Творческий конкурс для педагогов «Замечательная Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Особенности развития личности младших школьников с гармоничным и дисгармоничным типами одаренности

Особенности развития личности младших школьников с гармоничным и дисгармоничным типами одаренности
Оглавление
Введение
Глава 1 Детская одарённость как психолого-педагогический феномен
1.1 Понятие "одарённость", признаки одаренности
1.2 Виды одарённости
1.3 Особенности развития личности одарённых детей
Глава 2 Психолого-педагогическая характеристика одарённых младших школьников и основные способы работы с ними
2.1 Характеристика личности и способы работы с младшими школьниками с гармоничным типом одарённости
2.2 Характеристика личности и способы работы с младшими школьниками с дисгармоничным типом одарённости
2.3 Из опыта работы учителей с одарёнными младшими школьниками
Заключение
Список использованных источников

Введение
В современном мире все больше становится актуальной тема одаренности детей, особенно младших школьников. Согласно данным международной статистики, около 25% всех детей в мире являются одаренными, при этом 2-3% детей обладают выдающимися способностями [20]. Большой интерес к феномену одаренности оправдан, ведь еще три десятилетия назад основные силы школ были направлены на помощь отстающим ученикам, поскольку главной целью образования было обеспечение всех желающих необходимым уровнем знаний. В этих условиях именно одаренный ребенок часто становился изгоем учебного процесса, где его способности в лучшем случае эксплуатировались, а в худшем — подавлялись. Соответственно, изучение своих воспитанников с психологической точки зрения сходило на нет, а значит и психолого-педагогические вопросы обучения и воспитания тоже. В современной же России можно говорить о гуманизации образования, о направленности на развитие личности ребенка, об индивидуализированном подходе в обучении. Потому как каждый ребенок по-своему уникален и имеет определенные задатки и способности, которые именно такая система образования позволяет развить, а начинать это развитие следует как раз с младшего школьного возраста. Это оптимальный период для диагностики одаренности, определения ее типа, когда можно скорректировать направление развития личности ребенка, наметить индивидуальный план для расширения способностей каждого. В этом помогут труды ученых, которые и по сей день занимаются исследованием феномена, например, И. Ю. Кулагина, Н. Б. Шумакова, Дж. Резулли. Рассматривая актуальность данной темы, необходимо подчеркнуть, что на учителя начальных классов возложена колоссальная ответственность за воспитание и развитие всех учеников, особенно одаренных, ведь наш мир меняется с каждым днем, а значит и требования к члену современного общества тоже.
Объект исследования – развитие личности одаренного младшего школьника.
Предмет исследования – особенности гармоничного и дисгармоничного типа развития личности одаренного ребенка в младшем школьном возрасте.

Цель исследования: изучение психолого-педагогических характеристик личности младшего школьника с гармоничным и дисгармоничным типами одаренности.

Задачи исследования:
1) раскрыть суть понятия «одаренность» как психолого-педагогического феномена и ее признаки;
2) рассмотреть виды одаренности;
3) охарактеризовать особенности развития личности одаренных детей;
4) дать характеристику личности детей с гармоничным и дисгармоничным типом развития одаренности и обозначить способы работы с ними;
5) проанализировать рекомендации учителей, имеющих опыт работы с одаренными детьми в начальной школе.
При проведении исследования были использованы теоретические методы (анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация) и эмпирические методы (изучение литературы, документов и педагогического опыта).
Теоретико-методологической базой исследования являются концепция одаренности Д. Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова; теория личности С. Л. Рубинштейна.

Глава 1 Детская одарённость как психолого-педагогический феномен
1.1 Понятие «одаренность», признаки одаренности
Человеческое мышление, память, воображение, способности к творчеству и другие процессы – огромные дары природы. Она наградила таким даром каждого человека, но не секрет, что они распределены не поровну. Поэтому среди самых интересных и загадочных явлений одаренность занимает одно из ведущих мест. Особенно интересна детская одаренность, когда у ребенка только начинает формироваться психика.
Многих ученых-психологов интересовал данный феномен, поэтому существует огромное количество определений понятия. Долгое время «одаренность» считалась синонимом слова «способности». Н. С. Лейтес тоже связывал между собой эти понятия, считая, что одаренные дети — дети, обнаруживающие особо высокий уровень способностей [12]. Однако другой исследователь, Э. Клапаред, рассматривал одаренность в двух планах: в широком – как «общий уровень всех умственных свойств» и в узком – как «способность интеллекта разрешать новые проблемы» [12]. Можем заметить, что с различных точек зрения понятие рассматривается по-разному, поэтому, чтобы понять суть этого явления, обратимся к общепринятому определению.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [3].
Одаренный ребенок- ребенок, который выделяется очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [3].
Но следует принять к сведению, что Н. С. Лейтес рекомендовал использовать термины с осторожностью, считая, что «нужно знать и о таком явлении, как возрастная одаренность. Это не что иное, как предпосылки подъема интеллекта, обусловленные свойствами детских возрастов» [7, с. 5].
Исходя из представленных выше определений, можно отметить, что одаренность развивается в течение всей жизни, соответственно, на ее становление влияют многие факторы. Во-первых, это наследственность и задатки - такие особенности строения организма, которые являются предпосылками для развития определенных способностей человека [14]. Например, задатками могут быть длинные пальцы, тонкий слух и другое. Во-вторых, это среда, в которой находится человек, его воспитание. Окружение ребенка способно как подавлять, так и развивать дар, данный ему природой. В младшем школьном возрасте большая роль приходится на взрослых, так как они решают, где будет заниматься их ребенок. В-третьих, сказывается на становлении одаренности и собственная активность индивида, его деятельность. Для того, чтобы достичь высоких результатов, человеку нужно много работать над собой. Обратимся к примеру: у ребенка выражены такие задатки, как высокий рост, гибкость и чувство ритма, для развития своих способностей он может заниматься спортивной гимнастикой или аэробикой.
Одаренность проявляется в успешной деятельности и часто имеет стихийный характер. Одаренные дети могут дома с увлечением писать свои музыкальные произведения, а в специализированной школе не будут иметь никакого интереса к ходу занятия. Кроме того, распространенным явлением среди таких детей является скрытность. Порой даже родители могут пребывать в неведении о способностях своего ребенка. Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме. Анализируя особенности поведения школьника, педагог, психолог и родители должны понимать, что не всякое проявление ребенка в деятельности соотносится с одаренностью, а также следует учесть то, что дети не всегда открывают свои способности взрослому. Поэтому на данном этапе исследования разумно обратиться к внешним проявлениям ребенка, на которые стоит заострить внимание при наблюдении за его поведением в деятельности. Согласно позиции ведущих отечественных специалистов в области психологии одаренности, признаки одаренности затрагивают два аспекта поведения ребенка: инструментальный (способы действий) и мотивационный (отношение к действительности, к деятельности).

