Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Исследование. Особенности формирования навыков бесконфликтного взаимодействия у дошкольников 5-7 лет

Особенности формирования навыков бесконфликтного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте у детей уже присутствует свое мнение и убеждения, дети готовы защищаться любыми доступными способами. Чаще всего конфликт в старшем дошкольном возрасте проявляется в виде применения физической силы и оскорблений. Многие старшие дошкольники не знают, как объективно оценить, правы они или нет в своих убеждениях. И, как правило, они считают, что тот, кто сильнее, прав. Это мнение возникает из-за близорукости, неспособности найти компромиссы, нежелания уступать друг другу и из-за неспособности вести конструктивный диалог. У детей старшего дошкольного возраста конфликтные ситуации могут быть между двумя соперниками, или они могут развиваться коллективно, когда мнение и поведение коллективов дошкольников не совпадают с мнением одного ребенка [1,с.64].
Конфликт у детей старшего дошкольного возраста обычно понимается как форма отклонения от нормального поведения старшего дошкольника. В этом случае возникает вопрос: что считать нормальным поведением. Разумеется, в своем внешнем проявлении конфликт всегда протекает в меньшей степени, нежели ровные отношения между детьми дошкольного возраста. По сути, это «конфронтация, противостояние». Часто конфликт приводит к сильному психологическому всплеску поведения старшего дошкольника [2, с.412].
Объектом проводимого исследования являются дети старшего дошкольного возраста, предметом – навыки бесконфликтного взаимодействия. Цель исследования - проанализировать особенности формирования навыков бесконфликтного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста.
В структуре конфликта у детей старшего дошкольного возраста всегда присутствуют: взаимосвязанные, взаимозависимые и влияющие друг на друга действия; интересы, цели, ценности сторон этого взаимодействия; опыт этих сторон в связи с происходящим [3, с.234].
Особенностью бесконфликтного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста является, то что именно в дошкольном возрасте наиболее активно усваиваются и развиваются данные навыки, поскольку дети в этом возрасте учатся строить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками [7, с.507].
Навык бесконфликтного поведения представляет собой хорошо усвоенный и автоматизированный способ действия в конфликтной ситуации [4, с.528].
На основании проведенного анализа нами была выдвинута гипотеза о том, что уровень овладения навыками бесконфликтного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста можно развивать с помощью определенной системы мероприятий. С целью ее проверки проведено эмпирическое исследование, выборку которого составили 20 детей в возрасте 6 – 7 лет.
Результаты по методике «Картинки» Е. О. Смирновой и Е. А. Калягиной [5, с.160] на первом этапе исследования показали, что у большинства испытуемых контрольной и основной групп в конфликте преобладает стиль избегания. После проведения формирующего эксперимента у большинства испытуемых контрольной группы в конфликте преобладает вербальная реакция (5 детей или 50% от общего количества испытуемых), у большинства испытуемых в основной группе в конфликте преобладает продуктивный способ решения конфликта (он проявился у 5 детей или 50% от общего количества испытуемых).
В результате проведенного исследования по методике «Незаконченное предложение» [6, с.672] было выявлено, что на констатирующем этапе исследования у большинства испытуемых контрольной группы (70% от общего количества испытуемых) – низкий уровень овладения навыками бесконфликтного взаимодействия, средний уровень овладения навыками бесконфликтного взаимодействия – у 20% от общего количества испытуемых контрольной группы, высокий уровень овладения навыками бесконфликтного взаимодействия – у 10% от общего количества испытуемых.
У детей основной группы на констатирующем этапе исследования было выявлено, что высокий уровень овладения навыками бесконфликтного взаимодействия наблюдается у 2 детей подготовительной группы МБДОУ детский сад № 21 г. Туймазы Республики Башкортостан, что составляет 20% от общего количества испытуемых. У 1 ребенка основной группы наблюдался средний уровень овладения навыками бесконфликтного взаимодействия (10% от общего количества испытуемых). У 7 детей основной группы наблюдается низкий уровень овладения навыками бесконфликтного взаимодействия (70% от общего количества испытуемых).
Повторное исследование уровня овладения навыками бесконфликтного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста по методике «Незаконченное предложение» контрольной группы показало, что у испытуемых преобладает средний уровень овладения навыками бесконфликтного взаимодействия (наблюдается у 50% от общего количества испытуемых), низкий уровень овладения навыками бесконфликтного взаимодействия – у 30% от общего количества испытуемых контрольной группы, высокий уровень овладения навыками бесконфликтного взаимодействия детей контрольной группы – у 20% от общего количества испытуемых.
На формирующем этапе исследования для того, чтобы повысить уровень сформированности овладения навыками бесконфликтного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста для детей основной группы нами была разработан коррекционная программа. По результатам формирующего эксперимента с детьми основной группы было выявлено, что высокий уровень овладения навыками бесконфликтного взаимодействия по методике «Незаконченное предложение» наблюдается у 30% от общего количества испытуемых, средний уровень овладения навыками бесконфликтного взаимодействия выявлен у 60% от общего количества испытуемых. У 10% от общего количества испытуемых детьми основной группы по методике «Незаконченное предложение» наблюдается низкий уровень овладения навыками бесконфликтного взаимодействия.
Таким образом, гипотеза исследования о том, что, уровень овладения навыками бесконфликтного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста можно развивать с помощью определенной системы мероприятий подтвердилась.

Список литературы:
1. Авдеева, Ю.В. Коммуникативное развитие детей 5-7 лет / А.Ю. Авдеева. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 64 c.
2. Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Конфликтология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Б.С. Волков, Н.В.Волкова. – М: Академический Проект; Трикста, 2017. – 412 с.
3. Бердникова, Ю.П. Мир ребёнка. Развитие психики, страхи, социальная адаптация, интерпретация детского рисунка / Ю.П. Бердникова. – СПб.: Питер, 2017.– 234 с.
4. Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 528 с.
5. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками / Е.О. Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 160 с.
6. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2016. – 672 с.
7. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. - М.: «Академия», 2016. – 507 с.

Рекомендуем посмотреть:

Что такое методология науки Приложение основных положений нейропедагогики к современным тенденциям дошкольной педагогики. Основы формирования образа героя, защитника через работу со сказкой
Опубликовано: 849 дней назад (25 мая 2019)
Просмотров: 288
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!