Методические материалы к уроку по творчеству Н.И. Тряпкина
И пусть про Вязьму и про Старицу опять звенит моя гармонь...
Имя Николая Тряпкина в Старицком районе упоминают нечасто, не вспоминают о нем даже в юбилейные годы. А ведь это один из крупнейших поэтов, чье творчество признано и высоко оценено в мировом литературоведении. Мы по праву можем гордиться этим именем — ведь он наш с вами земляк. Да, Николай Иванович Тряпкин — уроженец Старицкой земли.
Родился Н.И.Тряпкин в 1918 году в небольшой деревне Саблино Старицкого уезда Тверской губернии. Сейчас этой деревни нет, но она живет в стихотворениях цикла «Из семейной хроники». Его первая часть «Земля моего детства» — о Саблине:
Деревенька была небольшая,
Совсем небольшая:
За полсотни дворов — на пригорке,
Поросшем травой,
В два порядка дома.
Дом родителей — с самого края,
Вот он смотрит на юг —
Там овины и клин полевой.
Отец ушел воевать в этом же году с белыми, мальчик вместе с мамой жил в просторной избе деда Филиппа вместе с рослыми сильными тетками, бабушками. Все трудились, в тяжелые времена большой крестьянской семьей выживать было легче. Бабушка Настасья долгими зимними вечерами пела, сказывала чудесные сказки. Про бабушку Марину мальчик придумывал стишки и дразнилки. Дедушка был выдумщик, любил посмеяться, пошутить. Нравились Коле веселые праздники, когда за столом собиралась вся семья. С особой радостью вспоминает он встречу с отцом, вернувшимся с фронтов Гражданской войны. В Саблине прожили Тряпкины до 1930 года. Именно в наших краях, в Старицком районе прошло детство и началось отрочество будущего поэта. Здесь он пошел в школу. Здесь его корни. Здесь похоронены его деды и прадеды. Здесь формировался характер, пробивался талант, закладывались основы личности. Не случайно на протяжении всей жизни и даже на закате ее Николай Иванович с особой теплотой вспоминает
родные края:
Не алтари и не пророчества,
Не брага Звёздного Ковша —
Меня хранит от одиночества
Моя крестьянская душа.
И всеми стужами вселенскими
Не заглушить моих углей.
Горю дровами деревенскими,
Дышу от дедовских печей.
И суть моя такого качества —
За звёздный короб не дрожу.
И к пряслу сельского землячества
Пегаса крепче привяжу.
Тому ль святителю извозному
Служи, мой конь, по мере сил.
Из деревенской нашей роздыми
Ты никогда не выходил.
Не постесняйся, будь товарищем,
Люби оглобли и супонь.
И пусть про Вязьму и про Старицу
Опять звенит моя гармонь.
И снова сочными отавами
Дохнут поляны в сентябре.
И вновь за теми переправами
Запахнет гарью на заре.
И никакого там пророчества,
И никаких других святынь…
А если жить уж так расхочется —
Да примет отчая полынь!
В 1930 году, в период раскулачивания и коллективизации, Тряпкины переехали в Лотошино — большое село, которое уже тогда отстраивалось, превращалось в город. Но Николай так и не стал городским. Через всю жизнь с гордостью пронес он великое звание крестьянина:
…Нет, я не вышел из народа.
О, чернокостная порода!
Из твоего крутого рода
Не выходил я никуда.
Здесь, на Верхневолжье, с молоком матери были впитаны духовные, нравственные основы, которым был он предан в течение всей жизни, от которых никогда не отступил. Сложившаяся система ценностей, которая оказалась для него незыблемой и неизменно: Отечество, народ, населяющий бескрайние просторы, семья. Он ощущал внутреннюю связь с предыдущими поколениями, ответственность за все, что происходит на Родине, и не покидало его чувство вины за то, что не удалось сохранить сильную страну, ту Россию, которая была дорога его пращурам.
Ты прости меня, дед, что пою — не кую,
Что пою — не кую ни кольчуг, ни мечей.
Скоро я искуплю эту немощь свою,
Ибо чую — стою перед смертью своей…
Ты прости меня, дед.
Проклинаю себя, что не смог умереть,
Что не смог умереть за Отчизну свою.
Был я молод, здоров, а решил постареть
За игрой этих струн — и не сгинул в бою.
Проклинаю себя.
Что же делать мне, внук, если ты не живёшь,
Если ты не живёшь, а смердишь на корню?
За постыдную жвачку ты честь продаёшь,
А страну отдаёшь на раздел воронью.