Суть инструментального аспекта поведения заключается в следующих признаках:
— Наличие специфических стратегий деятельности. Нестандартные способы деятельности обеспечивают особую продуктивность ребенка.
— Сформированность качественно своеобразного стиля деятельности. Он выражается в желании ребенка все делать по-своему, в склонности к рефлексивной оценке результатов.
— Особый тип организации знаний. Высокая структурированность, способность устанавливать связи с другими предметами, а также одаренный ребенок имеет способность быстро схватывать и усваивать информацию.
— Своеобразный тип обучаемости. Часто проявляется в быстром и легком освоении программы или наоборот, в замедленном темпе, но с последующим резким изменением структуры знаний, умений и навыков [3].
Описывая мотивационный аспект поведения одаренных детей, стоит отметить следующие особенности:
— Повышенная избирательная чувствительность к различным сторонам действительности, а также к формам собственной активности.
— Повышенная познавательная потребность.
— Ярко выраженный интерес к деятельности, характеризующийся полным погружением в интересующее занятие.
— Предпочтение противоречивой информации, непринятие стандартных ходов решений и шаблонных ответов.
— Высокая требовательность к результатам своей деятельности, склонность к постановке высоких, часто недостижимых целей [3].
Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. В практической работе с детьми стоит руководствоваться понятием «признаки одаренности» и судить о ее наличии в единстве проявлений двух аспектов: инструментального и мотивационного. Они же, в свою очередь, включают в себя следующие показатели: наличие специфических стратегий деятельности, сформированность своеобразного индивидуального стиля деятельности, особый тип организации знаний, своеобразный тип обучаемости, повышенная избирательная чувствительность и познавательная потребность, выраженный интерес к определенным занятиям, сферам деятельности, предпочтение противоречивой информации, неприятие типичных заданий и готовых ответов, высокая требовательность к результатам собственного труда. Проанализировав понятие и признаки одаренности, перейдем к рассмотрению ее видов.

1.2 Виды одаренности
Выделение различных видов одаренности преследует важную цель – привлечение внимания к более широкому спектру способностей, которые должны получить возможность развития. Разумеется, различия между видами одаренности не должны рассматриваться без учета мотивации и индивидуальных особенностей, влияющих на реализацию способностей человека. В систематизации видов одаренности выделяют как качественный (психические возможности человека, их проявление в деятельности), так и количественный (степень проявления этих возможностей) аспекты. Исходя из этих аспектов, можно выделить следующие критерии дифференциации видов одаренности.
Первым и одним из значимых является критерий «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики», согласно которому выделение видов одаренности осуществляется, исходя из основных видов деятельности с учетом разных психических сфер: интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой. Соответственно, дифференцируют следующие виды одаренности. В практической деятельности - одаренность в ремеслах, спортивную и организационную. Согласно исследованиям зарубежного психолога Р. Стернберга, ключевой особенностью практической одаренности является знание своих слабых и сильных сторон, а также способность использовать эти знания. Исследователь утверждал, что «этот вид одаренности имеет общие компоненты с лидерской одаренностью, возможно, включает ее в себя» [4, с. 83]. В коммуникативной деятельности проявляется лидерская и аттрактивная одаренность. В познавательной — интеллектуальная одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности. В художественно-эстетической деятельности — хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность. И наконец, в духовно-ценностной — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям [3]. Классификация по представленному критерию наиболее важна, так как является исходной, тогда как остальные определяют формы проявления одаренности человека лишь на данный момент, кроме того, она служит для понимания качественного своеобразия природы одаренности.
По следующему критерию «степень сформированности одаренности» дифференцируют два вида:
— Актуальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка с уже достигнутыми показателями психического развития, проявляющихся в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной области по сравнению с возрастной и социальной нормами.
— Потенциальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности.
По критерию «форма проявления» можно говорить о двух видах: одаренность, которая проявляется в деятельности ярко и отчетливо, называется явной, и напротив, проявляющаяся в завуалированной, замаскированной форме – скрытая [3, 14].
Следующим критерием выступает «широта проявлений в различных видах деятельности». Здесь следует говорить об общей одаренности, которая охватывает различные виды деятельности человека, а также их продуктивность, и специальной одаренности, выражающейся в отдельной сфере (поэзия, спорт, музыка и другие). Стоит отметить, что эти два вида связаны между собой. Под влиянием общей одаренности имеют возможность развиваться успехи в специальных областях, а специальная одаренность оказывает влияние на усиление индивидуального своеобразия одаренного.
И, наконец, еще одним критерием выступает «особенность возрастного развития», где дифференцируется ранняя и поздняя одаренность. Основным показателем здесь является темп психического развития и возрастной этап, на котором явно проявляются признаки одаренности. Примером ранней одаренности могут стать блестящие творческие достижения юного А. Моцарта, детские успехи Ф. Гальтона, И. И. Мечникова, В. Гюго, и этот список можно продолжать еще длительное время. Следует обратить внимание на занимательный факт: одаренные дети часто становятся выдающимися взрослыми, и, наоборот, не менее часто люди, не проявившие себя в детстве, достигали выдающихся результатов уже в зрелом возрасте [12]. Например, сравнительно поздно, относительно вышеупомянутых выдающихся личностей, начал свою литературную деятельность известный баснописец И. А. Крылов, но это нисколько не помешало ему стать любимцем всех русских детей.
Итак, любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения следующих критериев классификации видов одаренности. Первый критерий — «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики», где в практической деятельности выделяют одаренность в ремеслах, спортивную и организационную; в коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную; в познавательной — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности; в художественно-эстетической — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность; и в духовно-ценностной — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям. По критерию «степень сформированности одаренности» можно выделить два вида — актуальную и потенциальную. По «форме проявления» одаренность может быть явной и скрытой. И, наконец, по «особенностям возрастного развития», дифференцируют раннюю и позднюю одаренность. А основанием для общей и специальной одаренности является «широта проявлений в различных видах деятельности». Поэтому мы можем с уверенностью сказать, что одаренность многогранна и охватывает огромное множество сфер деятельности. Таким образом, знания о проявлениях ребенком вышеуказанных критериев может помочь определить сферу дальнейшего формирования личности ребенка. Рассмотрим, какие особенности личностного развития одаренного ребенка стоит учитывать при работе с ним.

