Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Урок литературы в 10 классе «Поэзия середины ХIХ века». Конспект с презентацией

Конспект урока по литературе в 10 классе на тему: «Поэзия середины ХIХ века»
Цель: знакомство с поэзией середины XIX века
Задачи:
1. познакомить с двумя литературными направлениями в поэзии середины XIX века.
2. познакомить обзорно с авторами двух литературных направлений в поэзии середины XIX века.
Оборудование: ноутбук, проектор
Ход занятия
1. Знакомство с новым материалом с помощью презентации "Поэзия середины ХIХ века"
В 50-е годы поэзия занимает достойное место в литературном движении, в ряде случаев она даже опережает и стимулирует художественные поиски в области прозы.

В русской поэзии середины XIX в. общепризнанным считается наличие двух направлений. С одной стороны, это Некрасов и поэты его школы. Представители этого направления обращались к насущным общественно-политическим проблемам.

В центре их внимания был современный человек с его нуждой и горем, тревогами и разочарованиями.
Характерными для них были быстрота отклика на актуальные явления действительности, обличительные тенденции, активное участие в литературной борьбе эпохи, широкое использование сатирических жанров. В особенности это относится к поэзии В. С. Курочкина, Д. Д. Минаева, В. И. Богданова, сотрудничавших в сатирическом журнале “Искра”, к стихам Добролюбова, которые он печатал в “Свистке” – сатирическом приложении к “Современнику”.
К некрасовской школе по справедливости нужно отнести и И. С. Никитина, посвятившего свое творчество изображению народной жизни.

Одновременно существовало в поэзии и другое направление, ориентировавшееся на теорию “искусство для искусства”, либо его ещё называли "чистого искусства" К ним можно отнести А. А. Фет, А. Н. Майков, Л. А. Мей, А. К. Толстой, отчасти Ф. И. Тютчев. Поэты данного направления уходили в мир философских и психологических проблем, сосредоточивали свое внимание преимущественно на личных, интимных переживаниях.
Все это вызывало у демократического читателя, который на крутом переломе истории желал найти в литературе прямые отклики на волновавшие его вопросы, активное неприятие.

Существует большое количество фактов, свидетельствующих о непримиримой борьбе этих двух направлений. Но прошло уже едва ли не полтора столетия; нам теперь значительно легче оценить суть тех споров, столкновений, которые были так характерны для 60-х гг. XIX в. Прежде всего, представление о диаметральной противоположности двух эстетических позиций нуждается в определенных коррективах.

Можно ли свести творчество Некрасова к одним только “гражданским мотивам”, не замечать у него произведений общенационального и общечеловеческого характера? Не надо забывать, что именно Некрасов первым сказал о замечательном поэтическом даре Тютчева, высоко ценил стихи Фета. С другой стороны, лозунг “чистого искусства” не так уж последовательно соблюдался его сторонниками.

Если все-таки исходить из наличия двух направлений в русской поэзии середины XIX в. (а они обозначились в сознании современников достаточно отчетливо), то ни в коем случае не следует одно из них возвышать за счет другого. Были свои сильные стороны, несомненные открытия у представителей того и другого направлений. Важно не терять историческую перспективу и ясно отдавать себе отчет в том, что для русской поэзии были, конечно, необходимы пафос социальности, стремление придать стихам прямое агитационное звучание, утверждение высокого предназначения поэта-пророка, открытие народной жизни как законного предмета поэтического творчества. Но не менее важными и существенными были достижения другой школы, для которой характерными стали глубокое ощущение природы в ее соотнесенности и органической связи с душевной жизнью человека, исповедальность, тонкий психологизм лирики, обращенность к вечным загадкам бытия, поиски новых средств художественной выразительности, музыкальность и т. д.

Сложность заключается в том, что нам порою очень трудно совместить при анализе того или иного произведения разные критерии: сиюминутные и вечные. Бывает так, что поэт или писатель создает произведение, которое, благодаря быстроте отклика на самые актуальные, самые злободневные события, вызывает неподдельный интерес у его современников. Но проходит пять или десять лет, изменяется общественное сознание, вопросы, которые когда-то так волновали читателей, перестают быть актуальными, появляются новые проблемы.

