Музкальная терапия в работе психолога
Музыкальная терапия – актуальное средство работы психологов, педагогов. Язык музыки универсален, он не зависит от возраста, жизненного опыта, пола. Музыка учит чувствовать и понимать природу, жизнь вокруг нас. Музыка живет в своем ритме, такте. Она – колыбель эмоций. Этими особыми качествами музыка особенно важна при проведении терапевтических занятий с детьми.
Если классифицировать техники по работе с музыкой можно выделить следующие группы:
1.Создание музыки.
2.Работа с готовой музыкой.
3.Смешанный тип.
Приведем примеры простых и эффективных техник работы с детьми по каждому из выделенных направлений.
• Музыкальные каракули. Здесь мы в свободной форме разрешаем ребёнку заниматься звукоизвлечением из таких инструментов как металлофон, колокольчик, барабан и другие доступные инструменты. Здесь важен сам опыт переживания ребенком самостоятельного извлечения звуков, развитие его сенсорного опыта.
• Как бы звучали гласные или как бы звучали согласные. Здесь мы на простом инструменте (барабане, металлофоне и пр.) просим ребёнка представить, как бы звучали те либо иные звуки.
• Постучи, как на тебя кричит мама. Это прекрасное упражнение для отреагирования эмоций ребенка, нивелирования негативного опята, его переживание в творчестве.
• Изобрази музыкальным инструментом, как лает собачка, мяукает кошечка и т.д.
• Постучи, как ты радуешься, постучи, как ты злишься. В этой технике модно удачно сочетать анализ поведения ребенка, его эмоционального фона и отреагирование им собственных эмоций, их приятие.
• Дирижер. Упражнение даем в группе. Делим детей на две команды, у каждой команды – свои инструменты, например, правая – барабаны, левая – колокольчики. У дирижёра две руки - на разные группы, дирижирует звуками каждой группы - сильнее, слабее, стих звук и пр..
Дирижером можно ставить ребенка немного зажатого для повышения самооценки.
• Жестовое рисование. Рисование музыки руками. Мы ставим детям музыкальную композицию и просим их не стесняясь в воздухе нарисовать то, что он сейчас видит и чувствует. Получается пластический музыкальный этюд.
Рекомендуем посмотреть:
Адаптация ребенка к детскому саду
Психолого-педагогическая характеристика на воспитанника ДОУ
Тематическое занятие на Новый год для воспитателей детского сада
Основы формирования образа героя, защитника через работу со сказкой