1.3 Особенности развития личности одаренных детей
После того, как мы изучили все теоретические аспекты детской одаренности, возникает вопрос, а какие же особенности в развитии ребенка влечет за собой это явление, как формируется его личность? Ведь чтобы помочь одаренным детям приспособиться к современному миру, стоит рассмотреть данный феномен со всех сторон. Для начала ознакомимся с понятием «личность». На данной стадии исследования уместно обратиться к литературным источникам и словарям.
Личность, жен. 1. только ед. Отдельное человеческое я, человеческая индивидуальность, как носитель отдельных социальных и субъективных признаков и свойств. 2. Человек с точки зрения черт его характера, поведения, общественного положения [15]. Такие определения дает Д. Н. Ушаков. По мнению А. В. Петровского, личность — это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе в процессе вступления его в общественные по своей природе отношения. А психолог А.Н. Леонтьев считал, что личность - это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе.
Мы можем заметить, что каждый ученый или исследователь дает свое определение понятию, но все они схожи друг с другом. Не проще, чем с точным определением понятия «личность», дело обстоит с установлением того, что входит в ее структуру. Основная трудность при решении данного вопроса заключается в двух моментах: в отсутствии в настоящее время единой теории личности и в наличии не современного, но тем не менее не утратившего своего значения в наши дни представления о ее структуре, сложившегося давно и до сих пор сохраняющегося в учебниках по психологии. Последнее представление о личности уже несколько столетий передается из поколения в поколение, но ни одной из современных теорий не соответствует. Оно выделяет в структуре личности такие составляющие, как способности, темперамент, волю, характер, эмоции (чувства), мотивы и потребности. Схожего мнения с представленной традиционной структурой придерживался С. Л. Рубинштейн [10].
Кроме структуры, личность имеет еще и свои психические закономерности. Они развиваются в соответствии с возрастом человека, следовательно, имеют определенные особенности, характерные для того или иного периода жизни. Для нашего исследования рассмотрим психические закономерности детей младшего школьного возраста. В этот период доминирующая функция – мышление, а основное направление его развития - переход от наглядно-образного к словесно-логическому. Оно оказывает влияние на развитие других познавательных процессов, которые становятся произвольными. Главные новообразования возраста – рефлексия и внутренний план действий. Со стороны личностного развития для школьников характерно стремление к самоутверждению и притязание на признание со стороны взрослых и сверстников, в первую очередь связанное с успешностью учебной деятельности. У детей развивается и эмоциональная сфера, они становятся более впечатлительны, учатся управлять своими эмоциями, несмотря на то, что сохраняется желание сделать то, что хочется, а не то, что нужно. Младший школьный возраст – сензитивный период для развития высших чувств: эстетических, моральных, нравственных.
Теперь же рассмотрим основные особенности личности, присущие одаренным детям. Главным общим свойством одаренных считается преобладание у них исследовательской активности и познавательной мотивации, предполагающей потребность в самом процессе интеллектуальной деятельности и удовольствие от умственного труда. Для таких детей типична познавательная потребность, но, с другой стороны, тяга к занятиям, умственной работе приводит к раннему расцвету общих способностей [6]. Но несмотря на это, у части одаренных детей может быть сниженная учебная мотивация как желание добиться высокой успешности непосредственно в учебной деятельности [2].
Одаренному школьнику необходимы уверенность в себе, высокая адекватная самооценка, иначе не будут поставлены достойные его способностей цели. Такая самооценка требует сформированной системы саморегуляции — планирования своих действий, контроля над поведением, концентрации усилий для преодоления трудностей, когда ребенок стремится решать проблемы, с которыми ему пока сложно справиться [6, 16]. Это связано с ощущением своей причастности ко всему, что происходит, с осознанием ответственности за выполняемое дело. Ученик сам отвечает за свои успехи и промахи, неудачи. Американский психолог Джулиан Роттер назвал это внутренним локусом контроля.
У одаренных детей зачастую возникают трудности в нахождении близких по духу друзей и в общении со сверстниками. Такая коммуникативная сложность обычно провоцируется сверстниками одаренных, не понимающими и не принимающими их исключительности.
Кроме того, нередко у высокоодаренных детей существуют явные проблемы в эмоциональном развитии. В сложных ситуациях они проявляют инфантильную реакцию: критические замечания могут вызвать немедленные слезы, а любой неуспех приводит к отчаянию [2]. Обращаясь к сфере духовно-нравственного развития, личность одаренного ребенка можно описать словами К. Г. Юнга, «…у дарования есть тот моральный недостаток, что оно вызывает у своего обладателя чувство превосходства и вместе с ним определенную инфляцию, которую следовало бы компенсировать путем соответствующего смирения. Однако одаренные дети часто избалованны и ожидают поэтому исключительного отношения к себе» [2, с. 173].
Как отмечалось выше, личностное развитие детей, имеющих определенные особенности, характерные для того или иного периода жизни и личностное развитие одаренных детей имеют существенные различия. Преобладание у вторых познавательной мотивации и исследовательской активности, высокая адекватная самооценка и уверенность в себе, стремление решать проблемы, с которыми им пока сложно справиться и ставить труднодостижимые цели, высокая требовательность к результатам своего труда, трудности в нахождении близких друзей, а также явные проблемы эмоционального развития — все это требует особого внимания и помощи со стороны взрослого, как дома, так и в школе. Поэтому при диагностике одаренности у ребенка следует иметь в виду, что этот феномен может оказывать как положительное влияние на личность, так и отрицательное. Соответственно, исследователи дифференцируют гармоничный и дисгармоничный типы одаренности. Для начала рассмотрим особенности развития личности ребенка с гармоничным типом одаренности и способы работы с ним.

