Тематической занятие по обогащению детей сенсорным опытом и развитию чувств «Чувства, которые нам дарит море»
Цель занятия – обогащение сенсорных представлений детей о море через связанные с морем объекты, развитие образного мышления, воображения, обогащение чувственного опыта детей.
Задачи:
1. Расширить сенсорный опыт детей.
2. Развить представление об основных 5 органах чувств.
3. Вызвать интерес к исследовательской деятельности на примере исследования моря через основные органы чувств.
Рекомендовано к проведению для детей от 5 лет.
Занятие проводится с подгруппами детей по 10 – 12 человек.
Материалы и оборудование: представлено в музее детского сада.
В основе данного методического и дидактического материала лежат собранные и разработанные педагогами компоненты, разработанные по теме «Музей моря».
Дополнительно необходимо подготовить: канат, сантиметр, платки на глаза по количеству детей, бутыль с морской водой и водорослями, аромо-масло сосны, пипетка, морская вода (йодированная вода), магнитофон; запись спокойном музыки с шумом волн и музыки шторма.
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Занятие начинается в группе.
Ведущий: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте!
Ведущий: Сегодня нас ждет путешествие к морю. Кто из вас был на море?
Дети отвечают на данный вопрос.
Ведущий: Море - это очень, очень далеко, и нам понадобится проводник, я буду вашим капитаном. Для того, чтобы путешествие прошло гладко, вы должны меня слушаться.
В начале перед нашим путешествием я вам расскажу одну историю.
Вы знаете, что у человека 5 чувств. За каждое отвечает свой орган. Глаза за отвечают за …?
Дети: Зрение.
Ведущий: Уши отвечают за ….?
Дети: Слух.
Ведущий: Кончики пальцев и кожа за вся в целом за …?
Дети: Осязание.
Ведущий: Нос за…?
Дети: Обоняние.
Ведущий: Язык за …?
Дети: Вкус.
Ведущий: Все верно!
Сейчас я вам расскажу одну историю про все эти пять чувств. А это случилось давным давно.
Поспорили органы чувств между собой: кто важнее из них?
Зрение заявило сразу: - Кто из вас может за десяток километров прочувствовать движение живого существа? Кто из вас может отличить малейшие оттенки изменения погоды в море? О чём можно спорить?
Слух тут же возразил: - За десяток километров, говоришь?! Это в очень хорошую погоду, а в плохую? Да ночью ты в двух шагах ничего не почувствуешь, в то время, как я слышу малейший шорох!... Самые главные слова в своей жизни –слова о любви- он именно говорит!
-Извините,- вмешалось Обоняние,- слова бывают и не нужны, когда мимолетный запах детства вдруг разбуди т спящие воспоминания! А как нам дорог запах любимой мамы?
-Чутьё-чутьём, но запахом пищи сыт не будешь!- не спеша, выслушав почти всех, обстоятельно заявил о себе Вкус. Сколько бы вы тешили человека на его голодный желудок, а? Неделю, две?..
-Ну, теперь, кажется, все высказались…- вопросил, наконец, последний из пятёрки органов чувств Осязание.- Каждый из вас нужен человеку только для того, чтобы он, в конце концов, не взял это что-то в руки и не осязал его.
Так долго они спорили и порешили все вместе служить созиданию, а не разрушению. И все вместе они стали называться человеческими чувствами. И нет среди них главного!
Вот эти чувства сегодня вам и будут рассказывать о море!
Готовы?
Дети: да!
Ведущий: Тогда в путь! Сейчас мы с вами возьмемся за канат и по нему попадем в наш музей, где наши человеческие чувства расскажут нас историю моря!
Детей выстраиваем и они берутся за канат, идем в музей.
2. Основная часть.
Ведущий: Вот мы с вами и попали в морской музей, где мы с вами будем чувствами познавать море.
Задание 1. Зрение. Проверяем глазомер.
Начнем мы пожалуй с самого простого – со зрения. Какой орган дарит нам это чувство?
Дети: Глаза.
Ведущий: Сейчас мы посмотрим, что могут вам подарить ваши глазки.
Смотрите, видите на стене большая картина. На ней изображены морские обитатели, давайте назовем их (если затрудняются – подсказываем.).
Дети: Дельфин, тунец, зубатка, лосось, дорадо, скумбрия, рыба-попугай.
Ведущий: Смотрите на них, чем рыбы отличны?
Дети: Формой. Цветом. Размером.
Ведущий: Вы много назвали, но в общем каждая рыба здесь – своего размера. Сейчас м с вами проверим ваш «глазомер». Попытайтесь сопоставить, к какому размеру близок рост мой?
Дети выбирают ту рыбу, к какой мой рост ближе как им кажется.
Далее выбираются несколько детей из группы (желательно разного роста) и дети сопоставляют их рост. Проверяем их предположения сантиметром. Выясняем, чей глазомер более точен. Делаем вывод.
Задание 2. Осязание.
