Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Проблема фольклоризма в рассказе Шишкова "Алые сугробы"

К проблеме фольклоризма в рассказе В.Я. Шишкова «Алые сугробы»
Автор: Терехина Наталья, преподаватель Старицкого колледжа.
В.Я Шишков - уроженец Тверской земли. Детские годы его прошли в Бежецке и деревне Дубровы Бежецкого уезда, где жила его бабушка, крепостная крестьянка. Брат писателя А.Я. Шишков вспоминал: « …Бабушка Елизавета Даниловна больше других занималась с внуками…». Она знала множество песен, сказок, преданий. Рассказы бабушки надолго сохранились в памяти будущего писателя и впоследствии нашли отражение в его творчестве.

Показателен в этом отношении рассказ Шишкова «Алые сугробы».

Уже тема этого произведения - поиски Беловодья, праведной земли, своеобразного рая для мужиков, т.е. некоего чудесного пространства, отсылает нас к сказке. Конечно, отправляются персонажи не за Жар-птицей и не за молодильными яблоками, но то, что ищут они так самоотверженно, существует ли в действительности? Там «пшеница само собою круглый год растет- ни пахать, ни сеять, - яблоки, арбузы, виноград, а в цветистом разнотравье без конца, без счета стада пасутся- бери, владей. И эта страна никому не принадлежит, в ней вся воля, вся правда искони живет, эта страна – диковинная…» Недаром для обозначения этой земли несколько раз используется сказочная формула «реки молочные, берега кисельные», а многие люди, у которых герои спрашивают дорогу в Беловодье, относятся к ним с иронией.

В построении системы образов автор также обращается к традициям устного народного творчества, в частности, использует прием антитезы для создания характеров главных героев – Афони и Степана.

Афоня напоминает Иванушку - дурачка из сказки. «Афоня … какой-то белесый, точно из крупчатки с мякиной сделан… тихий, задумчивый, весь в мечте, весь в сказке…». Степан « угрюмый, черный,…, голосом груб, взором грозен… Степан - черту брат: повстречается медведь-стервятник- хвать ножом, как пить даст… Афоня же с дудочкой соловьев любил ловить, а ружья боялся.»

Афоня нескладен, слаб по сравнению со Степаном. Он действительно верит в чудо, живет в мире фантазий. Степан говорит ему: «… Ты все над землей привык порхать, по-птичьи. Сказки бы тебе бабьи слушать…Я знаю, о чем ты думаешь… Вот ужо тебя Богородица или Андел божий на крыльях прямо в Беловодье , к кисельным берегам…». Автор несколько раз проводит в тексте сравнение с парящей птицей: «Афоня весь в порыве, в трепете: вспорхнуть бы, облетать бы, а крыльев нет…», подчеркивая его устремленность к небесному, духовному, чудесному. Он обещает матери: « Не плачь, матушка, брось… Ох, и сказок я тебе расчудесных привезу…». У встречных мужиков он спрашивает: «…не водится ли в тех местах летучий змей с хвостом?...а красива ли дорога? … а какого цвета горы?... а какие распевают там птицы?».

В жизни для него важно не богатство, сытость, состояние, а красота и правда. Поэтому и Беловодье для него, в первую очередь, является не сколько страной с «молочными реками, кисельными берегами», сколько пространством истины, справедливости, доброты, праведной землей.

Степана интересуют подробности сложного пути, детали перехода через перевал. А конечной целью путешествия ему представляется богатый край, где каждый сыт и богат, где сама земля кормит мужика.

По логике развития характеров в реалистическом рассказе неумелый, слабый Афоня, по неопытности погубивший лошадь, заболевший в пути, ставший обузой для Степана, должен был погибнуть в суровых мрачных скалах. Но, как в сказке Иванушке – дурачку достается награда, так и в этом произведении именно Афоне суждено было увидеть Беловодье.

Почему?

Степан - мужественный, стойкий, сильный, волевой человек. Он хороший друг. Не раз спасает напарника. Помогает ему идти, тащит порой буквально на себе, отдает больному свой тулуп в лютый мороз и свирепый ветер. И, наконец, совершает смертельный прыжок через бездонную пропасть, чтобы спасти друга. Он погибает, но его предсмертный крик привлекает внимание охотника, который и находит умирающего Афоню. Почему же награда не достается мужественному и самоотверженному Степану?