Глава 2 Психолого-педагогическая характеристика одарённых младших школьников и основные способы работы с ними
2.1 Характеристика личности и способы работы с младшими школьниками с гармоничным типом одаренности
Одаренность с гармоничным типом развития – наилучший вариант как для ребенка, так и для его окружения. Ведь их достижения сочетаются с уровнями развития познавательной и личностной сфер. Несмотря на то, что становление личности проходит благополучно, без особых проблем, оно все же предполагает обязательную заинтересованность и учителей, и родителей младших школьников в применении активных форм развития способностей детей, реализации их индивидуального дарования [8].
Одной из самых ярких отличительных особенностей таких одаренных является стремление к творческой деятельности во всем. Поиск новых идей – вот что важно для них. И, как следствие, ребенок находит совершенно новые, собственные способы решения той или иной задачи.
Следует отметить еще одну важную особенность – самостоятельность. Такие дети, в отличии от сверстников, меньше нуждаются в помощи взрослого. Следовательно, чрезмерная опека родителей, повышенное внимание учителя к ребенку могут негативно сказаться на развитии его саморегуляции. Учитывая данные особенности, следует ответственно отнестись к организации учебного процесса. Даже в младшем школьном возрасте ребенок способен сам выбирать интересующие его сферы для изучения помимо основных предметов, поэтому стоит предоставить ему эту возможность. Таким образом удастся избежать снижения мотивации к познавательной деятельности и самостоятельности ребенка [3].
Самой распространенной характеристикой таких одаренных детей, а особенно младших школьников, со стороны мотивационной сферы является неограниченное желание буквально «засыпать» взрослых разного рода вопросами. Порой, даже не всякий специалист способен удовлетворить любознательность одаренного. Исходя из этого, задачей учителя с самого первого класса является приучение ребенка к самостоятельному поиску ответов в различных источниках. Важно не «отмахиваться» от детей, а совершать поисковые действия вместе, ребенок должен чувствовать поддержку и такой же неподдельный интерес от взрослого [3].
Для большей части одаренных детей, в любой деятельности, за которую они берутся, характерно желание довести все до совершенства, хотя, казалось бы, у ребенка и так имеется положительный результат. Уже на первых порах после того, как данный критерий был замечен в поведении, важно помочь одаренному перебороть излишнюю требовательность к себе, иначе впоследствии это приведет к неумению довести дело до конца [3].
К тому же, дети с гармоничным типом одаренности стремятся к новым познавательным ситуациям. Они их не пугают, а наоборот, «подогревают» интерес. В новых условиях ребенок не боится признаться в непонимании, ведь для него не важен результат, ценность представляет сам процесс деятельности. Поэтому в организации обучения стоит учитывать повышенный интерес детей ко всему новому, использовать нетрадиционные формы уроков, методы и приемы развивающего обучения. В работе с одаренными детьми эффективно применение технологий активного обучения, метода проектов, ИКТ-технологий. В систему работы также входят инновационные и интегрированные уроки, научно-исследовательская работа, ролевые игры, спецкурсы, самостоятельная работа учеников, дистанционные олимпиады и другие [9]. Например, для одаренных будет полезен прием «мозгового штурма», где они смогут использовать свой полет фантазии.
Как уже было отмечено, устойчиво высокая самооценка характерна для одаренных детей, однако, их актуальная самооценка может колебаться. Именно эта противоречивость и дает возможность развиваться. Стоит принять к сведению, что ребенка нельзя постоянно хвалить и выделять среди одноклассников. Кроме того, учитель должен способствовать тому, чтобы ребенок осознавал недостаточную трудность деятельности, которую он успешно выполнил, чтобы не останавливаться на достигнутом [3].
Что касается сферы межличностных отношений и адаптации к школьной жизни, у таких детей особых проблем не возникает. Чаще всего они быстро ладят друг с другом, а также и с учителем, благодаря хорошему усвоению школьных правил, учебного материала и творческому подходу в решении задач. Однако, нужно быть готовым к тому, что ребенок с гармоничным типом развития одаренности может оспаривать чужие точки зрения, противостоять однотипным путям решения, а также очень редко встречаются открытые конфликты с самим педагогом, которые могут быть устранены, если учитель относится к ребенку с уважением и пониманием [3].
Кроме того, «общей чертой, характеризующей одаренных детей, — как подчеркивает Н. Ю. Синягина, — выступает стремление к знаниям и это накладывает на их жизнь определенные ограничения: длительное время они уделяют учебе, их характеризует малоподвижный образ жизни, кратковременное пребывание на свежем воздухе.» [1, с. 86, 87]. Поэтому специалистам, работающим с одаренными детьми, необходимо с особым вниманием отнестись к включению в программу и внеурочную деятельность, мероприятий, по привлечению внимания к здоровому образу жизни.
Рассмотрим вопрос о том, как учитель может способствовать раскрытию одаренности в начальной школе. В первую очередь, в содержание образования должны быть включены специальные курсы, ориентированные на психосоциальное и когнитивное развитие потенциала личности школьника. Важным является преобладание самостоятельной проектной и исследовательской деятельности младших школьников. Из содержания образовательной деятельности необходимо исключить моменты, способствующие проявлению пассивности, безынициативности детей [11]. Вдобавок, на данный момент становится актуальна внеурочная деятельность, позволяющая наиболее продуктивно осуществлять воспитание и развитие детей в свободное от обучения время, использовать ее как ресурс, позволяющий достичь нового уровня образования [11]. Кроме того, учащиеся могут сами участвовать в выборе тематики и разработке мероприятий.
Отсюда следует вывод, что личность с гармоничным типом развития одаренности — это творческий, самостоятельный, любознательный, требовательный к себе, постоянно развивающийся, умеющий высказывать свою точку зрения и социально активный человек. Важно начинать развитие личности одаренного ребенка именно с младшего школьного возраста, где, в первую очередь, значимыми должны быть не столько интеллектуальные достижения и показатели, сколько гармоничность формирования личности и акцентирование внимания на таких компонентах, как духовно-нравственные ориентиры, социально-психологическая адаптация, физическое здоровье. Исходя из характеристики личности, стоит согласиться, что гармоничный тип развития одаренности действительно является прекрасным вариантом для младшего школьника. Поэтому далее стоит рассмотреть путь развития личности ребенка с дисгармоничным типом одаренности, а также основные направления работы с ним.

