Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Формирование патриотических качеств у студентов педагогического колледжа на уроках литературы

Из опыта работы по формированию патриотических качеств у студентов педагогического колледжа
(методические материалы к уроку литературы и литературного краеведения)
Автор: Терехина Наталья Валентиновна, ГБПОУ «Старицкий колледж», преподаватель высшей категории.
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы воспитания патриотических качеств студентов на уроках литературы в связи с изучением раздела «Современная литературная ситуация», предлагаются произведения современных авторов для чтения и обсуждения в свете названной темы. Приводятся примеры различных форм работы как на уроках литературы, так и во внеурочной деятельности.

В проекте примерной программы воспитания детей подросткового возраста от 2.06.2020г. говорится о том, что целевым приоритетом воспитания «является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений: «… к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать…» [1, с.5].

Роль литературы в воспитании патриотизма трудно переоценить. Идея служения Отечеству и любви к родной земле, ее народу, языку, культуре воплощается в художественных текстах на протяжении веков. Учителями –словесниками накоплен богатый опыт в области формирования патриотизма в ходе изучения разделов программы по предмету, начиная с произведений устного народного творчества и древнерусской литературы.

Студенты педагогического колледжа, изучающие литературу, находятся в подростковом и раннем юношеском возрасте, особом периоде в жизни человека, когда происходит окончательное становление личности, формируется мировоззрение гражданина. Ребят интересуют не только легендарные страницы истории нашей страны, но и события последних лет, не только герои Куликова поля, Бородина, Великой Отечественной, но и наши современники. Какими ресурсами обладает современная литература для решения проблемы патриотического воспитания?

В рамках изучения раздела «Современная литературная ситуация» мы рассматриваем основные течения и направления современной русской литературы, даем характеристику этих направлений, читаем художественные тексты и всесторонне анализируем их.

В разделе «Литература с реалистической доминантой» обращаемся в том числе к одному из последних произведений Ю.В. Бондарева роману «Бермудский треугольник», говорим о сатирическом романе Ю. М. Полякова «Замыслил я побег», в разделе «Литература постмодернизма» обращаемся к роману В. О. Пелевина «Generation «П». Эти произведения совершенно разные по стилистике, но, к удивлению учащихся, несмотря на абсолютную непохожесть художественного воплощения, идейный замысел, или, по крайней мере, одна из составляющих его, одинакова для всех текстов. Авторы поднимают вопрос об ответственности каждого гражданина за все, что происходит в стране, говорят о важности иметь чувство причастности каждого к происходящему.

Молодой талантливый журналист Андрей Демидов, герой романа «Бермудский треугольник», оказался свидетелем страшных событий девяносто третьего года в Москве. На площади перед зданием парламента он струсил, не заступился за мальчишку-казачонка, которого хладнокровно расстреливал предатель-омоновец. Позиция Андрея - позиция наблюдателя, а не активного деятеля, способного отстаивать идеи добра и справедливости, свободы и верности Родине, позиция, удобная для многих, и определила, в конечном итоге, трудную судьбу России в последующие годы. Андрей винит себя в проявленном малодушии, в том, что изувечена жизнь его сограждан, оказавшихся в водовороте непростых событий, в том числе любимой его девушки Татьяны.

Персонаж романа «Замыслил я побег» - Олег Трудович Башмаков, которого коллеги зовут то Трудович, то Тудеядыч. Ироническое сочетание составляющих имени Олег- (благородство), Трудович (отец Труд – способность к самоотверженному труду на благо Родины), Башмаков (Башмачкин, маленький человек, рядовой гражданин страны), антитеза ( «Трудович»- «Тунеядыч») – это не только выражение авторского отношения к герою, но и своеобразная характеристика персонажа, показатель того, что герой может легко менять свои взгляды в зависимости от обстоятельств. Автор подчеркивает его обезличенность, неспособность брать ответственность за свою судьбу, судьбу семьи, страны. Так же легко, как он предает жену Катю, Башмаков может предать Родину…

Предает прежние свои идеалы и герой романа В.О. Пелевина Вавилен Татарский. Талантливый поэт, окончивший Литинститут, становится циником, человеком, у которого нет ничего святого.

Так существуют ли настоящие герои? Кого можно назвать героем наших дней?
Это еще один аспект изучения курса новейшей литературы.

