Методическая статья: Теоретические основы формирования образа героя, защитника через работу со сказкой
(используя методы сказкотерапии, проективной психологии)
Автор: Панкратова Ксения Валентиновна, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 146» г. Рязани
Описание:
Данный материал может быть использован в работе психологов ДОУ, воспитателей при построении работы о формированию образа защитника у детей дошкольного возраста. Материал дает представление о психологических предпосылках работы со сказкой.
Цель составления данного материала - представление психологических основ работы со сказкой по направлению патриотического воспитания, в частности по формированию образа защитника, героя.
Задачи представленного материала:
- обогатить и развить представления педагогов и психологов о психологических основах работы со сказкой;
- дать обоснование для составления плана работы по формированию образа героя, защитника через работу со сказкой.
Мы живем в сложную эпоху перемен, когда социальная ситуация часто меняется. Наш век наполнен новшествами, информацией, изменяющимися социальными нормами. Изменяющаяся социальная ситуация действует на людей по-разному. Одни находят ее ободряющей и находят для себя новые возможности. Другие теряются в ней, их психическое здоровье угнетается, им сложно найти ориентиры в этом меняющемся мире. Сложнее всего в данной ситуации бесспорно детям. Они не обладают жизненным опытом, их мышление подвижно, они очень эмоциональны и впечатлительны. В такой ситуации достоверно можно обратиться именно к мудрости предыдущих поколений. В архитипичном мире, созданном нашими предками, отражены основополагающие образы и даны образцы поведения. Обогащая свой мир архитипичными образами мы создаем базис для психического здоровья.
К.Г. Юнг отмечал, что «божественная фигура прежде всего - психический образ, тот или иной комплекс архетипических идей, вера в который сравнима с метафизической сущностью». Это утверждение говорит нам о том, что созданные нами образы создают то, во что мы верим. И наша вера становится не просто абстракцией, но и находит отражение в реальной жизни. Существует некая наследуемая структура психики (мозга), развивавшаяся сотни тысяч лет, которая заставляет нас переживать и реализовывать наш жизненный опыт вполне определённым образом. И эта определённость выражена в том, что Юнг назвал архетипами, которые влияют на наши мысли, чувства, поступки.
Именно данные постулаты были использованы мною в работе с детьми дошкольного возраста. Основываясь на работах таких психологов-практиков как Венгер Л.А., Хухлаева О.В., Первушина И.М., и многие других отечественных авторов, мною был создан блок по работе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию образа героя, защитника Родины через проективные методы психологии и сказкотерапию.
Именно проективные образы дают возможность детям самостоятельно создавать внутренний образ. Этот образ будет наиболее крепким и будет закреплён во внутренней жизни ребёнка. Он пройдет с ним через всю жизнь.
Вопрос в том, что за образ это будет? Будет ли он соткан из мультяшных образов и голливудских супергероев, которые созданы чужеродной нам культурой? Или же он будет создан на основе архитипичных и этноидентичных нам былинных героях? Данный вопрос принципиально важен для формирования будущего гражданина с развитой гражданской позицией и любовью к России.
Рекомендуем посмотреть:
Адаптация ребенка к детскому саду
Психолого-педагогическая характеристика на воспитанника ДОУ
Тематическое занятие на Новый год для воспитателей детского сада
Музыкальная терапия в работе психолога