2.2 Характеристика личности и способы работы с младшими школьниками с дисгармоничным типом одарённости
Стоит отметить, что у детей с дисгармоничным типом развития одаренности дела обстоят не так хорошо, как у детей, описанных выше. Основу такого типа представляет иная структура с нарушением интегративных процессов, что ведет к неравномерности развития различных психических качеств и свойств личности. Характерной особенностью будет являться опережение в развитии одной из сфер. Очевидно, что другие сферы личности ребенка не смогут успевать за доминирующей, поэтому такие дети могут быть причислены к «группе риска» [18]. Ярко выраженная диссинхрония в развитии часто наблюдается у исключительно одаренных детей. Рассмотрим же особенности личности одаренных с дисгармоничным типом развития.
У таких детей своя система ценностей и приоритетов, важнейшее место в ней занимает деятельность, соответствующая содержанию одаренности. У большинства одаренных она полностью заполняет сферу их интересов.
Свою специфику имеет и самооценка ребенка. Как правило, она чрезвычайно высока, но у особо эмоциональных детей она отличается нестабильностью — от очень высокой самооценки до заниженной. Однако, обе категории детей нуждаются в психологической поддержке взрослых [3].
Как и для детей с гармоничным типом развития, характерен так называемый перфекционизм. Однако, излишняя требовательность к результатам собственной деятельности может привести к болезненной неудовлетворенности собой, что накладывает негативный отпечаток на последующую творческую деятельность ребенка.
Довольно частым явлением для одаренных с дисгармоничным типом развития является проблема эмоционального развития. У ребенка может наблюдаться особая впечатлительность и эмоциональная чувствительность, связанные с их предметной деятельностью, что часто проявляется в склонности к бурным аффектам. Дети могут казаться истеричными, проявляя инфантильные реакции. В других случаях эмоциональность младшего школьника носит скрытый характер, обнаруживая себя в застенчивости в общении, трудностях засыпания, психосоматических заболеваниях [3].
Кроме того, у детей проявляются трудности саморегуляции. Они стараются избегать другой деятельности, кроме той, что интересна и проста для них. В конечном итоге возникает ситуация, когда одаренные дети, проявляя очевидную склонность к любимому труду, все же не умеют трудиться, когда от них требуются выраженные волевые усилия.
Исходя из вышеперечисленных характеристик, стоит отметить, что учителю, в работе с такими одаренными младшими школьниками, следует содействовать включению ребенка в микросоциум; оказывать помощь в решении эмоциональных, межличностных и других проблем, важно не решать их за ребенка, а именно направлять его, быть наставником; представлять образцы конструктивного поведения, использовать приемы эмпатии; применять стиль общения «на основе дружеского расположения».
Важной характеристикой для понимания особенностей личности одаренного ребенка с дисгармоничным типом являются его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, особенно в младшем школьном возрасте. До определенного времени общение в сфере личностных интересов занимает у многих одаренных меньше места, чем у других детей того же возраста. Поэтому такие дети редко становятся лидерами в своей дворовой или школьной группе. У части одаренных младших школьников отсутствуют достаточно сформированные навыки социального поведения, возникают проблемы в общении. Это может проявляться в излишней конфликтности. Часто обычные дети, находясь в школьном коллективе с таким одаренным ребенком, замечают некоторые странности в его поведении, что вызывает у всех недоумение. Как следствие, ребенку могут придумывать обидные прозвища, устраивать прилюдные унизительные розыгрыши. Это приводит к своеобразной отчужденности ребенка от группы сверстников, и он начинает искать другие ниши для общения: общество более младших или, наоборот, значительно старших детей или взрослых. В специализированных школах выше вероятность того, что интеллектуальные способности такого одаренного ребенка будут по достоинству оценены, а взаимоотношения со сверстниками будут складываться благоприятно.
Одаренные дети характеризуются доминирующей направленностью лишь на усвоение знаний. С раннего детства они получают одобрение окружающих за поражающий всех объем и прочность знаний, что и становится ведущей мотивацией познавательной деятельности. Поэтому их достижения не носят творческого характера и подлинная одаренность не сформирована. Но при продуманной, индивидуализированной системе обучения и воспитания, а также соответствующей системе мотивации эта проблема одаренных детей может быть успешно преодолена.
Рассмотрим некоторые рекомендации для учителя, касающиеся непосредственно самого процесса обучения. Во-первых, необходима индивидуализация учебного плана и обогащение образовательной среды, расширение программ заданиями повышенной сложности, но с учетом сильных и слабых сторон ребенка; применение технологий развивающего, проблемного и проектного обучения, игровых технологий. Во-вторых, при работе с такими детьми стоит опираться на практическую деятельность и использовать технические средства обучения в учебном процессе. В-третьих, целесообразно выявить индивидуальный стиль и темп учебной деятельности.
Исходя из характеристики одаренного ребенка с дисгармоничным типом одаренности, можем отметить, что у такого младшего школьника в коллективе возникает ситуация некоторой дезадаптации, временами оправдывая причисление таких детей к группе риска. Поэтому очень важно, чтобы учитель, в процессе работы с одаренными, акцентировал внимание на развитии у младшего школьника эмоциональной сферы, адекватной самооценки, саморегуляции, коммуникативных и социальных умений. Обобщив, делаем вывод, что в целом неравномерность в развитии одаренных детей выражается в несоответствии между их высоким потенциалом и трудностями его практической реализации, между темпами развития интеллектуальной, эмоциональной, социальной и моторной сфер [13].
Рассмотрев все аспекты феномена «одаренность», теоретически исследовав различные способы работы с одаренными детьми, стоит обратиться к педагогам, имеющим опыт работы в этой сфере и соотнести представленные выше рекомендации с теми, что предлагают учителя.

