умений и навыков.
Таким образом, формирование математических представлений является мощным средством формирования познавательных интересов дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей.
Согласно Концепции развития математического образования, можно выделить несколько основных
принципов в организации и проведении непрерывной образовательной деятельности:
• принцип воспитывающего обучения;
• принцип индивидуального подхода;
• принцип научности обучения и его доступности;
• принцип осознанности и активности;
• принцип наглядности.
Новизна данного сценария наблюдается в следующем:
• игровой характер мероприятия;
• родители – активные участники встречи;
• данное мероприятие позволяет решать максимальное количество задач развития детей в рамках различных форм работы и видов деятельности.
Использование инновационных форм
• Использование мультимедийной установки для просмотра компьютерной презентации «Четвёртый лишний»,
• Авторское дидактическое пособие «Соседи чисел»
Оригинальность сценария выражена
• в создании предметно-пространственной и информационной среды,
• в изменении сценария известной русской народной сказки;
• в интеграции образовательных областей.
Перспективность
• Представленная форма взаимодействия с родителями даёт возможность использовать её на базе других образовательных организаций.
• Родители становятся активными участниками встреч с детьми и педагогами, овладевают приёмам работы с детьми, которые позволяют им решать вопросы развития математических способностей детей, т. е. становятся более компетентными в вопросах развития дошкольников;
• Родители заново открывают для себя радость общения с детьми.
Конспект непрерывной образовательной деятельности по математике совместно с родителями «Новые приключения Колобка» Средняя группа
Цель мероприятия: обобщение и систематизирование знаний детей, полученных за год в игровой форме, через использование математического занимательного материала при активном участии родителей; повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах математического развития детей.
Задачи
1. обучающие:
• закрепить умения считать в пределах 10;
• узнавать цифры на ощупь;
• находить соседей чисел;
• отгадывать загадки про геометрические фигуры;
• повторить дни недели.
2. развивающие:
• развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление за счет обучения приемам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей),
• развивать логическое мышление, зрительную память, внимание, воображение.
3. воспитывающие:
• воспитывать у детей интерес к математике,
• желание работать в коллективе.
Целевая аудитория: дети 4-5 лет, родители
Описание формата мероприятия
Мероприятие рассчитано на 20 детей. Продолжительность 25-30 минут.
Условия проведения:
Мероприятие проводится в музыкальном зале
Предварительная работа:
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
• Беседы с детьми «Путешествие», «Что такое хорошо».
• Настольная игра «Колобок».
• Консультация для родителей «Концепции развития математического образования».
• Консультация для родителей «Использование занимательного материала для развития детей».
• Изготовление атрибутов для мероприятия.
• Предварительная работа с родителями по исполнению ролей.
ОО «Познавательное развитие»
• Знакомство c цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
• Разгадывание загадок о цифрах.
• Рассматривание геометрических фигур.
• Работа в тетрадях «Моя математика».
• Дидактические игры: «Математические фигуры», «Что бывает круглым?», «Что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Соседи чисел», «Геометрическая мозаика».
ОО «Речевое развитие»
• Разучивание стихотворений про цифры и дни недели.
• Разучивание математических считалок, пальчиковых гимнастик.
• Настольный театр «Колобок»
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
• чтение РНС «Колобок»;
• просмотр мультфильма «Колобок», «Сказка про Колобок».
• Рисование и лепка героев сказки «Колобок».
• Слушание музыки.
ОО «Физическое развитие»
• Разучивание подвижных игр «Прячем Колобка», «Лиса и Колобок».
• Разучивание физкультминутки «Замесила бабушка ни булку, ни оладушки».
Материально-техническое оборудование
Демонстрационный материал:
• панно с изображением леса, домика и дорожки с цифрами 1-9, Колобок на липучке;
• наборы корон с цифрами 1-9 и карточек с заданиями для взрослых,
• «чудесный» мешочек с цифрами;
• дидактическое пособие «Соседи чисел», цифры на липучках;
• мультимедийная установка, компьютерная презентация «Четвёртый лишний»;
• большой игральный кубик из мягкого модуля;
Раздаточный материал:
• наборы цифр 1-6 и геометрических фигур на каждого ребенка;
• дедушка и бабушка на руку; корзинка с угощениями.