А что же произведение, вокруг которого еще так недавно велись оживленные споры? О нем уже никто не вспоминает, оно забыто, ему на смену пришли другие книги, но не будут ли они забыты точно так же?
А в то же самое время существует поэт или писатель, который вовсе не пользуется шумным успехом: современники его почти не замечают, о нем не спорят, не устраивают поэтических вечеров, не посвящают ему диссертаций, он не становится объектом поклонения и восторгов. Но проходит какое-то
время, и выясняется, что именно он, этот поэт или писатель для последующих поколений оказывается важным, необходимым, актуальным, потому что он обращался в своих произведениях к таким проблемам, создал столь совершенные книги, которые имеют ценность вневременную. Его стихи приобретают в новых условиях у новых поколений новую эстетическую жизнь, ибо способствуют обогащению художественного сознания человечества, содействуя эстетическому освоению мира.

Итак, в одном случае – стремление откликнуться на интересы сегодняшние, в другом – на вечные проблемы.
Должен же кто-то помогать нам разобраться в сумятице повседневной жизни, подсказать, помочь, наставить. Но в равной степени кто-то должен хранить священный огонь поэзии, не давать ему затухнуть, даже если пока и не встречает понимания у тех, кто озабочен сиюминутными проблемами.

У Фета есть чудесное стихотворение, написанное, кстати говоря, без единого глагола:
Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья…

Над этими строчками издевалась радикально настроенная молодежь, на них было написано много пародий… Но послушайте, с какой мудростью оценил эту ситуацию великий Достоевский.

Представьте себе, пишет Достоевский, что в каком-то городе произошло ужасное стихийное бедствие (писатель в качестве примера называет Лиссабон, где в XVIII в. действительно было землетрясение). Жители в отчаянии, они поражены, обезумели от ужаса. Утром следующего дня в городе выходит очередной номер местной газеты. Несчастные лиссабонцы надеются, “что номер вышел нарочно, чтоб дать некоторые сведения, сообщить некоторые известия о погибших, о пропавших без вести и проч., и проч.

И вдруг – на самом видном месте листа бросается в глаза что-нибудь вроде следующего: “Шепот, робкое дыханье…” Что должны были бы сделать лиссабонцы с автором этого стихотворения? “…Мне кажется,- пишет Достоевский,- они тут же казнили бы всенародно, на площади, своего знаменитого поэта”. Лиссабонцев можно понять. Достоевский и не думает их осуждать за столь жестокое отношение к служителю искусства. Однако он не заканчивает свою историю: “…поэта-то они б казнили, а через тридцать, через пятьдесят лет поставили бы ему на площади памятник за его удивительные стихи…”

Разумеется, все написанное Достоевским есть результат его художественной фантазии, но само по себе противопоставление читательских ожиданий, вызванных сегодняшними тревогами и бедами, и объективного значения художественного текста, который может быть по достоинству оценен только через много лет, отмечено им совершенно верно.

Даже у таких поэтов, как Некрасов и Тютчев, есть стихотворения, написанные “на злобу дня”, посвященные конкретным историческим или политическим событиям, которые для последующих поколений потеряли уже непосредственный интерес.

Но есть ведь у них и стихи иного плана, которые и сегодня продолжают нас волновать, ибо они утверждают те общечеловеческие ценности, без которых жить невозможно. Это обстоятельство и предопределяет величие и значение поэтов, писателей, драматургов, работавших не только для своего времени.
Оба направления продолжали развиваться в XX столетии, породив немало литературных течений и сформировав почву для зарождения "серебряного века" русской поэзии.

Николай Алексеевич Некрасов великий русский поэт. Именно в его стихотворениях впервые так громко прозвучал голос народа, в его лирике беспощадно и без прикрас был показан весь ужас существования "маленького человека". Сданным поэтом мы уже с вами знакомы, поэтому останавливаться на его биографии не будем.

Алексей Николаевич Плещеев основоположник революционной лирики. Известен и как переводчик.
А. Плещеев также считается основоположником литературы для детей.

Родился в Костроме 22 ноября (4 декабря) 1825 года, в обедневшем дворянском семействе. Родители Алексея очень любили литературу, и в их доме часто собирались писатели, поэты, устраивались литературные вечера. Несмотря на бедность, Плещеевы стремились дать детям хорошее воспитание и образование, и Алексей рос всесторонне развитым ребенком.

До тринадцати лет Алексей обучался дома, а затем по требованию матери поступил в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и переехал в Петербург. Здесь интеллигентный мальчик столкнулся с развращающей и отупляющей действительностью «николаевской военщины», которая вызвала в нем глубокое отвращение к военной службе.

Оставив школу прапорщиков, юный Плещеев поступил в Петербургский университет на класс восточных языков. Здесь познакомился и завел дружбу с Салтыковым-Щедриным, Достоевским, Гончаровым, Григоровичем. Благодаря этому кругу общения Алексей решил посвятить жизнь литературе.