2.3 Из опыта работы учителей с одарёнными младшими школьниками
Обратимся к рекомендациям современных и опытных педагогов в работе с одаренными школьниками.
«Важной целью нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями начальных классов стоит основная задача – способствовать становлению личности. Важно обнаружить уровень способностей и их разнообразие у детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие [17]», - отмечает О. П. Хурда, учитель начальных классов МБОУ «Бердигестяхская СОШ с УИОП» Горного улуса Республики Саха (Якутия). Опираясь на свой опыт, О. П. Хурда рекомендует такую последовательную работу: в течение первого года обучения осуществлять наблюдение за своими подопечными с целью выявления у них одного из видов одаренности. При наличии способностей использовать всевозможные тесты, методики. Затем, как классный руководитель, предложить родителям рекомендации по дальнейшему развитию способностей на основе наблюдений: предметные кружки, секции, студии, музыкальные классы [18].
Аналогичного мнения придерживается и И. В. Чичикина, учитель начальных классов МОАУ "СОШ № 71" г. Оренбурга, считая, что «каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему, важно только найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы [19]». Особенно важная задача обучения одаренных детей, по мнению Инны Васильевны - развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей, поэтому работу с одаренными детьми она делит на четыре основных этапа.
— Организационный. В этот период происходит изучение методик, концепций и исследований психологов, взглядов на понятие «одаренности» известных ученых, моделей новых концептуальных решений различных исследователей, знакомство с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми.
— Этап предварительного поиска (сбор предварительной информации о ребенке, поступающем в 1 класс). Эта работа включает в себя посещение занятий в детском саду, беседы с воспитателями, проведение родительских собраний с целью предоставления информации по исследованию одарённых и способных детей с использованием различных методик. К концу первой четверти первого учебного года определяются склонности ребенка и составляется карта интересов младших школьников. В результате выявляются дети с опережающим развитием, в отношении которых психологом формируются рекомендации по индивидуальному подходу.
— Оценочно-коррекционный этап. Этот этап ориентирован на создание условий для оптимального развития детей, имеющих потенциальную одаренность, а также просто способных детей. Он характеризуется тем, что учащиеся охотно осваивают знания, умения и навыки учения под руководством учителя и самостоятельно. Педагог активно реализует урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. С начала сентября учителя комплектуют и начинают проводить секции, кружки. Со второго полугодия - классные олимпиады по математике и окружающему миру, в апреле – школьные. С 1-го класса, в рамках внеурочной деятельности учащихся Инна Васильевна реализует авторскую программу кружка «Почемучка» [17]. Это комплекс упражнений, заданий и тренингов, направленный на развитие личности и познавательных процессов.
Начиная со 2 класса, автор рекомендует учителям создавать условия для активного участия в школьных и муниципальных научно-практических конференциях. Они являются для учащихся «стартом в науку, в жизнь», а подготовку к этому самому старту нужно начинать именно в начальной школе. Занятия исследовательской деятельностью, выполнение творческих проектов развивают аналитические способности, формируют умение принимать решения, повышают конкурентоспособность. Ведь ни для кого не секрет, что в современном мире без подобных умений просто не обойтись.
— Заключительный этап. Выпуская учащихся из 4 класса, учителю рекомендуется составлять характеристику на каждого ученика, проводить индивидуальную оценку способностей ребенка через различные виды деятельности. Эта информация позволяет с уверенностью говорить о степени одаренности и способности детей и, что особенно важно, служит надежным основанием для построения прогноза развития каждого из них [19].
Обращаясь к практическому опыту Л. В. Гранкиной, учителя МБОУ "СОШ № 33" из города Энгельс, следует отметить, что работу с одаренными детьми она основывает на следующих принципах: опережающего обучения, его индивидуализации; значимости внеурочной деятельности; развивающего обучения; добровольности; права на ошибку [5].
Работу с одарёнными - это возможность перехода на более качественный уровень образования, как поиск, практическую деятельность, опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для внутреннего роста. Исходя из этого, основная задача учителя – так построить учебную и внеурочную деятельность, чтобы индивидуальные особенности детей не прошли мимо нашего внимания, реализовались и выращивались в педагогической деятельности с этими детьми.
В итоге изучения педагогического опыта работы с одаренными детьми хотелось бы подчеркнуть следующее: основные этапы работы И. В. Чичикиной - организационный, этап предварительного поиска, оценочно-коррекционный и заключительный, а также такие формы обучения, как конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, смотры, конференции, тренинги и многое другое; используемые Л. В. Гранкиной принципы: индивидуализации обучения; развивающего и опережающего обучения; разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся; значимости внеурочной деятельности; добровольности; права на ошибку. Как можно заметить, каждый учитель пользуется своими методами и разработками, имеет индивидуальных подход к каждому, но все они сходятся на мнении, озвученном С. А. Шульпиной, учителем МАОУ СОШ № 30, г. Калининград, что «успех зависит не только и не столько от качества самого задатка, сколько от вложенного труда».

