Методика обучения бегу на уроках физкультуры в начальной школе
Автор: Вовк Евгения Владимировна, учитель физической культуры ГКОУ школы № 8 г. Лабинска , г. Лабинск Краснодарского края
Описание материала: Методика обучения бегу предназначена для учителей физкультуры коррекционной школы.
Методическая разработка: «Методика обучения бегу на уроках физкультуры».
Бег – естественное движение, привычное для детей с раннего возраста. Умение быстро и ловко бегать помогает ребенку успешно участвовать в подвижных играх, эстафетах, спортивных упражнениях. Как и ходьба, бег является упражнением циклического типа, в котором отталкивание от опоры ногой (правой или левой) чередуется с полетом.
Фаза полета – основное условие правильного бега. Туловище при беге необходимо слегка наклонить вперед, голову держать прямо, плечи не поднимать, при постановке стоп на землю носки направлены несколько внутрь. Нога ставится на опору перекатом с пятки на носок, что способствует уменьшению боковых колебаний туловища.
Физиологическое воздействие бега проявляется в учащении сердцебиения, дыхания, повышения артериального давления, поэтому при его использовании необходимо строго учитывать состояние здоровья и уровень физической подготовленности занимающихся в СМГ.
При обучении бегу необходимо следить за нагрузкой, чаще чередовать бег с ходьбой, не останавливать учащихся сразу после бега.
Бег прекращается как только появляются признаки усталости и излишней напряженности, при этом заканчивается он переходом на ускоренную ходьбу, а затем на обычный шаг с восстановлением дыхания.
На первых уроках необходим осторожный переход от ходьбы в ускоренном темпе к легкому бегу (20-30 м), с постепенным увеличением дистанции. Бег целесообразно использовать после общеразвавающих упражнений, т.е. в середине или во второй трети урока.
Предварительно применяют следующие подготовительные упражнения к бегу: сгибание и разгибание ног из различных исходных положений, махи ногами, пружинистые приседания, выпады вперед, в стороны, назад, ходьба в приседе, выпадами и др.
На начальном этапе, чтобы научить учащихся узкой постановке стоп, лучше проводить бег по «коридору», ширина которого 30-40 см. Затем следует обучать бегу широким шагом, делая отметки в виде полосок для постановки ног занимающихся.
Обучению бегу на носках способствуют начерченные на полу кружки диаметром 10-15 см, - это позволяет ставить ногу во время бега только на носок. Также очень важно научить детей бесшумной постановке ноги на опору во время бега, т.к. это содействует выработке легкого бегового шага. Чтобы научить выпрямлению ноги при отталкивании, даются прыжки с ноги на ногу с продвижением вперед. Широкий беговой шаг помогает выработать бег с высоким подниманием бедра.
На уроке необходимо использовать бег с ускорениями, повторный бег на короткие дистанции (20-30 м) с максимальной скоростью.
При обучении бегу необходим строгий контроль за самочувствием занимающихся и на основании этого корректируется индивидуальная нагрузка каждого ребенка.
Последовательность обучения бегу
1. Движения руками, стоя на месте.
2. Бег по прямой в «коридоре» или по начерченной прямой линии. Начальная ширина «коридора» может быть равна 60-70 см, затем 30-40 см.
3. Бег на носках.
4. Бег широким шагом.
5. Бег с высоким подниманием бедра.
6. Бег с «захлестом» голеней.
7. Бег по «кочкам».
8. Бег с преодолением препятствий.
9. Бег с изменением направления (обегая препятствия, по кругу, «восьмерке» и т.д.)
10. Бег с ускорением, на скорость.
11. Чередование бега с прыжками и ходьбой.
12. Бег с выполнением заданий по сигналу (свисток, бубен, хлопок и т.п.)
13. Бег парами, тройками, группой с одной стороны площадки на другую.
14. Бег, переходящий в ходьбу с восстановлением дыхания.
Начиная беговую подготовку младших школьников СМГ
нельзя забывать о строго дифференцированном подходе к оценке физических возможностей каждого ребенка.
В I четверти занятия бегом лучше начинать с упражнений для укрепления стоп и обучения элементам правильной техники бега. Упражнения для укрепления стоп способствуют профилактике травм голеностопных суставов.
Сначала выполняется бег через мелкие предметы (кубики, деревянные кружки, набивные мячи и т.п.), расположенные в одну линию друг за другом на расстоянии уменьшенного шага, при этом решается задача: бежать с носка, при пробегании через мячи высоко поднимать колени.
В беге с «захлестом» голеней назад необходимо обратить внимание на хлестообразное движение голеней, которое начинается с подъема стопы на носки. За правильностью бега нужно следить на всех уроках, обращая особое внимание на сохранение правильной осанки, легкость бега и правильной постановки стоп. Так же необходимо во время исправление таких ошибок как раскачивание туловища (боковые колебания) в стороны, размахивание руками, большой наклон туловища вперед (бег на полусогнутых ногах).
Рекомендуем посмотреть:
Урок физической культуры в 7 классе по теме «Волейбол. Правила игры в волейбол»
Открытый урок по физкультуре в 3 классе
План – конспект бинарного занятия «Фитнес + физиология» для студентов колледжа
Конспект урока по лёгкой атлетике для 4 класса
Похожие статьи:
Рабочая программа по физической культуре по ФГОС для 2 класса
Дидактическая игра Спортлото для 5-7 класса
Сценарий спортивной игры-путешествия по станциям в начальной школе
План - конспект открытого урока по физической культуре в 3 классе по теме: Подвижные игры на развитие ловкости
Конспект урока физкультуры в 4 классе коррекционной школы VIII вида