Родители заранее рассаживаются в музыкальном зале, надевают короны с цифрами 1-9.Ход непрерывной образовательной деятельности
1. Эмоциональный настрой
Дети под музыку входят в зал, садятся полукругом на стульчики.
Воспитатель: Здравствуйте! Ты скажешь человеку.
Здравствуй! Улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку.
И здоровым будет много лет.
2. Мотивационно-побудительный этап
Воспитатель: Сегодня, ребята и уважаемые взрослые, я вам предлагаю стать сказочниками и придумать «Новые приключения Колобка». Вы согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Для этого надо попасть в сказку. Ребята, встаньте, пожалуйста, возле стульчиков.
На носочки поднимитесь,
два раза повернитесь
и в сказке очутитесь.
Дети садятся на стульчики.
2. Содержательно-операционный этап
Воспитатель: Жили-были дедушка и бабушка. Испекли они Колобок, а он от них укатился в лес погулять.
Колобок: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Здравствуй, Колобок, почему ты такой грустный?
Колобок: Я заблудился в лесу, никак не могу отыскать тропинку, чтобы добраться к бабушке и дедушке. Помогите мне, пожалуйста.
Воспитатель: Ребята, поможем Колобку?
Дети: Да.
Воспитатель: Иди, Колобок, по этой тропинке и придешь к домику.
Покатился колобок по тропинке, а навстречу ему …
(Выходит родитель-цифра 1)
Колобок: Ой, кто это?
Воспитатель: Ребята помогайте, кто это?
Дети: Это цифра один.
Цифра 1 (родитель): Выполни, Колобок, мое задание, и я пропущу тебя дальше.
1 задание «Чудесный мешочек».
Воспитатель: Помогайте, ребята! Надо в мешочке найти цифру и на ощупь определить ее.
Дети выполняют задание.
Цифра 1 (родитель): Молодцы!
Воспитатель: Покатился Колобок дальше, а навстречу ему …
(Выходит родитель-цифра 2)
Колобок: А это кто?
Воспитатель: Ребята, помогайте!
Дети: Это цифра два.
Цифра 2 (родитель): Выполни мое задание, тогда я тебя дальше пропущу.
Задание «Соседи числа».
Воспитатель: Ребята, назовите соседей числа 8, 6, 4
Дети выполняют задание.
Цифра 2 (родитель): Молодцы!
Воспитатель: Покатился Колобок дальше, а навстречу ему…
(Выходит родитель-цифра 3)
Колобок: Ой, кто это?
Дети: Это цифра три.
Цифра 3 (родитель): Назовите сказки или героев сказок, в которых есть число три.
Дети выполняют задание.
Цифра 3 (родитель): Правильно, молодцы!
Воспитатель: Покатился Колобок дальше, а навстречу ему…
(Выходит родитель-цифра 4)
Колобок: А это кто?
Дети: Это цифра четыре.
Цифра 4 (родитель): Задание называется «Четвертый лишний» посмотрите, ребята на экран и найдите четвёртый лишний.
Дети выполняют задание.
Цифра 4 (родитель): Правильно, ребята!
Воспитатель: Покатился Колобок дальше, а навстречу ему…
(Выходит родитель-цифра 5)
Колобок: Ой, кто это?
Дети: Это цифра пять.
Цифра 5 (родитель): Выполнишь, Колобок, физкультминутку, покатишься дальше.
Колобок: Ой, ребята, вы мне поможете?
Дети: Да!
Физкультминутка:
Замесила бабушка ни булку, ни оладушки,
(Руки сцеплены в замок, круговые движения влево-вправо)
Доставала из печи
(Руки вверх, в стороны, вниз)
Ни пирог, ни калачи,
(Повороты туловища влево-вправо,руки в стороны)
Как поставила на стол,
(Наклон вперед, руки вперед)
Он от бабушки ушел и от дедушки ушел.
