Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Тема Родины в лирике В.Н. Рысенкова

Тема Родины в лирике В.Н. Рысенкова. Методические материалы к уроку литературы и литературного краеведения
Автор: Наталья Терехина
«…Настом пойдем к весне…»
Говорят, чем более велик поэт, тем теснее ощущает он связь с Родиной. «…Россия… Ведь здесь -жизнь или смерть, счастье или погибель»,- утверждал А.А. Блок. И сам он «болел ее (Родины) болями, страдал ее страданиями», называя Россию «роковой, родной страной».

Тема Родины была главной и и в творчестве С.А. Есенина («Чувство Родины – основное в моем творчестве»), и Н.М. Рубцова… А в наши дни, в эпоху глобализации, когда во многом меняется система ценностей, можем ли мы назвать автора, так же глубоко и страстно любящего Россию, умеющего сказать свое, неповторимое слово о Родине и сказать так, что это слово отзовется в душе каждого?

Послушайте:
…Только это, может быть, и надо:
Тишину рассвета разделить
С облаком, отбившимся от стада,
В благовонной клеверной дали…
Или:
…В сердце только старенький дом,
Где живут на крыше дожди…
Или:
…В синих сугробах молчит река-
Божья строка, ледяная воля.
Объединяет нас зимний закат,
Без глобализма, без слов и боли…

Это стихи известного тверского поэта Василия Николаевича Рысенкова.

Родился он 11 апреля 1966 г. в пос. Кречевицы Новгородской области. В двухлетнем возрасте переехал с родителями в д. Воропуни Торжокского района. В 1983 г. окончил среднюю школу в с. Берново Старицкого района, в 1989 г. - Калининский сельскохозяйственный институт (ныне Тверская сельскохозяйственная академия). После службы в армии работал два года агрономом в одном из хозяйств Торжокского района, потом – учителем в Мошковской сельской школе. В настоящее время живет в Торжке, работает в Торжокском политехническом колледже.
Член литературного объединения “Тверца”. Публиковал стихи в районных и областных газетах, в журналах “Москва”, “Русская провинция”, литературном альманахе “Тверь”. С 1988 г. - член Союза писателей России. В 1997 г. вышла первая, совместная с братом Михаилом, книга стихов “Запоздалые молитвы”. Второй поэтический сборник – “Синичий монастырь” (1999). В 2002 г. стал лауреатом литературной премии имени М.Е.Салтыкова-Щедрина за книгу стихов “Ольховые облака”.

Большинство произведения В.Н. Рысенкова - не просто раздумья о судьбе страны, его прошлом и будущем, не только прекрасные пейзажные миниатюры, но попытка достучаться до читателя, снять пелену с его глаз, заставить разбудить его сердце. Стихи не могут никого оставить равнодушными, настолько глубока в них любовь к Родине.

Читая его произведения, понимаешь, что автор, прежде всего, гражданин, настоящий патриот, сын Отчизны, вскормившей его, поэтому он не может «глядеть спокойно на горе матери родной…»

С болью автор говорит о современной ему России, «позабытым Богом месте», используя образы-символы сна, ночи, льда, инея, бездорожья, дна:
... Сложу стихи про мертвый шум осоки,
Про пульс подледный замершей реки…
…Юность одинокая моя
В этом бездорожье заблудилась…
… Над домами убогими
Ночь - распутье надежд и тревог…
… Как добротно и крепко зима спеленала
Все, что было деревней большой когда-то…

Поэт изображает Россию такой, какой знаем ее мы: с вымирающими селами, старыми избами, березняком и бурьяном, наступающим на поля и огороды, «городами пьяных подростков и бездомных собак». Это «мир руин», «царство беды». Это наша с вами печальная действительность. Об уходящей в прошлое деревне, «нищей России», «крае заброшенном», «тихой родине» с горечью писали в свое время и великие предшественники. В. Рысенков связывает угасание жизни на малой родине с духовным омертвением, очерствением души: «Мир живет вознею мышиной, злясь, обогащаясь, тупея…», «…И светится праздником сонная жизнь убогая…».

Уснула совесть под колыбельный звон золотых монет, не слышно теперь радостных песен на опушке, не поет гитарная струна, не раздается стук тракторного мотора в поле… Ностальгией, грустью, тревогой пропитаны многие строки. Порой автор использует антитезу, противопоставляя Русь нынешнюю и страну своей юности, «наш вчерашний день».