В 1847 году Плещеев стал посещать кружок Петрашевского, который находился под контролем полиции. Здесь собирались философы, писатели, общественные деятели, которые обменивались важной информацией, читали запрещенную литературу, выступали с докладами на революционные темы.

В 1949 году кружок Петрашевского оказался под колпаком у полиции, и его участники были заключены в Петропавловскую крепость. Практически все они были приговорены к казни, и лишь в последний момент по указу императора были отправлены в ссылку в Сибирь.

Поначалу Плещеев был приговорен к четырем годам каторги, затем его перевели рядовым в Уральск в Отдельный Оренбургский корпус. В одном из военных походов за проявленную смелость он был повышен в звании, после чего вышел в отставку. В 1859 году Алексей Плещеев вернулся в Москву, затем в Петербург.

В литературных кругах Алексей Плещеев заслужил себе имя революционного поэта, борца за свободу и светлое будущее. Однако спустя некоторое время писатель отошел от либеральных течений в поэзии, отдав предпочтение романтическому направлению. Его стихи оказались настолько лиричны, что впоследствии известными русскими композиторами на них были написаны более ста романсов. Плещеев не оставил без внимания и детскую литературу. Многие его произведения для детей стали хрестоматийными и считаются классикой.

В последние годы жизни Алексей Николаевич занимался переводом зарубежной прозы. Он работал с произведениями Шекспира, Байрона, Гейне, Гюго, и многих других иностранных писателей и поэтов.
Скончался Алексей Николаевич 26 сентября (8 октября) 1893 по дороге в Ниццу, куда он отправился на лечение. Причиной смерти писателя стал апоплексический удар.

Иван Саввич Никитин сочетал темы социальные и лирические. Он писал о тяжелом существовании крестьян, о красоте русской природы, о любви. Многие из его стихотворений положены на музыку.

Родился 21 сентября (3 октября) 1824 г. в Воронеже, в семье зажиточного мещанина. Его отец торговал свечками.

Грамоте будущий литератор выучился рано. Этому способствовало близкое знакомство с сапожником, проживающим по соседству.

Когда Ивану исполнилось 8 лет, его отдали в духовное училище. Закончив его, он поступил в семинарию. Но обучение там пришлось прервать. Причиной стало стремительное разорение отца, быстро пристрастившегося к “зеленому змию”, а также смерть матери.

Все заботы о семье легли на плечи молодого человека. Никитин поступил на службу в свечную лавку. Позже она была продана за долги. На вырученные средства был приобретен постоялый двор.

Никитин не был в восторге от “казенщины”, которая преобладала в воронежской семинарии, где он обучался. Воспоминания о тяжких годах учебы были изданы в 1861 г. в форме дневника.

Первые стихотворения Никитина появились в 1849 г. Многие из них носили подражательный характер.
В 1851 г. было написано стихотворение “Русь”. Оно было издано 2 года спустя, в газете “Воронежские губернские ведомости”. Чуть позже его перепечатали в газете “Санкт-Петербургские ведомости”. Критики оценили патриотический пафос молодого поэта и стали называть его “новым А. Кольцовым”.

Позже стихотворения Никитина стали печататься в “Отечественных записках”, а также в журнале “Москватянин”.
После первых публикаций Никитин стал членом местного клуба, куда входила вся воронежская интеллигенция. “Сердцем” клуба был Н. И. Второв. Он вскоре стал близким другом Никитина. Вторым хорошим другом поэта стал М. Ф. Де-Пуле. Он стал редактором почти всех его произведений.

Самый первый сборник вышел в 1856 г. Там были собраны стихотворения на самые различные темы. В основном поэт обращался к социальным проблемам и к религии. Критики оценили этот сборник неоднозначно.

В 1859 г. вышел второй сборник стихов Никитина. В 1861 г. вышел его “Дневник семинариста”. Произведение было напечатано в газете “Воронежская беседа”.

Также Никитин написал такие стихотворения для детей, как “В темной чаще замолк соловей”, “Вечер ясен и тих”, “Живая речь, живые звуки”. Их сейчас изучают в 3 классе. С детства почувствовавший близость к природе, Никитин стал настоящим певцом родного края.