Среди творчества современных авторов обращают на себя внимание книги Н.Ф.Иванова, председателя Правления Союза писателей России, человека яркой судьбы, героя Афганской и Чеченской войн. В основе его сюжетов, крайне интересных для молодежи, содержащих пуант или имеющих зеркальное построение, лежат события начала 21 века. Героями его произведений являются наши современники, которые в сложных ситуация оказываются способными на благородный самоотверженный поступок, на совершение подвига. По сути, его романы и новеллы помогают молодому читателю ответить на вопрос : «Каков он, герой нашего времени?». Его книги можно сравнить с маяками, высвечивающими правильный путь в жизни подростков и юношества, определяющими нравственный выбор молодых людей в непростой реальности. Произведения писателя учат мужеству, патриотизму, благородству, душевной щедрости, пробуждают духовные качества. Язык и стиль Н.Ф. Иванова говорят о его высоком мастерстве как художника слова. Писатель настолько умело выстраивает сюжет, что произведения читаются взахлеб, на одном дыхании, а искренность и эмоциональность их никого не может оставить равнодушным. Вся жизнь Николая Федоровича - пример достойного служения Родине, народу, искусству. Рядом с боевыми наградами (орденом «За службу Родине в ВС СССР» III ст., медалью «За отвагу», знаком ЦК ВЛКСМ «Воинская доблесть») соседствуют литературные - он лауреат литературных премий им. Н.Островского, М.Булгакова, «Сталинград» и др.
Ребята с большим интересом читают его новеллы «Золотистый золотой», «Небожители», «Брянская повесть», «Тот, кто стреляет первым» и другие.

Обращаемся мы и к рассказам Б.Екимова. Студентам педколледжа близка судьба четвероклассника Яшки из рассказа «Фетисыч», которого все уважительно звали по отчеству, как взрослого. В начальной школе небольшого хутора умирает старенькая учительница. Она работала одна, преподавала в четырех классах. Заменить ее некому, и школу собираются закрывать. Не будет школы- значит, не будет и хутора. Закрыты уже и медпункт, и магазин, и клуб… Яшка может уйти в соседнее село, учиться в большой современной школе. Он мечтает получить хорошее образование. Но ребенок остается на хуторе, чтобы вести уроки вместо Марии Петровны. Можно без преувеличения сказать, что Яшка является спасителем своей малой родины. Девятилетний мальчик дает замечательный пример патриотизма. Именно с такими, как Фетисыч, чистыми душой, самоотверженными и благородными представителями подрастающего поколения и связывает автор свои надежды.

Видеть красоту родной земли, восхищаться ею, гордиться Родиной и народом учат многие авторы. В числе их - В.Н.

Крупин, который утверждал: «У нас нет запасной родины, только Россия». В его книгах- « всесветное сияние счастья быть на Божьей земле» [2 ]. В раздел для чтения и изучения вошел сборник «Легкие облака», который имеет подзаголовок «Книга о Родине».

Несомненно, огромное эмоциональное воздействие на юного читателя оказывают стихи талантливых современных поэтов. К ним можно отнести Светлану Сырневу, которая умеет передать неповторимую прелесть русских пейзажей: здесь «небо тихое в цвет померанца», «роща стоит, как храм в тысячу белых колонн», «оседала студёная ночь серебром на бегущих конях», «плавилось солнце большим леденцом». [3 ]Лирическую героиню поэзии Сырневой волнует история великой страны, с надеждой и тревогой воспринимает она настоящее России, верит в ее будущее. Такие стихи, как «Прописи», «Русский секрет», «Наследство», «Шиповник» и другие включены в программное изучение.

Рекомендуем студентам познакомиться и с произведениями А.Г. Нестругина, Б.Н. Щербатова, В.В. Ефимовской и другими авторами.

Немаловажное значение в деле формирования патриотических качеств личности имеют уроки литературного краеведения, на которых учащиеся знакомятся с творчеством тверских писателей.

Формы работы на уроках и во внеурочной деятельности разнообразны: это и семинары, читательские конференции, литературно-музыкальные композиции, выпуск буктрейлеров, интерактивное начало учебного дня в колледже, выпуск стенгазет, буклетов, посвященных творчеству того или иного писателя, тематические вечера.

Сказать правильные слова о любви к Родине- это важно. Но еще важнее, наверное, на деле проявить эту любовь. По инициативе студентов в колледже действует молодежный волонтерский отряд, направлениями которого являются «Ветеран», «Чистый город». Ребята помогают пожилым людям- детям войны, ветеранам труда, периодически выходят на субботники, следят за чистотой берега Волги, проводят акции «День Героя», «Георгиевская ленточка», ухаживают за братскими могилами, выполняют много других добрых дел. Ребята растут патриотами, и в этом, несомненно, заслуга нашей литературы. Хочется верить, что этот путь служения Родине, который берет начало в стенах колледжа, будет продолжен в будущей самостоятельной деятельности выпускников.

Список источников
1. Примерная программа воспитания (проект) .-Москва.-2020.
2. Вострикова, Д. В. Тема духовного опыта детства в произведениях Владимира Николаевича Крупина как источник нравственного воспитания учащихся на уроках литературы / Д. В. Вострикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.1 (102.1). — С. 77-79.
3. Шеин В.Ю. «Твори добро, покуда жив». Герценка: вятские записки. Выпуск № 31.

Рекомендуем посмотреть:

Развитие творческого потенциала студентов колледжа Особенности обучения подростков Творчество педагога и учащихся на уроках экономики в колледже Работа со студентами с ОВЗ на уроках ОБЖ в колледже
Проблема фольклоризма в рассказе Шишкова "Алые сугробы" | Методические материалы к уроку литературы и литературного краеведения в колледже
Опубликовано: 1433 дня назад (20 декабря 2020)
Просмотров: 641
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!