Что же делать мне, внук?
Дед, бабушка, деревенский пригорок, храм, в котором жили стрижи… Счастливая страна детства сохранилась только в памяти. Вновь и вновь возвращается Николай Иванович в далекие, такие дорогие юные старицкие годы:
Ворожу свою жизнь — ухожу к тем начальным пределам,
Где я рос — прорастал, распускался цветком-чистотелом.
Заклинаю строку, а в душе уголёк раздуваю,
И на струны свои эти пальцы свои возлагаю:
Старина ль ты моя! Прилетевшие первые утки!
Сторона ль ты моя! Луговые снега-первопутки!
Ворожба ль ты моя! Этих строк переборные струны!
Городьба ль ты моя! Из души исходящие руны!
Уплываю туда, ухожу к тем далеким началам,
Где так всё хорошо и с таким всё бывает навалом!
Где любые сороки поют, как заморские пташки,
Где любая труха превращается в запах ромашки.
Заклинаю строку. И в душе уголёк раздуваю.
И на струны свои эти пальцы свои возлагаю:
Старина ль ты моя! Прилетевшие первые утки!
Сторона ль ты моя! Луговые снега первопутки!
Здесь, среди Саблинских раздолий, лугов и лесов вызревал сочинительский дар мальчика. И, наверное, столь красива оказалась наша земля, что навсегда поселилась в душе ребенка великая любовь к ней. Необыкновенная любовь, которая прошла красной нитью через его творчество и определила характер лирики, особенности поэтического мировоззрения. Стала основой художественного мира поэта.
В этом мире ценность представляет каждая травка, каждая былинка, даже репейник или крапива, потому что является одновременно реалией сиюминутной действительности и вечности.
Душа томилась много лет,
В глухих пластах дремали воды.
И вот сверкнул желанный свет,
И сердце вскрикнуло: свобода!
Друзья мои! Да что со мной?
Гремят моря, сверкают дымы,
Гуляет космос над избой,
В душе поют легенды Рима.
Друзья! Друзья! Воскрес поэт,
И отвалилась тьмы колода.
И вот он слышит гул планет
Сквозь камертон громоотвода.
Весь мир кругом — поющий дол,
Изба моя — богов жилище,
И флюгер взмыл, как тот орёл
Над олимпийским пепелищем.
И я кладу мой чёрный хлеб
На эти белые страницы.
И в красный угол севший Феб
Расправил длань своей десницы.
Призвал закат, призвал рассвет,
И всё, что лучшего в природе,
И уравнял небесный цвет
С простым репьём на огороде.
Какое чудо наяву!
А я топтал его! Ногами!
А я волшебную траву
Искал купальскими ночами!
Друзья мои! Да будет свет!
Да расточится тьма и врази!
Воспрянул дух, воскрес поэт
Из тяжких дрём, из мёртвой грязи.
Пою о солнце, о тепле,
Иду за вешние ворота,
Чтоб в каждой травке на земле
Времён подслушать повороты.
Семья — Отчизна — Мироздание. Вот особенность лирики Тряпкина. Человек в его мире — часть Вселенной, так же, как тополь, ромашка, родник. Поэтому все вокруг имеет значение и значительно. Конечно, философичность лирики Тряпкина имеет корни: прежде всего, наследуются традиции Ф.И. Тютчева. Но если Тютчева чаще интересует связь человека с природными стихиями, то Тряпкин видит и воспевает гармонию земли, человека и неба, сосуществование, в основе которого лежит великая Любовь к каждой частичке микрокосма и Мироздания.
Чтобы не разучиться видеть «волшебные травы», чтобы уметь любить эту землю и человека на ней, почаще надо обращаться к произведениям Н.И. Тряпкина, к его глубоким, чистым, мудрым стихам — откровениям, которые завещал потомкам наш великий земляк.
Наталья ТЕРЁХИНА.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока по литературе в 5 классе по сказкам А.С. Пушкина
Игровое проектирование (написание оды на уроке литературы)
Конспект урока литературы в 5 классе по теме: Сказки Андерсена
Материалы для изучения поэмы А. Ахматовой «Реквием» на уроках литературы
Похожие статьи:
Конспект урока татарской литературы в 7 классе для русскоязычных учащихся
Конспект урока по литературе в 10 классе
Роль УМК при подготовке к ЕГЭ по литературе
Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Особенности строения сонета. История развития жанра»
Методическая разработка урока литературы для 5 класса по региональному компоненту по теме «Путешествие в древний мир ханты и манси»