Значительное место в творчестве поэта уделено народным бедам и страданиям. Быт крестьянина замечательно описан в таких стихотворениях, как “Уличная встреча”, “Нищий”, “Мать и дочь”, “Пахарь”, “Жена ямщика”.
Никитин горячо сочувствовал русскому народу и от души желал улучшения его незавидного положения. В то же время поэт не занимался идеализацией крестьянства. Русский мужик представлен в его произведениях часто грубым, оскотинившимся домашним деспотом. По мнению некоторых коллег по перу, Никитин не был подлинно народным поэтом. Его мировоззрение было мировоззрением городского человека, который наблюдал за жизнью крестьянства со стороны. По этой причине, по мнению критиков, в его творчестве нет подлинной глубины.
Изучая краткую биографию Ивана Савича Никитина, следует знать, что на его творчество обратили внимание такие композиторы, как Римский-Корсаков и Э. Ф. Направник. На слова поэта было написано более шестидесяти романсов и песен. Многие музыкальные произведения стали широко популярными в народе.

В 2009 г. композитор А. Шарафутдинов написал на слова поэта песенный альбом “Радость и кручина”.
Здоровье Ивана Саввича всегда было слабым. Он часто болел. В последние годы жизни он страдал чахоткой. Поэт ушел из жизни 16 октября 1861 г., в Воронеже. Покоится Иван Никитин на местном кладбище, неподалеку от могилы поэта А. Кольцова. Это место сейчас называется литературным некрополем.

Аполлон Николаевич Майков тяготил к истории Византии и Греции, основная тема его лирики историческая.

Родился в Москве 4 июня (23 мая по старому стилю) 1821 года. Отец Аполлона Майкова - Николай Аполлонович Майков - был талантливы художником, достигшим звания академика живописи, а мать, Евгения Петровна, писала книги. Художественная атмосфера родительского дома способствовала формированию духовных интересов мальчика, который рано начал рисовать и писать стихи. Его учителем словесности был писатель И.А.Гончаров. Двенадцатилетним подростком отвезли Майкова в Петербург, куда вскоре переехала вся семья.

В 1837 году Апполон Майков поступил на юридический факультет Петербургского университета. Занятия римским правом пробудили в нем глубокий интерес к античному миру, проявившийся впоследствии в его творчестве. Майков знал в совершенстве несколько языков, в том числе латынь и древнегреческий. Окончил юридический факультет Петербургского университета.

Дебют А.Н.Майкова как поэта состоялся в 1841 году. Он стал известным поэтом своего времени. Майков - живописец слова, создатель прекрасных стихов о родной природе. Он - переводчик бессмертного памятника древности "Слова о полку Игореве".

Первая книга стихов Майкова вышла в 1842 г. Затем увидели свет поэмы «Две судьбы» (1844 г.) и «Машенька» (1846 г.), сборник лирики «Очерки Рима» (1847 г.), отразивший впечатления от поездки в Италию.
В 1848—1852 гг. активность поэта заметно снизилась.

Начавшаяся в 1853 г. Крымская война вновь пробудила его к интенсивной творческой деятельности (результатом стала книга «1854-й год. Стихотворения»).

В стихах конца 50—60-х гг. Майков пытался критически оценить окружающую действительность («Вихрь», 1856 г.; «Он и она», 1857 г.; поэма «Сны», 1856—1858 гг.; сборник «Неаполитанский альбом», 1858—1860 гг.; стихотворения «Поля», 1861 г., «Другу Илье Ильичу», 1863 г., «На белой отмели Каспийского поморья…», 1863 г., и др.). В эти же годы он много переводит из новогреческой народной поэзии, проникнутой духом борьбы за независимость.

Сочувственным отношением к национально-освободительному движению продиктован также и ряд переводов из сербских юнацких песен (например, «Сабля царя Вукашина», «Сербская церковь», «Радойца», «Конь»), Отсюда внимание поэта и к периоду татарского нашествия на Русь и борьбе с кочевниками («В Городце в 1263 году», «Клермонтский собор»).

В 1870 г. вышел майковский перевод «Слова о полку Игореве» — итог напряжённой четырёхлетней работы.
В 1875 г. Майков написал стихотворение «Емшан» — обработка одного из преданий Ипатьевской летописи. Непреходящий интерес поэт испытывал к эпохе столкновения язычества с христианством («Олинф и Эсфирь», «Три смерти», трагедия «Два мира» и др.).

На склоне лет Аполлон Николаевич приобрел в окрестностях Петербурга на станции Сиверская Варшавской железной дороги скромную дачу. Здесь, как отмечали его современники, "нашел он свою честь и свое место", занимаясь благотворительной деятельностью. Благодаря его хлопотам и стараниям в Сиверской были построены церковь, школа и библиотека-читальня, носившая имя поэта.

