Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Геннадий Немчинов. Писатель

Методические материалы к уроку литературы и литературного краеведения. Писатель Геннадий Немчинов
Автор: Наталья Терехина
Светлая волна жизни…
Проза известного писателя Геннадия Немчинова отличается философичностью и лиризмом. Каждое его произведение таит глубинные смыслы. Постараемся медленно прочитать рассказ «Человек в лесу». Интересно, какие открытия нас ожидают?

Особенностью лирико-философской прозы является ослабленный сюжет. Вот и здесь событий мало: у автора-рассказчика с утра не идет работа, нет вдохновения, трудно движется его творчество. Он начинает сомневаться в правильности выбранного пути, погружается в депрессию. В тоскливом настроении отправляется за город, проходит через ближайшую деревню, оказывается в лесу. Такова событийная сторона текста. Но сюжет движет не действие, а настроение. Тоскливое начало сменяется необыкновенно радостной концовкой: «И вдруг я в изумлении замер: да когда же эта славная бодрость успела заполнить мою душу… Что втолкнуло меня в это светлый поток, устремившийся в будущее?» Действительно, что же такое произошло с человеком? Ведь мир не изменился. Почему без видимых причин изменилось его восприятие мира?

В начале произведения настроения грусти, тоски передается на лексическом уровне: «…я думал о невозможности высказаться… Ну вот, кому я сейчас могу написать письмо?... Я не мог вспомнить никого!» Автор испытывает состояние космического одиночества. Пейзаж должен бы усиливать это состояние. Рассказчик проходит вдоль современной умирающей деревни. Мы представляем, что он должен был увидеть. Но у Немчинова нет страшных картин разрухи, он не изображает ветхие покосившиеся избы, поля, заросшие березками, заколоченные окна сельских медпунктов, развалившиеся коровники...

Тактично используется прием умолчания: «…если заново вдохнуть в них жизнь…». Наверное, здесь начинается движение устремленности в будущее, которое связано с прекрасным прошлым. Жизнь была, и есть возможность воскресить ее, «вдохнуть». Прошлое предстает в воображении читателя и автора в виде сказочного крестьянского царства. Уже одно только словосочетание «крестьянское царство» вызывает множество разных ассоциаций, ощущение чего-то доброго, гармоничного. Усиливает эти ощущения эпитет «светлый» («стояла на светлом взгорье») и слово «взгорье» - старинное, из былинных времен.

Возникают ассоциации с бескрайними просторами, пространственной перспективой. Для прошлого характерна гармония пространства. Есть столица царства и селения, расположенные вокруг (не случайны слова «окружив», «круженье», «смыкание»). Это царство представляет собой круглый мир – совершенный, гармоничный. В этом совершенном мире «смыкались» человек и природа, они были нераздельны, человек ощущал себя частичкой природы. По сути дела, мир представлял собой огромный Дом и для человека, и для всего, что его окружало. Не случайны здесь слова «одомашнивало», «отдавало свое дыхание». Но вот эти связи разорваны. Жизнь потихоньку уходит из этого мира «Все было тихо и пусто вокруг…», «…множество ручьев… без привычного смыкания с людьми … утеряли всякий интерес к своему земному существованию…».

Ушел человек из этих мест, и гибнет замечательный край, прекрасный мир, главным законом жизни которого было единение человека и Вселенной. Роскошные дачи «новых русских» не имеют никакого отношения к прежнему царству, это другой мир, фальшивый, ненастоящий.. Не случайно автор использует деепричастие «нарисовав» («Быстренько нарисовав свои дачи…) Если там «множество поколений отдавало свое дыхание», созидая и создавая единый Дом, то здесь «быстренько нарисовали» некий искусственный, непрочный, без корней, без будущего фасад, где нет подлинной жизни.

С любовью вспоминает автор крестьянское царство и отворачивается от новых дач, «свежих, сверкающих окнами домов». Они - за гранью круга, за гранью гармоничного мира.