Заключение
В завершении данного исследования еще раз хотелось бы отметить, что в настоящее время интерес к вопросу детской одаренности усиливается. Это обусловлено более высокими требованиями к члену современного общества, которое нуждается в людях творческих, думающих и развивающихся. А кто же, как не одаренный, уже в раннем возрасте имеет полный набор этих качеств? Если рядом с таким ребенком с младшего школьного возраста окажется знающий взрослый, который сможет разглядеть в нем необычайный потенциал, мы увидим, как мир преобразится. Именно поэтому стоит утверждать, что особенности личности одаренных детей должны знать и родители, и преподаватели, работающие с ними, в первую очередь, чтобы направить таких детей на путь развития своей одаренности. Данное исследование поможет молодым учителям узнать, какие же явные и скрытые особенности таит в себе феномен, как понять одаренного ребенка. В начале исследования нами была поставлена цель, для реализации которой был решен ряд задач.
На начальном этапе были проанализированы и сопоставлены определения понятия «одаренность» со сторон разных ученых, таких как Н. С. Лейтес, Э. Клапаред. За основу в нашем исследовании было взято следующее определение, принятое концепцией одаренности. Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Кроме понятия мы рассмотрели факторы, влияющие на становление одаренности и признаки ее проявления, обращаясь к инструментальному и мотивационному аспекту.
Решая вторую задачу, нами были рассмотрены и охарактеризованы виды одаренности, согласно пяти критериям: вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики, форма проявления, степень сформированности одаренности, особенности возрастного развития, широта проявлений в различных видах деятельности. Такая классификация соответствует современной концепции одаренности, принятой в России.
Следующим шагом нашего исследования стало изучение особенностей развития личности одаренных детей, где было рассмотрено понятие личность с разных точек зрения, а также ее структура в соответствии с теорией личности С. Л. Рубинштейна. На данном этапе мы проанализировали психические закономерности развития младшего школьника, после чего перешли непосредственно к особенностям личности одаренных детей. К ним относятся: преобладание познавательной мотивации и исследовательской активности, высокая адекватная самооценка, трудности в коммуникации, проблемы в эмоциональном развитии.
Решая четвертую задачу, мы изучили характеристику одаренных детей с гармоничным и дисгармоничным развитием, а также особенности работы с ними. В ходе нашего исследования было определено, что гармоничный тип одаренности является прекрасным вариантом развития ребенка, но все же без поддержки со стороны взрослого никак не обойтись. Поэтому в содержание образования следует включить мероприятия, мотивирующие к ведению здорового образа жизни, самостоятельную проектную и исследовательскую деятельность, технологии активного обучения, ИКТ-технологии, а также со стороны учителя должно исходить понимание и уважение к одаренному. Работая с учащимися с дисгармоничным типом одаренности, стоит помнить о том, что нередко такие дети могут быть причислены к «группе риска», поэтому они нуждаются в психологической поддержке взрослых. Кроме того, следует акцентировать внимание на индивидуализацию системы обучения и воспитания, развитие эмоциональной сферы, формирование адекватной самооценки, коммуникативных, социальных умений и саморегуляции.
На заключительном этапе исследования мы обратились к опыту работы учителей начальных классов с одаренными детьми, проанализировав который, пришли к выводу, что главная задача учителя - способствовать развитию личности одаренного. Стоит отметить и то, что у каждого учителя своя система работы с одаренными, мы обобщили их и вывели для себя четыре основных этапа в течение всего начального образования, некоторые принципы работы с одаренными и новые формы обучения.
Как видим, путем решения представленных задач, цель исследования, поставленная в начале, была успешно реализована. Так, мы пришли к выводу, что каждый ребенок по-своему индивидуален и требует своего подхода. В младшем школьном возрасте важную роль играет учитель, задача которого разглядеть, не упустить и не растерять те признаки одаренности, благодаря которым учащийся сможет развиваться. При этом важно знать особенности личности ребенка и помнить о том, что одаренность не всегда оказывает положительное влияние на него. Здесь опять же ответственность за то, чтобы направить в нужное русло учащегося, лежит на учителе, который, зная особенности личности и используя индивидуальный подход, сможет развить его талант. Ведь успех зависит не столько от способностей и возможностей ребенка, сколько от труда родителей и педагога, в первую очередь.

