Материалы для изучения поэмы А.Ахматовой «Реквием» на уроках литературы в колледже
Автор: Н.В. Терехина
«…я молюсь не о себе одной»
История создания.
Поэма была задумана в трагические для страны дни 1935- 1940 г.г. Эти годы народ назвал годами ежовщины – время страшных и жестоких репрессий. Сам нарком внутренних дел Ежов был казнен в 1940 году по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР «за необоснованные репрессии против советского народа».
А.А. Ахматова пережила не одну трагедию: аресты сына, расстрел первого мужа Н.С. Гумилева, арест и смерть в лагере второго мужа Н.Пунина. Сын Ахматовой и Гумилева Лев Гумилев трижды был арестован, провел много лет в тюрьмах и ссылках. «17 месяцев ареста» - говорит Ахматова о втором аресте сына в 1938-1939 годах. К поэме Ахматова возвращалась на протяжении 30-ти лет. Удалось завершить ее к 1961 году.
Особенности жанра.
Это лиро-эпическая поэма. Лирическое начало ярко выражено уже в заглавии: «Реквием»- это плач по умершим. Плач по сыну («Легкие летят недели»), по тем, кто томится в тюремных очередях (эпилог,1), по тысячам скорбящих матерей(«Распятие»,1), по невинно осужденным («Вступление»).
Это и плач по Отечеству, по Руси, которой выпало трагическое испытание:
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных «марусь»…
Эпическое начало обозначено в эпиграфе: «Я была тогда с моим народом // Там, где мой народ, к несчастью, был…»
В поэме отражены трагические события, важные для всего населения страны: «Это было, когда улыбался // только мертвый, спокойствию рад…»
Личное переживание слито с общим трагическим уделом миллионов, с самой страшной страницей истории. Итак, это действительно лиро-эпическая поэма.
Образ лирической героини в поэме
Лирическая героиня в своей мучительной душевной боли олицетворяет всех матерей, имеющих или имевших трагическую судьбу: от Богоматери, стрелецких женок, до современниц поэтессы. Ощущая в своей боли сопричастность переживанию многих, героиня смотрит на происходящее откуда-то сверху, отстраненно:
Тихо льется тихий Дон,
Желтый месяц входит в дом,
Входит в шапке набекрень,
Видит желтый месяц тень.
Эта женщина больна,
Эта женщина одна…
Лишь на пределе страдания возникает эта холодная отстраненность, когда о себе, о своем горе говорится беспристрастно, уже в третьем лице.
Автор использует прием умолчания. Никакими словами не передать того, что испытывает мать, у которой мучают сына:
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел…
Страшны не только мучения сына, еще страшнее муки матери. На эти муки невозможно смотреть.
Эти муки так невыносимы, что героиня призывает смерть, «блаженную, простую и чудную…». Но смерть не приходит. Надо найти в себе мужество жить дальше с этой болью. Жить с надеждой на освобождение сына. Жить с памятью об этих страшных днях. С мечтой переплавить страдания множества людей в Слово.
Особенности поэтики.
В произведении Ахматова использует библейские мотивы и образы. Мотив распятия: «Распятие»- так называется одна из главок произведения. Именно с распятием сравнивает автор расправу над сыном: «О твоем кресте высоком // И о смерти говорят…». Тюрьма, в которой находится невинно осужденный, называется «Кресты». Библейские образы Богоматери, Бога-отца, Ученика, Магдалины отсылают читателя к сюжету последних дней Христа на земле... Эти средства помогают воплотить героико-патетический пафос поэмы.
Используется и фольклорный образ тихого Дона- образ льющейся реки, льющихся слез о любимом человеке. Это образ вселенской печали.
Используется символика цвета: желтый («желтый месяц»- цвет болезни, предательства), черный («черное сукно», ночь- знак траура, смерти).
Мотив окаменелости и метафорическое использование прилагательного «каменный» имеет несколько функций. «Каменное слово», «душа окаменела», «ученик любимый каменел»…- каменное, значит, лишающее жизни, выводящее за пределы физических и духовных возможностей человека. Окаменелое страдание превращается в образ Памятника Страданию, которым завершается поэма:
И пусть с неподвижных и бронзовых век,
Как слезы струится подтаявший снег,
И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли…
Эпилог поэмы звучит, как набат, как колокол, призывающий потомков помнить о прошлых трагедиях человечества, не допускать, чтобы страшное вновь повторилось в нашей истории.
Рекомендуем посмотреть:
Методическая разработка урока литературы для студентов техникума. Серебряный век русского искусства
Урок литературы в колледже. Творчество Тряпкина
Конспект урока литературы в колледже. Нравственная проблематика рассказа Екимова «Фетисыч»
Методические материалы к уроку литературы и литературного краеведения