(Поворот вокруг себя в одну и в другую стороны)
Кто же бегает без ног?
(Бег на месте)
Это желтый Колобок!
(Хлопки в ладоши)
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Дальше катиться Колобок, навстречу ему…
(Выходит родитель-цифра 6)
Колобок: Кто это?
Дети: Это цифра шесть.
Цифра 6 (родитель): Выполни мое задание.
Задание «Кубик» - покажите такую цифру, сколько точек выпало на грани игрального кубика.
Дети выполняют задание
Цифра 6 (родитель): Молодцы! Правильно.
Воспитатель: Покатился Колобок дальше, а навстречу ему…
(Выходит родитель-цифра 7)
Колобок: Ой, кто это?
Дети: Это цифра семь.
Цифра 7 (родитель): Назовите дни недели. Сколько их всего?
Дети: Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. Всего семь дней.
Цифра 7 (родитель): Отлично!
Воспитатель: Никак Колобок не может добраться до домика. А навстречу ему опять кто-то вышел…
(Выходит родитель-цифра 8)
Дети: Это цифра восемь.
Цифра 8 (родитель): Отгадайте загадки про геометрические фигуры.
Воспитатель: Послушайте мои загадки, а отгадки найдите на столе и покажите.
1.Моя загадка коротка:
Три стороны и три угла.
2. Я фигура - хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я …….
3.Нет углов у меня,
И похож на блюдо я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо и колесо.
Цифра 8 (родитель): Молодцы, ребята, проходи Колобок дальше.
Воспитатель: Устал Колобок, нет больше сил и тут навстречу ему…
(Выходит родитель-цифра 9)
Дети: это цифра девять.
Цифра 9 (родитель): Посчитайте от 1-10, а теперь от 10-1.
Дети считают.
Цифра 9 (родитель): Какие вы молодцы!
Воспитатель: Посмотрите, ребята, Колобок добрался до домика. Бабушка и дедушка его встречают, радуются и вас, ребята, благодарят за помощь.
4. Рефлексирующий этап
Воспитатель: Вам понравилось путешествие?
Дети отвечают.
Воспитатель: А сейчас давайте вспомним, как мы Колобку помогали? Какие задания выполняли?
Дети отвечают.
Воспитатель: А какое задание было для вас самое интересное? Самое сложное?
Дети отвечают.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Молодцы, уважаемые Цифры! Я получила большое удовольствие от общения с вами! А самое главное, у нашей сказки счастливый конец. Никто даже и не собирался, есть Колобка. В лесу ему попались добрые цифры, которые с ним играли, и Колобок вернулся домой. Бабушка и дедушка вас благодарят и дарят вам гостинцы!
Воспитатель: Ребята, вот и заканчивается наше волшебное путешествие.
«На носочки поднимитесь,
И два раза повернитесь,
Снова в зале очутитесь».
Список используемой литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 2013 г.
2. Федеральный закон об образовании в российской федерации, 2012 г.
3. «Радуга» — основная общеобразовательная программа дошкольного образования, предназначенная для работы с детьми от 2 до 7 лет. Москва, «Просвещение», 2014 г.
4. Осечкина Л. И., Чапкова В. В. 20 конспектов познавательных игровых сеансов для детей младшего дошкольного возраста. – М.: АРКТИ, 2014
5. Маврина, Л. Математические игры для дошкольников / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2012
6. Михайлова, З.А. Логико-математическое развитие дошкольников / З.А. Михайлова. - М.: Детство-Пресс, 2015
7. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.: Просвещение, 2010
8. Новикова В.П. Математика в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
9. Ерофеева Е. Математика глазами детей, родителей и педагогов// Ребенок в детском саду – 2002
10. Использование интернет-ресурсов
Приложение № 1
Четвёртый лишний
Приложение № 2
Фото с мероприятия
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по математике в средней группе детского сада. Число и цифра 7
Конспект НОД по ФЭМП в средней группе по ФГОС
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе детского сада
Конспект НОД по ФЭМП в средней группе детского сада. Математические представления условной меры