Но вот что странно: при чтении не испытываешь чувства тягостной безысходности, часто печаль сменяется надеждой, тихой радостью. Что же питает его мечты о лучшем мире, его ожидания? Несомненно, вера в незыблемость нравственных устоев человека, убежденность в прочности духовных основ русского характера. Поэтому «…ночь светла, как совесть Добрых деревенских стариков», «…бабушкиной тихой молитвой, Может, мы доселе и живы…», «…есть незапертые двери, Добрый смех и хлебосольный дом…», «…А над храмом звенит звезда, Примерзая лучом к кресту…». По-прежнему важны, жизненно необходимы любовь, семья, верность Отечеству и Всевышнему, пришествия которого ждут. Поэтому сквозными образами- символами, часто используемыми автором , являются гнездо (символ семьи, дома), весна, черемуха, соловьи, птенцы (символ любви, юности), золотые купола, храмы (символ веры), Новый год, Рождество (символ новой жизни,). Возрождение края автор связывает с пробуждением души, поэтому его взгляд часто устремлен к высоким чистым небесам, ясным звездам. Автор верит, что Слово поможет стряхнуть сонные оковы – наваждение, и вновь заискрится, заиграет разноцветными бликами могучая река жизни: вновь, как и прежде, дружно взойдут пшеница и рожь на распаханных полях, загудят комбайны, школьные коридоры наполнятся ребячьими голосами… Природа ждет этого, сохраняя неповторимую красоту, восхищаться которой не устает лирический герой. Вместе с ним мы подмечаем «…чешуйчатый лунный блик На сережке ночной березы…», рассветы «цвета волнушек…», «в ложбине сырой По блестящей грязи – Змейка велосипедного следа…», «…От лягушек вода Закипает в зеленых прудах…», «Хрустальный храм, синичий монастырь – Морозный лес…». Оказывается, вороны на закате похожи на Жар- птиц, а веселый ветер умеет копнать облака. Любая деталь реального мира может стать источником прекрасного, если ее заметит взгляд поэта:
…Пусть мир трагичен, погляди:
Опять луна бутылку битую
Мерцаньем тайным наградит…

А вот еще одна разгадка тайны В. Рысенкова: он связывает воедино миг и бесконечность времени, пылинку и Вселенную, поэтому «бутылка битая» -важная часть подлунного мира, в котором одно небо –на всех, оно и «над нашей елкой, и над баобабом», и над деревней, и над столицей… И каждому светят высокие звезды, символизирующие вечность и изначальную красоту жизни: «звездный свет Все такой же. Как тысячу лет назад…», «День, утонувший в беде, в позоре, Снова пропахнет до звезд сиренью…», «… Синим звездам изба Подставляет озябшую спину…».

Можно заметить, что космическое пространство автор насыщает близкими россиянину образами, чертами России:
…Лунным светом, зыбким и отлогим,
Связан с небом грустный мир земной.
У Большой Медведицы в берлоге
Пахнет чистым снегом и сосной…

Далекое созвездие – это наша сказочная Медведица, добрая и приветливая. Обычно в доме пахнет пирогами, а у нее – «чистым снегом и сосной». Строфа гармонизирована аллитерацией «С»-«З». Мы как будто слышим свист ветра в лесу или поскрипывание снега под бегушими лыжами… И ощущаем беспричинную радость и умиротворение.

В стихотворениях В.Н. Рысенкова совмещается печальное для многих россиян настоящее и вызывающее ностальгию, радостное недавнее прошлое нашей страны.

Образы – символы наряду с изобразительной функцией способствуют углублению содержания, передают философский смысл текстов.

Оптимизм автора связан с обращением к духовным общечеловеческим ценностям.

Вслед за Некрасовым, Тютчевым, Есениным, Рубцовым Рысенков учит нас любить Родину и тогда, когда она благополучна, и в трудный для нее час… Учит видеть прекрасное в обычном. Учит стремиться к чистоте и добру.

