Из опыта работы педагога колледжа. Практические советы при работе со студентами с ОВЗ
В данной статье хочу отобразить работу педагога работающего с детьми с ОВЗ т.к. проблемы возникают или могут возникнуть в ходе проведения учебных занятий.
Во-первых, хочу акцентировать ваше внимание на том, что это особенные дети и поэтому обычные методы преподавания к ним не подходят.
Итак, при проведении занятий по «ОБЖ» с первых же уроков важно правильно расположить к себе учеников, постараться выявить среди них неформального лидера, затем, работать с ним как бы в тандеме, например, показать несколько видов «средств индивидуальной защиты» и которое из них больше привлечет внимания, о нём, и рассказывать и демонстрировать. Большая часть учеников имеет навыки самостоятельно записывать за преподавателем т.к. они закончили спец. школы, поэтому обязательно нужно диктовать им под запись в тетрадях материал (медленно), после того как материал записан поинтересуйтесь кто, что запомнил и если ли такие есть, обязательно поощрите их хорошей оценкой. Если, после опроса немногие смогли ответить, нужно попросить каждого прочитать написанное и после прочтения, также поощрить положительной оценкой. Это мотивирует их на запоминание и освоение материала.
На следующем занятии нужно обязательно повторить опрос и выявить, кто, что запомнил, это дает понимание, на сколько, отзывчива данная аудитория, и как с ней работать дальше.
В большинстве своём эти приемы помогают мне и ребятам в усвоении учебного материала и достижения хороших результатов.
Эти приёмы я использую на занятиях с группами ребят с ОВЗ обучающихся в ГАПОУ СО ЕЭТК на площадке НПО по специальности «швея» и «обувщик по ремонту обуви».
В основном ребята с ОВЗ, поступающие к нам, на общение, достаточно контактны, но некоторые тяжело социализируются и находятся в замкнутом состоянии, задача педагога найти индивидуальный подход ко всем ребятам.
Например, студент не отвечает на вопросы преподавателя, в силу своей «закрытости», в этом случае можно использовать тактику «посмотри как другие», т.е. спрашиваем одного, другого и т.д., а затем предлагаем и этому студенту ответить. Часто бывает так, что в группе не очень хорошо относятся к не контактным ребятам, между собой, и зачастую стараются над ними «подтрунивать» и т.д., т.е. «она не может говорить» или «он ничего не знает и не сможет отвечать», преподавателю следует защищать такого студента от нападок, например. Сказав «ребята, не надо за него (неё) решать, он (она) сама решит, как надо ответить». В подавляющем большинстве случаев этот приём срабатывает и студент начинает сам отвечать, подчеркну особо, если есть положительный результат, то нужно обязательно поощрить студента, так, он получит положительные эмоции и пойдет с вами на дальнейшее сотрудничество, что в конечном счёте приведет к освоению учебной дисциплины и цель обучения и социализации будет достигнута. Но может возникнуть и обратная реакция, т.е. студент замкнется в себе и вообще перестанет контактировать с преподавателем, в этом случае нужно поработать с ним в индивидуальном порядке, т.е. когда выйдет вся группа оставить один на один и постараться установить с ним контакт. Найти общую тему для разговора, и уже в ходе беседы включать понятия темы занятия и его отношения к этой теме, после достижения контакта выказывать всяческое участие в его учебной жизни и поощрить хорошими баллами. В основном, студенты с ОВЗ охотно контактируют, если преподаватель их часто поощряет и работают с большой охотой и вниманием, если тема их заинтересовала.
Из выше изложенного
можно сделать вывод, что в целом можно найти общий язык с любой аудиторией и донести до неё учебный материал, только формы могут быть разные, например, контрольно-ролевые игры, лекции, практические занятия, семинары, дискуссии и т.д. Главное, чтобы учебный материал воспринимался студентами, а в какой форме это будет, должен решать ведущий педагог в индивидуальном порядке, но для этого у педагога должна быть психологическая подготовка на должном уровне (по меньшей мере, проходить повышение квалификации по курсу психологии).
Рекомендуем посмотреть:
Развитие творческого потенциала студентов колледжа
Особенности обучения подростков
Творчество педагога и учащихся на уроках экономики в колледже
Формирование патриотических качеств у студентов педагогического колледжа на уроках литературы