Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Методические материалы к уроку литературы и литературного краеведения

Родник любви. Тема Родины, народа, русского характера в современной литературе
Материалы для подготовки к написанию части С в ЕГЭ по русскому языку и итоговому сочинению по литературе
Зимняя ночь опустилась на Землю. Утонула во тьме маленькая деревушка, затерявшаяся среди лесов. Две старушки – Матвеевна и Нюра- отмечают Рождество. Еле теплится огонек керосиновой лампы: электричество отключили до самого лета… Трудно поверить, что действие происходит в 21 веке.

Но ситуация, описываемая в рассказе Л. Иванова «Рождественский свет», к сожалению, типична для российской глубинки.

В небольшом по объему произведении затрагиваются важные социальные и нравственные проблемы.

Главными героями являются две старушки: Нюра 75-ти лет и Матвеевна 85-лет. Они живут в деревне одни. Из их бесхитростных реплик мы узнаем, что в сельском поселении решили экономить, поэтому на зиму не только отключили электричество, но не приходит почтальон, который раньше приносил пенсию и весточки от детей, не приезжает автолавка. Нет возможности какой-либо связи, так как стационарного телефона здесь нет, а мобильный без зарядки не работает. «Случись что, дак никто и не узнает, - поддакнула Матвеевна…» Хорошо еще, что тракторист Колька расчищает дорогу на «Беларуси».

Как же выживают эти одинокие женщины?

Удивительно, но ни уныния, ни тоски мы не замечаем. Если Нюра готова выразить недовольство нынешними условиями: « Матвеевна, скажи, а где оно, счастье-то? Вот остались мы с тобой в деревне вдвоем, ни свету, ни радива, ни дороги путной…. Случись что, никто к нам и не попадет…», то ее старшая подруга утешает и подбадривает: «Да хватит тебе, Нюрка, плакаться-то!... Муки да сахару мы с тобой по мешку купили, кипрея на два года насушили, грибов да ягод до нового урожая хватит…».

Мы узнаем, что, несмотря на преклонный возраст, они трудятся не покладая рук: сено на продажу косят, в лес по грибы, ягоды ходят, на огородах картошку и овощи выращивают и для себя, и для детей, и для внуков.

Помогают они детям не только картошкой и капустой, но и деньгами: Матвеевна целиком отдает пенсию внукам для оплаты ипотеки. «Внуки вон ипотеку каку взяли, квартиру купили. Дак и то, мыслимо ли дело, вшестером в двухкомнатной жили…» «Дак, а зачем нам тут деньги –то? Все одно, автолавка только летом приезжат…»

Нет пределов материнской любви. Последнее отдают эти старушки, только бы «детушки сыты-обуты были…» Из сил выбиваются, чтобы лучше жилось их взрослым дочерям и сыновьям.

И ничего не требуют взамен. Смиренно воспринимают свое одиночество. Почему находится время у внуков приезжать в деревню осенью, чтобы возить картошку возами, а на Новый год или Рождество никто не навестит бабушек, открытки даже не пришлет поздравительной? В качестве подарка привозят « старую, изрядно потертую по краям и обшлагам норковую шубу» и просят взять в сельсовете справку о том, что мать находится на иждивении – тогда дочке прибавят пенсию. А то, что матери надо «четыре километра до дороги ковылять, а там и околеть можно, пока попутку ждешь», об этом не подумали. И ведь нет обиды или осуждения в словах героинь. Бесконечная любовь…

Конечно, это рассказ о любви. О той самой любви, у которой нет пределов и границ. Которая, как неиссякаемый источник, питает души окружающих и родных своим теплом. Может быть, эта любовь и есть та самая сила, поддерживающая людей в их жизни, дарящая свет потерявшимся в холодном мире? Наверное, и вся Вселенная держится на такой любви.

Рассказ метафоричен. Слово «тьма» используется здесь в прямом и переносном значениях. Да, не горят ночью огни в деревне. Но насколько светлы души героинь! Сколько тепла источают их сердца, уставшие за долгую непростую жизнь! Кто знает, не это ли и есть рождественский свет, пробивающийся сквозь тьму бездуховности, черствости, равнодушия? Не случайно деревня называется «Радужное» - что-то радостное, яркое, праздничное слышится в этом слове, созвучном со словом «Рождество».

В конце рассказа Колька уговаривает Степана включить на свой страх и риск рубильник, «дать бабкам электричество». «Ну, сделай бабкам праздник»,- просит он Степана. «Ну, не коротнуло?»- с тревогой спрашивает он. «Коротнуло. Вот здесь, - и Степан …постучал себя по груди в области сердца». Надо думать, рассказ заставит сердца читателей тоже биться иначе…

Рекомендуем посмотреть:

Методическая разработка урока литературы для студентов техникума. Серебряный век русского искусства Урок литературы в колледже. Творчество Тряпкина Конспект урока литературы в колледже. Нравственная проблематика рассказа Екимова «Фетисыч» Комплект контрольных заданий с ответами по дисциплине «Литература» для студентов 1 курса колледжа

Похожие статьи:

Роль УМК при подготовке к ЕГЭ по литературе

Сценарий Новогоднего праздника в педагогическом колледже | Геннадий Немчинов. Писатель
Опубликовано: 1658 дней назад (21 апреля 2020)
Просмотров: 577
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Педагог # 21 апреля 2020 в 19:14 0
Беру на заметку
Екатерина Андреевна Литовко # 24 апреля 2020 в 01:06 0
очень интересно и познавательно!!! думаю дети просто заслушаются на уроке!! ! спасибо за материал!! беру на заметку!!!