Список источников:
1. В.Н. Рысенков “Запоздалые молитвы” (1997)
2. В.Н. Рысенков “Синичий монастырь” (1999)
3. В.Н. Рысенков Ольховые облака (2002)
4. В.Н. Рысенков «Средство от одиночества» (2006)

Приложение
Опыт прочтения стихотворения В.Н. Рысенкова «Вечный солдат преклонил колени…»
Небольшой поэтический текст - всего пять строф, но сколько глубины, сколько смыслов открывается в нем!

Это произведение – размышления лирического героя о судьбах Родины, ее прошлом, настоящем и будущем возле памятника солдату на месте захоронения павших в годы Великой Отечественной войны, святом для каждого россиянина месте.

ЛГ с горечью вспоминает тех, кто совсем молодым сражался, не жалея себя, отдавал жизнь за свободу страны. Метафора в сочетании с аллитерацией и ассонансом в строке « гОРькая ЮнОсть металл кРУшила…», а также «РУхнУвший… кРУшина…» не только гармонизируют строфу, но и передает героический порыв солдат и офицеров, их бесстрашие, ненависть к захватчикам, стремление к победе, жертвенность. Понимали те, кто поднимался в атаку, бросался на амбразуру вражеского пулемета, шел в разведку, что каждую секунду может погибнуть. Но главной целью красноармейцев было освобождение – и это было выше страха за собственное существование. Благодаря звукописи мы как будто слышим отголоски боя: взрывы снарядов, гул моторов самолетов или танков, стоны раненых…

В братской могиле лежат те, кто освобождал тверскую землю – они погибли в декабре сорок первого: «…небо… их на заре в декабре приютило…», «… взятых тогда, в сорок первом, с боем…»
Бойцы заплатили самой высокой ценой - отдали жизнь за то, чтобы возродился наш край:
…чтоб снова запахло мятой
На перекопанных огородах,
Чтобы форсировал трактор закаты…
И в сельсовете окно светилось…
Они добились Победы…

Но пролетели годы, и запустение пришло на родную землю. Поле не засеяно рожью – там «березы шумят прибоем…». Никто не бомбил села – но «стали деревни лесными снами…». Никто не расстреливал жителей, не угонял их в концлагеря, не сжигал заживо, но население исчезло и некому обитать в избе: «рухнувший дом обжила крушина…» Эмоциональный эпитет «горькая» имеет отношение не только к судьбе солдат. Горькой можно назвать и судьбу Родины с ее вымирающими деревнями. С горечью можно подумать о роли нас, сегодняшних, в истории страны. Не предали ли память тех, кто проливал за нас кровь в сорок первом? Не лишаем ли мы высокого смысла их подвиг? Не горько ли им, героям, смотреть на нас с заоблачной выси?

В концовке текста нет безысходности, напротив, почему-то появляется ощущение просветленности и величия. Почему? Обратим внимание на лексику со значением «вечность»: «вечный солдат» - это не только памятник, эпитет «вечный» имеет отношение к памяти, к истории, к высокой оценке героизма, к вере в то, что Отчизна сохранится в веках. К теме «вечность» имеет отношение и олицетворение «праздничный митинг откроют птицы…». С одной стороны, это выражение усиливает картину безлюдного пространства, но «птицы» - это устремление ввысь, в небеса, «к синим небесным бродам». Вслед за лирическим героем поднимаем свой взгляд вверх и мы. Таким образом, происходит соединение того, что мы видим сейчас на земле, с бесконечной Вселенной, с вечностью, и приходит понимание того, что Россия вынесет, переживет и эту беду, надо только стараться быть достойными тех, кому «солнечный день довоенный снится…».

Ощущение просветленности передают и инверсионные эпитеты «солнечный», «праздничный».
Пусть живет в веках память о героических страницах прошлого, и пусть нынешнее поколение испытывает благодарность к тем, кто лишениями, кровью, жизнью прокладывал дорогу к будущему.

Рекомендуем посмотреть:

Методическая разработка урока литературы для студентов техникума. Серебряный век русского искусства Урок литературы в колледже. Творчество Тряпкина Конспект урока литературы в колледже. Нравственная проблематика рассказа Екимова «Фетисыч» Методические материалы к уроку литературы и литературного краеведения
Материалы для изучения поэмы А. Ахматовой «Реквием» на уроках литературы | Проблема фольклоризма в рассказе Шишкова "Алые сугробы"
Опубликовано: 1398 дней назад (22 июня 2020)
Просмотров: 576
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!