Афоня - глубоко верующий, православный христианин, он свято верит в Бога. Во время пути не раз обращается к Господу, молится, вспоминает мать, жену, детушек. И мать молится за него. Он- духовно сильный человек, его не может сломить никакая преграда на его пути к мечте. И Беловодье для него, скорее, духовная категория - «…Беловодье- божье…». Для него важна духовная сторона бытия.

У Степана, при всех его положительных качествах, вера в Бога слаба, он обращается к черту.
Для него Беловодье это, прежде всего, «чернозем… Да всякое угодье… Пущай мужики на землю крепко сядут. Отъедятся хоть…». Он стремится к идеалу сытости. Как и в русской народной сказке здесь противопоставлены два взгляда на счастье, два противоположных понимания идеала.

Таким образом, чудесное спасение Афони связано с воплощением идейного замысла: светлая вера творит чудеса и награду получает тот, кто является носителем лучших нравственных качеств. Рассказ можно рассматривать и как своеобразную реплику в диалоге с А.М. Горьким, который поднимал вопрос о вере в праведную землю в пьесе «На дне».

Фольклоризм в этом рассказе проявляется на разных уровнях, в том числе, и на уровне композиции, и на уровне поэтики.

Само начало произведения напоминает присказку, в которой есть прямые отсылки к жанру фольклора: «Есть на свете такая на диковинная страна, называется она- Беловодье. И в песнях про нее поется, и в сказках сказывается…»

Сказочные формулы традиционны для сказочного сюжета путешествия: «Поклонились путники всему согласию в ноги, помолились на церковь, на родительские могилы, вскочили в седла и – в дорогу…»

Как и в русских народных сказках, здесь используются постоянные эпитеты, часто в сочетании с инверсией: «Земли в ней тучные, дожди теплые, солнышко благодатное…»

Сказочная метафора для обозначения солнца: «… и жар-птица только к полдню вздымет над козявками свой палящий ослепительный костер…». Описание явлений природы тоже отсылает нас к сказке. Вот как воспринимает Афоня водопад: «Вот так чудо!.. Вот так диво!...он весь во власти этого дьявольского грохота, этих невиданных чудес, ему хотелось и хохотать, и плакать… Торопливо, словно во сне, он крестился … взглядывал сквозь радугу на живую сказку…»

Речь персонажей, особенно Афони, изобилует словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «миленькая», «лошадушки», «детинушка моя», «матушка», «женушка», «детушки».

Как и в сказке или народной песне, он обращается к силам природы: «Солнышко красное, укажи путину верную…». Встречаются лексические повторы, анафора.

Итак, мы убедились, что традиции устного народного творчества действительно пронизывают разные уровни текста произведения. Какова же их функция?

Возможно, сказочный мотив путешествия, элементы композиции, сказочный образ Беловодья, фольклорный подтекст в создании характеров героев (особенно Афони), художественные приемы (сказочные формулы, инверсия, лексические повторы, постоянные эпитеты) и т.д. способствует осмыслению автором действительности с позиций традиционных нравственных категорий. Автор утверждает мысль о том, что в системе нравственных ценностей на первом месте должны стоять духовность и праведность, вера в Бога, бескорыстие, честность, справедливость, милосердие, благородство, близость к природе. Именно эти качества, которые можно назвать лучшими качествами народного характера, сконцентрированы в главном герое – Афоне. Именно о нем можно сказать, что этот человек обладает внутренней красотой.

Используя фольклоризм, автор заставляет читателя задуматься о важнейших категориях бытия, заставляет вернуться к народным корням, к нравственным истокам существования человека.

Рекомендуем посмотреть:

Методическая разработка урока литературы для студентов техникума. Серебряный век русского искусства Урок литературы в колледже. Творчество Тряпкина Литературная викторина с ответами и презентацией, 10 класс Урок литературы в 10 классе «Поэзия середины ХIХ века». Конспект с презентацией
Тема Родины в лирике В.Н. Рысенкова | Формирование патриотических качеств у студентов педагогического колледжа на уроках литературы
Опубликовано: 303 дня назад (21 ноября 2020)
Просмотров: 243
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!