20 марта 1897 года Майкова не стало. Похоронен Аполлон Николаевич Майков в Петербурге на Новодевичьем кладбище.

Алексей Константинович Толстой увлекался историей российской, об этом и писал в своих произведениях. С данным поэтом мы уже знакомы. Поэтому останавливаться на его биографии не будем.

Иван Захарович Суриков представитель "крестьянской" литературы.
Один из первых выходцев из народа, которому при жизни удалось выпустить свой поэтический сборник.
Родился 25 марта (6 апреля) 1841 г. в деревне Новосёлово (Ярославская губерния), умер 24 апреля (6 мая) 1880 г. в Москве.

Иван родился в семье оброчного крепостного графа Шереметева. В 8 лет вместе с матерью переехал в Москву к отцу, работающему приказчиком в мелочной лавке.

Иван стал помогать отцу, параллельно обучаясь чтению и письму. Любил читать всё, что попадалось под руку. Рано стал писать стихи, потом автор их уничтожил.

В 1860 г. поэт Плещеев помог Ивану с публикацией стихов в журнале "Развлечение". После этого последовали публикации в других изданиях "Дело", "Отечественные записки", "Воскресный досуг" ...
В этом же году Суриков женился на Марии Ермаковой. Но не смог долго её терпеть и покинул дом.
Иван Суриков сменил работу устроившись переписчиком бумаг и типографским наборщиком. Но, потом снова вернулся, но уже к дяде в торговлю, так как отец разорился.

В 1871 г. выходит первый сборник Сурикова, состоящий из 54 пьес. Затем ещё два в 1875 и 1877 гг..
Избран членом московского Общества любителей российской словесности.
Организует литературно-музыкальный кружок для помощи писателям и поэтам из народа.

В 1872 г. выпущен альманах "Рассвет".
Заболел туберкулёзом и лечился в Самарской степи, затем в Крыму. Умер 24 апреля (6 мая) 1880 г. в Москве. Похоронен на Пятницком кладбище.

Известные произведения Сурикова: "Рябина", "Зима", "Нужда", "Доля бедняка", "У могилы матери", "Умирающая швейка", "В остроге", "Утро" и другие.

Афанасий Афанасьевич Фет один из основоположников направления "чистого искусства". Он воспевал мир эмоций, переживаний, гениально описывал русскую природу. Немаловажное место в его лирике отводилось философским вопросам.

Фёдор Иванович Тютчев его творчество сродни творчеству А.С.Пушкина. Оно ознаменовало переход от традиций реалистического искусства к новым, декадантским настроениям и зарождению серебряного века русской поэзии. С данными поэтами мы познакомимся поближе на следующем занятии.

2. Вопросы для закрепления материала
Ответы запишите в тетрадь.
1. Перечислите поэтов реалистического направления.
2. Перечислите поэтов направления «чистого искусства»
3. Кого из поэтов считают основоположником литературы для детей?
4. Кто из поэтов считается представителем «крестьянской литературы»?
5. У кого из поэтов основная тема была «историческая»?

3. Домашнее задание.
Выучить любое стихотворение Ф.И.Тютчева
Презентация на тему: Поэзия середины XIX века

Рекомендуем посмотреть:

Методическая разработка урока литературы для студентов техникума. Серебряный век русского искусства Литературная викторина с ответами и презентацией, 10 класс Проблема фольклоризма в рассказе Шишкова "Алые сугробы" Контрольно - измерительные материалы по литературе для студентов колледжа с ответами

Похожие статьи:

Конспект урока по литературе в 10 классе

Игра по русскому языку с презентацией, 9-10 класс | Классный час «Самовольные уходы несовершеннолетних. Профилактика»
Опубликовано: 1194 дня назад (11 января 2021)
Просмотров: 2670
+1
Голосов: 1
Анжела Петровна Тукай # 11 января 2021 в 21:36 +1
Уважаемая Ирина Викторовна!
Так приятно найти коллегу-филолога здесь на сайте! А ещё приятнее знакомиться с конспектом урока. Разработка очень основательная, но в то же время лаконичная, разработана с учётом возрастных особенностей учащихся. Презентация способствует визуализации информации и её лучшему усвоению, а вопросы в конце урока - актуализации и закреплению пройденного.
Спасибо большое!
Ирина Викторовна Трубинова # 12 января 2021 в 17:31 0
Анжела Петровна, спасибо за комментарий, он мне очень важен.