Заочная экскурсия для учащихся 5-7 классов по Волгограду. Конспект с презентацией
Заочная экскурсия по Волгограду для 5-7 классов. Фонтан «Детский Хоровод»
Автор: Мельник Зоя Борисовна, педагог МОУ Центра «Истоки». Экскурсия тематическая, заочная продолжительность 40 мин., для учащихся 5—7 классов. Приемы показа и рассказа: предварительный осмотр экскурсионных объектов, локализация событий, цитирование, прием реконструкции, сравнение. Цели и задачи:
- рассказать о «Фонтане «Детский Хоровод»,
- формировать нравственные качества учащихся на примерах мужества и героизма защитников Сталинграда,
- воспитывать почтение к подвигам защитников нашего отечества;
- развивать качества патриота и гражданина России: ответственность, чувство долга, чести и достоинства,
- на основе исторического материала углубить знания учащихся о Сталинградской битве и ее защитниках. Маршрут экскурсии: Волгоград – Привокзальная площадь - «Фонтан «Детский Хоровод». Экскурсионные объекты: «Фонтан «Детский Хоровод», железнодорожный вокзал, мемориально-исторический музей, ул. Гоголя, автодорожный мост через железную дорогу, Дом печати.
Методические рекомендации.
Группа останавливается у фонтана на Привокзальной площади. Экскурсовод.
Наша заочная экскурсия начинается на Привокзальной площади города Волгограда. Мы находимся на Привокзальной площади у фонтана.
Перед зданием железнодорожного вокзала Волгограда разбит небольшой сквер, в центре которого - большой фонтан. Шестеро детей: три мальчика и три девочки, взявшись за руки, танцуют вокруг зубастого крокодила, вокруг них на гранитном парапете фонтана сидят восемь лягушек, у которых изо рта бьют водяные струи.
Фонтан «Детский Хоровод» был создан в 2013 году скульптором Александром Николаевичем Бургановым, это - копия легендарного сталинградского фонтана. Слайд.
Сталинградский фонтан «Детский Хоровод» (многие называют его по-разному: «Крокодил», «Дети», «Танцующие дети», даже «Бармалей» – у фонтана в то время не было «официального» названия) появился в ходе благоустройства Привокзальной площади. Датой создания довоенного фонтана считается 1930 год. Автор скульптурной группы – советский скульптор Ромуальд Ромуальдович Иодко.
Фонтан был типовым для довоенного времени, аналогичные фонтаны были установлены в разных городах СССР – Воронеже, Днепропетровске, Оренбурге. «Детский Хоровод» был выполнен из бетона, как и многие скульптуры того времени, ежегодно его белили известкой. Фонтан стал широко известен по кадрам военной хроники, сделанным фронтовым корреспондентом Эммануилом Ноевичем Евзерихиным после авианалёта Люфтваффе 23 августа 1942 года.
Слайд.
В лица людям бил железный ветер,
Громыхал и падал небосвод.
Но водили каменные дети
Каменный веселый хоровод.
Жители скрывались по подвалам,
Дым стелился… Сталинград горел.
Только возле здания вокзала
Детям был не страшен артобстрел.
Бушевала смерть, людей косила,
Не спасали стены и броня.
Стыдно в хороводе крокодилу,
Что детьми закрыт он от огня.
Даже если плакать больше нечем –
Должен щёлкать фотоаппарат:
Август, двадцать третье. Чёрный вечер.
Хоровод. Горящий Сталинград. Василий Полушкин Слайд.
На заднем плане фотографии – горящий Сталинградский вокзал. Фотография так и называлась: «23 августа 1942 года. После массированного налёта гитлеровской авиации». В этот день «Хоровод» пострадал не сильно, фигуры детей были лишь посечены осколками. Слайд.
Гораздо большие повреждения фонтан получил в ходе сентябрьских боев за железнодорожный вокзал. К окончанию Сталинградской битвы фонтан представлял собой плачевное зрелище: фигурки детей пострадали очень сильно, у каждой отсутствовали отдельные части. Слайд.
Фонтан был восстановлен сразу же после окончания Сталинградской битвы. Правда, восстанавливались фигурки силами местных жителей, среди которых наверняка не было в то время профессиональных скульпторов, поэтому качество выполнения работ оставляло желать лучшего. Не исключено, что это стало дополнительной причиной того, что фонтан, не имеющий никакой художественной ценности, был демонтирован в 50-х годах в ходе строительства нового здания вокзала Сталинграда. Сначала на месте фонтана разбили большую клумбу, а затем и вовсе заменили её на автостоянку. Слайд.
2013 году был открыт фонтан, во многом благодаря главе байк-клуба «Ночные волки» Александру Сергеевичу Залдостанову «Хирургу». Воссозданный «Детский Хоровод» был торжественно открыт 23 августа 2013 года в ходе XVIII байк-шоу «Сталинград» в присутствии Президента России Владимира Владимировича Путина. Слайд.
Новый фонтан, - совершенно другая постройка, созданная, что называется, по мотивам своего легендарного предка. По словам скульптора Александра Бурганова, это было сделано для того, чтобы новый фонтан гармонично соседствовал с вокзальной башней. Кроме того, новый «Детский Хоровод» расположен не на историческом месте в центре Привокзальной площади, а значительно ближе к вокзальному зданию, остальное место отдано под автостоянку. Фонтан выполнен из композитного пластика. Слайд. Железнодорожный вокзал-1
На Привокзальной площади за фонтаном высится здание железнодорожного вокзала, построенного в 1954 году. На здании вокзала со стороны перрона установлена мемориальная доска, повествующая об этой героической странице в истории Сталинградской битвы.