Список использованных источников
1. Артамонова, Е. Г. О гармоничном развитии личности одаренных детей [Текст] / Е. Г. Артамонова // Образование личности. – 2011. - № 3. – С. 84 - 88.
2. Артамонова, Е. Г. Одаренные дети в современном обществе: трудности становления личности [Текст] / Е. Г. Артамонова // Мир психологии. - 2015. - № 1. - С. 171-176.
3. Рабочая концепция одаренности [Текст]. — 2-е изд., расш. и перераб. / Д. Б. Богоявленская [и др.]. - М., 2003. — 95 с.
4. Володина, Е. П. Проблема дифференциации видов одаренности личности в психологии [Текст] / отв. ред. Н. В. Уварина // Россия и Европа: связь культуры и экономики: материалы XI Международ. научно-практ. Конф.: в 2-х частях. Часть 1. Прага, 2015. — С. 82-83.
5. Гранкина, Л. В. Работа с одаренными детьми / В. В. Богданов // Международ. образоват. электронный журнал «Педагог». 2017.
6. Кулагина, И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста [Текст]: учебник и практикум для СПО / И. Ю. Кулагина— М.: Издательство Юрайт, 2019. — 291 с. — (Серия: Профессиональное образование).
7. Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность школьников [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 320 с.
8. Майнагашева, Е. Н. Особенности работы с одаренными детьми в начальной школе [Текст] / Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2017. - № 19. – С. 99 – 102.
9. Мамбетова, Г. Р., Мамбетова, З. Р. Развитие детской одаренности в начальной школе [Текст] / ИП Денис Александрович Шелистов (Издательский центр "Quantum") // Аллея науки. 2017. – Т.2. № 16. – С. 388 – 390.
10. Немов, Р. С. Общая психология в 3 т. Том III в 2 кн. Книга 1. Теории личности [Текст]: учебник и практикум для СПО / Р. С. Немов. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 349 с. — (Серия: Профессиональное образование).
11. Попова, Е. Ю., Зеленова, Е. Ю. Работа с одаренными детьми [Текст] / Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Воронежской области «Институт развития образования» // Вестник Воронежского института развития образования. 2018. - № 1. – С. 148 – 154.
12. Савенков, А. И. Одаренные дети в детском саду и школе [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 232 с.
13. Сивашинская, Е. Ф. Одаренность с дисгармоничным типом развития как свойство ребенка с синдромом Аспергера [Текст] / И.М. Прищепа // Поддержка одаренности – развитие креативности: материалы международного конгресса: в 2 томах. Том 2. Витебск, 2014. — С. 37-40.
14. Теплов, Б.М. Способности и одаренность [Текст] / Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2014. № 4. С. 99-105.
15. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь современного русского языка – М.: «Аделант», 2014. – 800 с.
16. Хилько, М. Е. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие для СПО / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 202 с. — (Серия: Профессиональное образование).
17. Хурда, О. П. Организация работы учителя с одаренными учащимися / А. К. Корнилова // электронный журнал «Пора роста». 2017.
18. Яблокова, А. А. Одаренные дети: особенности развития [Текст] / отв. ред. А. А. Сукиасян // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы: сб. ст. по итогам Международ. научно-практ. конф.: в 3 частях. Часть 3. Уфа, 2017. — С. 103-105.
19. Из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе [Электронный ресурс] / Социальная сеть работников образования; материал подготовила: И. В. Чичикина20. В России проведут "перепись" одаренных детей [Электронный ресурс] / Российская газета; материал подготовили: РГ + Россия 24
Презентация на тему: Особенности развития личности младших школьников с гармоничным и дисгармоничным типами одаренности

Рекомендуем посмотреть:

Работа психолога с одаренными детьми Формирование психолого-физиологической стойкости, профилактика стрессов и эмоциональных перегрузок О работе с одаренными детьми Индивидуальная программа развития одаренного ребенка в начальной школе. Образец

Похожие статьи:

Методика диагностики общей одаренности «Интеллектуальный портрет» А. И. Савенкова

Опубликовано: 874 дня назад (29 августа 2019)
Просмотров: 1280
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!