Ведущий: В данном задании нам нужно будет отдаться осязанию. Какие органы нам его дарят?
Дети: Кожа, пальчики, все тело.
Ведущий: Давайте мы с вами завяжем глазки и на ощупь в данном тазу (емкости, пиратском сундуке…) найдем то, что принесло нам море – ракушки, камни, …. Ну ка проверим, что нашли нам пальчики?
Дети отвечают. Это ракушка. Это камень. Это не морское – это кукла. И т.д.
Ведущий: Что вы чувствовали, когда ваши глаза были завязаны?
Дети: Форму предметов. Какие они на ощупь (текстуру).
Ведущий: Какие дары моря на ощупь в основном? Давайте их погладим, какие они?
Дети: Гладкие.
Ведущий: Все верно, вода их сделала обтекаемыми. Даже острый камушек, попадая в море, обтачивается и лишается острых граней.
Задание 3. Обоняние.
Ведущий: Следующее наше чувство – обоняние. Какой орган дарит нам это чувство?
Дети: Нос!
Ведущий: Давайте снова оденем наши платочки. Сейчас мы в вами почувствуем запах, я поднесу вам к носику каждому.
Подношу бутылку с йодированной морской водой, если нет – можно заменить водорослями.
Ведущий: Что вы чувствуете?
Дети: Запах.
Ведущий: На что это похоже? Представили?
Дети отвечают.
Ведущий: Чем пахнет море?
Дети отвечают. Скорее всего оно будет пахнуть водорослями, рыбой.
Ведущий: А еще давайте представим, что на берегу моря растет большое дерево? Оно очень особенно пахнет. Угадаете его?
Открываю масло с запахом сосны, пихты, можжевельника.
Дети отгадывают запах, он им знаком.
Задание 4. Вкус.
Ведущий: А теперь мы познакомимся с дарами еще одного чувства – вкуса. Какой орган нам в этом поможет?
Дети: Язык.
Ведущий: Сейчас мы с вами познакомимся со вкусом моря. Открывайте ротики.
Капаю пипеткой детям по капле морской воды в ротик.
Ведущий: Что вы чувствуете? Какое море на вкус?
Дети: Соленое! На вкус как рыба, водоросли, горьковатое.
Задание 5. Слух.
Ведущий: Давайте останемся в наших платочках на глазах и послушаем шум моря. (Включаем запись № 1, в которой спокойно слышится шум волн, чаек). Что вы в нем слышите?
Дети: Шум волн, крики чаек, плеск воды.
Ведущий: Какое море – спокойное или шумное?
Дети: Спокойное.
Ставим запись № 2 (там записан звук шторма).
Ведущий: А сейчас, какое оно стало?
Дети: Шумное, не спокойное, оно волнуется.
Далее мы постепенно убавляем громкость и делаем звук тише.
Ведущий: Вот и море схлынуло, укатилось волной. Давайте снимем наши повязки. И на берегу остались – камни.
Ведущий: Некоторые люди всерьез говорят что есть еще и чувство равновесия.
Задание дополнительное 6. Равновесие.
Давайте проверим, есть ли оно у вас?
Сейчас по очереди вы будете выбирать камень и класть его на предыдущий. Если у нас получится построить башню – значит оно у нас и вправду есть!
Дети играют в игру «Каменная дженга».
Получается построить башню и делается ввод.
Ведущий: Ну вот у нас все получилось! Все задания пройдены успешно.
3. Завершающий этап.
Ведущий: А теперь давайте с вами проверим нашу дружбу, давайте сделаем огромного многорукого осьминога.
Дети кладут по одной своей руке на мою, вторая смотрит из круга.
Ведущий: Теперь наш осьминог поплавает. Попрыгает. Потанцует. Теперь помашет морю – «До свидания»!
Ведущий: Давайте возьмемся за канат и отправимся обратно в группу!
Рефлексия занятия проводится уже в группе.
Ведущий: Давайте вспомним, какие чувства сегодня с нами работали?
Дети: Вкус, обоняние, осязание, зрение, слух.
Ведущий: Сколько их всего?
Дети: Пять!
Ведущий: Какое задание вам больше всего понравилось?
Дети отвечают по очереди.
Ведущий: Почему?
Дети отвечают.
Ведущий: А есть ли главное чувство?
Дети: Нет, все чувства важны! Все они работают для человека!
Ведущий: Ну что же, вот мы и закончили наше путешествие. Давайте прощаться! До свидания, до встречи!
Дети: До свидания!
Конец.
Рекомендуем посмотреть:
Экскурсии для дошкольников в краеведческий музей
Конспекты занятий - экскурсий для детского сада
Экскурсия в зоологический музей с детьми средней группы
Сенсорное воспитание в образовательном процессе детского сада
Похожие статьи:
Активная консультация для воспитателей ДОУ. Сенсорное воспитание дошкольников
Сенсорное воспитание дошкольников в процессе игр