Здание решено в монументальных формах сталинской архитектуры послевоенных лет с сохранением элементов довоенного здания.
Перед вами новое здание вокзала – трёхэтажное, с цокольным этажом, венчается башней с часами и со шпилем, увенчанным золотистой звездой. Общая высота здания вместе со шпилем – 67 метров. В башне вокзала в 1959 году установлены часы, созданные на заводе «Баррикады». Диаметр часов составляет 4 метра, стрелки часов длиной в 2,5 метра. Фасады облицованы гранитом и инкерманским камнем.
К главному входу в вокзал со стороны города ведет широкая гранитная лестница. По обе стороны от неё на отполированном сером граните – два многофигурных барельефа высотой в пять метров каждый.
Слева от входа – сражения гражданской войны за Красный Царицын; справа– защитники Сталинграда в решительном наступательном порыве. У их ног – поверженное фашистское знамя.
Выше, над центральным входом, размещены барельефы ордена Красного Знамени и медали «За оборону Сталинграда».
Над ними – символическая скульптурная композиция: Родина-мать венчает лавровым венком победителей. Скульптурные группы и барельефы выполнены скульпторами М. Д. и Н. А. Павловскими, В. Н. Безруковым.
В 1997 году здание волгоградского железнодорожного вокзала признано памятником архитектуры. Слайд.
Отсюда просматривается самая короткая улица в городе, которая носит имя великого писателя Н.В. Гоголя. Она соединяет две площади – центральную, Павших борцов и Привокзальную.
Слайд.
На Привокзальную площадь выходит здание Мемориально-исторического музея. Красивый одноэтажный дом из красного кирпича. Бывшее здание музея Обороны Царицына. Здание дореволюционной постройки 1903 г. Это был особняк царицынской купчихи Юлии Репниковой. Архитектура здания – неорусский стиль рубежа 19-20 века. В 1917-1918 гг. в здании располагался штаб обороны Царицынского Совета. Здание восстановлено после Сталинградской битвы в прежней архитектуре.
Слайд.
На Привокзальную площадь выходит здание повышенной этажности- Дом Печати. Здесь размещаются редакции областных газет, таких как «Комсомольская Правда», «Вечерний Волгоград».
Слайд.
Отсюда, с площади просматривается автодорожный мост- эстакада через железную дорогу. Знаете ли вы?
Первая железнодорожная линия была построена в Царицыне в 1862 году. Она соединяла Волгу и Дон, начинаясь станцией «Волжская» на набережной, далее шла по Ельшанскому оврагу до станции «Садовая» (позже – «Крутая», ныне – «Максима Горького»), и далее до станции «Донская» в районе нынешнего Калача-на-Дону. Открытие линии состоялось 5 мая 1862 года. В то же время на берегу Волги был построен первый деревянный вокзал.
С вводом в эксплуатацию железнодорожной линии Царицын-Поворино-Грязи, построенной акционерным обществом Юго-Восточной железной дороги в 1868-1870 годах, в Царицыне появился первое кирпичное здание вокзала на месте современного железнодорожного вокзала «Волгоград-I». Построено оно было в 1871 году.
В период гражданской войны через Царицын шли хлебные маршруты в голодающие районы Москвы, Петрограда. В годы Великой Отечественной войны Сталинградский работал до 13 сентября 1942 года. 14 сентября 1942 года фашисты ценой больших потерь захватили вокзал Сталинград-I.
К вечеру отдельные группы фашистских автоматчиков вышли к берегу Волги и стали обстреливать причалы Центральной переправы.
Командование 13-й гвардейской стрелковой дивизии поставило задачу 1-му батальону 42-го Гвардейского стрелкового полка под командованием ст. лейтенанта Ф. Г. Федосеева выбить противника из центра города и района вокзала. Здание вокзала неоднократно переходило из рук в руки. В борьбе с превосходящими силами противника солдаты и офицеры батальона почти все погибли, но не отступили ни на шаг.
В ходе боев железнодорожный узел был полностью разрушен. Сразу после окончания битвы началось восстановление железнодорожного хозяйства, так что к июлю 1943 года Сталинградский железнодорожный узел заработал на полную довоенную мощность. Для вокзала отстроили одноэтажную времянку, которая прослужила 9 лет. А в 1950 году началось строительство нового вокзального здания, которое служит до сих пор.
Заключение.
Вы познакомились с фонтаном «Детский хоровод» на Привокзальной площади, с железнодорожным вокзалом-1, с ул. Гоголя, на которой находится мемориально-исторический музей. Нашему городу недавно исполнилось 427 лет.
Волгоградцы гордятся историей города, его историческими памятниками, помнят события гражданской войны, Сталинградской битвы. Царицын –Сталинград –Волгоград, триединое название нашего города.
От пепла тяжкого седой,
Но так же, как и прежде молод,
Над волжскою живой водой
Стоит, огнем объятый город.
В простой шинели боевой,
Как был Царицыном когда-то,
Скрывает дым пороховой его величие солдата.
И где бы ни был ты, навек
Останется с тобою рядом,
Как очень близкий человек,
Бессмертный образ Сталинграда! Е. Шевелева
Литература
1. Морозова Н. Т., Монахова Н. Д. Путеводитель по Волгограду. Волгоград. Нижне - Волжское книжное издательство. 1980 год.
2. В. Супрун, А. Широков. Улица Волгограда: Центральный район. Оптим, 2001. С. 10. — 86 с.
Интернет-ресурсы