Итак, казалось бы, одиночество лирического героя должно усиливаться. Нет близкого друга, родной души. Нет прежнего чудесного мира, а от нынешнего, чуждого, бездуховного, хочется уйти в лес. Но вот что удивительно: нет и чувства безысходности, непоправимой потери. Почему? Ведь и лес уже не тот, что был раньше, «прорежен разбойничьими набегами», встречаются «бесформенные завалы из сучьев», «преступно-высокие пни». Но настроение героя становится все светлее, умиротвореннее. И вот мы оказываемся в самом заветном месте, самом любимом уголке автора- укрытой от посторонних глаз просеке, где «лишь высоко-высоко над головой щекочущие звуки редкого дождя, капли его никак не могли пробиться к земле, застревая в ветвях высоких берез… А, может быть, и мира вовсе нет? И тьмы? И света?» Читая это эпизод, вспоминаешь книги «Нарнии» и лес между мирами - колыбель любой жизни, любого мира.

Возможно, ключевой фразой здесь будет «состояние чудной укрытости от всего мира». Источником неприятностей и проблем являются не только неудачи, застой в творческом процессе, сомнения автора, но и изменившаяся действительность. А здесь, в потаенной просеке, герой остается один на один с самим собой и с Богом. И пространство в тексте расширяется от «узкой просеки» до границ Вселенной. Вслед за автором мы поднимаем глаза вверх: «лишь высоко-высоко над головой», «вершины высоких берез», «Сентябрьское солнце поднялось высоко…» Природа обожествляется. Основным приемом здесь является антропоморфизм: солнце подпитывает « нас всех своей энергией» и призывает: «держитесь как можно дольше на светлой волне жизни…» Как будто бы пробуждает самое лучшее, светлое, что есть в человеке, очищает душу, помогает восстановить утерянные связи.

Вот в чем причина нового настроения и нового ощущения: Бог есть любовь! Бессмертная любовь к родной земле, к людям, населяющим ее. Пока жива эта любовь, живы и надежды на возрождение. Крестьянское царство не умерло, оно живет в душе автора, в душах людей. Жив и нравственный закон крестьянского царства- закон единения человека и природы. Это закон Вечности.

Еще одна важная проблема затрагивается в произведении - проблема творчества, которую автор освещает с философских позиций. Творчество человека- художника, писателя, музыканта- вторично по отношению к творчеству Природы. И созидательный труд человека на земле, выстраивание общего единого Дома – это тоже творчество.

Автор говорит о важной роли писательского труда - выражать как можно более точно мысли в словесную оболочку. Поэтому использует сравнение: «Я пробираюсь сквозь лес, как сквозь свои каракули, когда ищу утерянное слово…» и слова Н.В. Гоголя: «Если бы я мог хорошо высказать мою мысль- кто бы заставил меня писать?...» Автор считает, что Слово чудодейственно. Слово может вознести писателя, может и погубить его, как это произошло с Гоголем, который на склоне лет сознательно « разрывал земные связи вседневными усилиями».

Автор не согласен с такой позицией. Поэтому и используются контекстуальные антонимы «разрывая» - «смыкая»: «… смыкая волны времени в единую волну жизни…». Наверное, еще очень важная роль Слова не только передавать движение мысли, но и «высвечивать жизнь во всех ее пространствах», создавая «светлый поток», «заряжая» всех светлой энергией…

Таким образом, совершенно очевидно, что эмоциональный, лирический план произведения развивается параллельно с планом философским, движение чувства сопряжено с движением мысли. Эти особенности прозы и помогают передать всю глубину авторского замысла, погружают читателя в «светлые волны» размышлений о вечных законах бытия.

Рекомендуем посмотреть:

Методическая разработка урока литературы для студентов техникума. Серебряный век русского искусства Урок литературы в колледже. Творчество Тряпкина Конспект урока литературы в колледже. Нравственная проблематика рассказа Екимова «Фетисыч» Методические материалы к уроку литературы и литературного краеведения
Методические материалы к уроку литературы и литературного краеведения | Материалы для изучения поэмы А. Ахматовой «Реквием» на уроках литературы
Опубликовано: 1432 дня назад (18 мая 2020)
Просмотров: 495
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!