Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия по литературе в колледже с презентацией. Лейтенантская проза. Кондратьев «Сашка»

Конспект занятия по литературе на тему: «Лейтенантская проза. Кондратьев «Сашка»
Автор: Трубинова Ирина Викторовна, преподаватель русского языка и литературы ГБ ПОУ «Краснокамский политехнический техникум».
Цель: Знакомство лейтенантской прозой Великой Отечественной войны.
Задачи:
1. Обзорно познакомить с лейтенантской прозой Великой Отечественной войны.
2. Остановиться подробнее на жизни и творчестве одного писателя, В.Кондратьева.
3. Познакомить и обсудить повесть В.Кондратьева "Сашка» с целью осмысления характера простого человека во время Великой Отечественной войны.
4. Развить умение анализировать текст.
5. Развивать нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на художественном материале, связанном с родным краем в годы Великом Отечественной войны.
Тип занятия: урок изучения нового материала, смешанный.
Методы: объяснительно-иллюстративный
Оборудование: выставка литературы по теме, ноутбук, проектор, экран
Структура и ход урока:
Деятельность преподавателя с привлечением обучающихся.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. Приветствие классу, объявление темы и цели урока.

2. Звучит фонограмма песни Владимира Трошина
Давным-давно была война,
Давным-давно прошла она.
Для тех, кто жив, она была когда-то.
Но помним мы, как в пламя шли
И как страну для нас спасли
Солдаты, солдаты, солдаты.

Припев.
Годы, сколько-б ни шли,
Вечно помнить родной стране
Всё, что сделали вы
В этой войне,
В трудной войне,
В страшной войне.

Давным-давно была война
И там, где всё сожгла она,
Хлеба желтеют и синеют реки.
Но тот, кто эту землю спас,
Остались жить в сердцах у нас
Навеки, навеки, навеки.

Припев.

Давным-давно была война,
Но память нам на то дана,
Чтоб помнить, как весь мир пылал когда-то.
И те, кому по двадцать лет,
Пусть знают, что глядят им вслед
Солдаты, солдаты, солдаты.

Припев.

За годом год стучит в окно...
Была война давным-давно,
Давным-давно в запас ушли солдаты.
Но быль о ней всегда нужна,
О том какой была война
Когда-то, когда-то, когда-то...

Припев.

3. Вступительное слово преподавателя.
75 лет наша страна победила в очень сложной и кровопролитной войне, которая по последним подсчётам статистов унесла жизни более 41 миллиона людей.
Сегодня мы с вами поговорим о произведения, которые были написаны о войне после 1945 года о военных действиях того времени. О том, как простые люди в различных сложных ситуациях находили правильные решения.

4. «Обзор лейтенантской прозы».
Выступление одного из обучающихся. Доклад был подготовлен дома с презентацией.
«Лейтенантская проза» — страшная исповедь на бумаге.
Эта проза без прикрас. Что выстрадали, о том и написали. Строчка за строчкой о самом личном, самом сокровенном. О личном опыте участия в Великой Отечественной войне. Страшная исповедь не только перед Богом. В первую очередь перед собой. Перед всеми.
Любимый жанр авторов — повесть, часто написанная от первого лица. Пропитанная кровью, охваченная огнём. В своих произведениях писатели-фронтовики дают понять читателю, что исход войны решает герой. И героем может стать каждый. Молодой неопытный солдат или главнокомандующий. Главное понимать, что ты часть воюющего народа. Что один ты — ничто, а вместе — сила. Но и от тебя одного зависит так много, буквально всё. От тебя — мужественно несущего свой крест.
“Лейтенантская проза” требовала от автора высокого литературного мастерства. По выражению Василия Быкова строгая форма произведений чуждалась «псевдоромантики, псевдолиризма, стилевых изысков, иллюстративности».
Константин Симонов говорил, что о войне нужно знать, как можно больше и искать правду на скрещении разных точек зрения. «Не разных правд, а именно разных точек зрения. Кстати, мы порой путаем понятие правды с понятием точки зрения. Конечно, точка зрения солдата на войну — одна, точка зрения командира полка — другая, даже на один и тот же бой. Потому что они ведь и смотрят на него с разных точек и имеют в нем, в этом бою, разные задачи. Я говорю не о политической задаче — общей, нравственной, патриотической, а о военной задаче в бою». Истина находится где-то на скрещении всех этих точек зрения. Поэтому и формулировку «солдатская правда», которая звучала в адрес «лейтенантской прозы», Константин Симонов понимал только в одном смысле: «Это не какая-то отдельная, особая правда рядового солдата, а солдатская в смысле того, что это прямая, подлинная солдатская правда… Настоящий генерал, если его назовут солдатом, никогда не обидится. Наоборот, будет гордиться этим». Архивные кадры Великой отечественной войны. Как ни странно «лейтенантская проза» подвергалась сильной критике за то, что авторы «сузили» масштаб изображения войны до размера батареи, окопа… Эти книги называли «собственными биографиями авторов».
Первой в ряду подобных произведений стала повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» (1946 г.). Повесть о безымянных защитниках Сталинграда, которые, забыв о себе, не думая и не жалея себя, отстаивали каждый сантиметр родной земли. Именно эта повесть и стояла у истоков «лейтенантской прозы», более чем на десятилетие опередив последующие за ней произведения.
Началась же «лейтенантская проза» с романа Юрия Бондарева «Батальоны просят огня» (1957 г.). В его основу положены реальные события на днепровском плацдарме, в которых принимал участие сам автор. В романе речь идёт о двух батальонах пехоты, которые переплавляются на противоположный, занятый немцами берег Днепра и завязывают бой, чтобы дать возможность главным силам форсировать реку и начать мощное наступление. Но наступления не будет. Обстановка изменилась, и высшее командование приняло решение наносить главный удар в другом месте, и туда в срочном порядке перебрасывается дивизия полковника Иверзева, два батальона которой уже ведут бой в другой стороне Днепра. Не будет по этой причине и обещанной батальонам артиллерийской поддержки — артиллерия дивизии уходит вместе с ней.
“И Орлов снял людей, увел их с криком и руганью, на которую, привыкнув, давно никто не обижался, увел их, надежный, злой, горячий, налитый жизнью до краев. Ермаков, оставшись на КП с одним станковым пулеметом и одним противотанковым ружьем, на мгновение вдруг ощутил странную пустоту, будто оголилась земля и, нагая, отказалась защищать”. Архивные кадры Великой отечественной войны Обреченные на гибель батальоны не дождутся огня, и сколько бы они ни выпускали сигнальных ракет, они не дождутся помощи из родной дивизии.
В «лейтенантской прозе» война показана с самого близкого расстояния. Огромную роль в повествовании играет описание подробностей и деталей, часто ужасных… Ужасающих. Это идет от некрасовской традиции, от его «Окопов Сталинграда».
В 60-е годы в военной повести происходит существенное видоизменение конфликта. Линия конфликта всё более смещается с лини фронта (свои и фашисты) на линию по эту сторону фронта, на линию столкновения и противостояния между своими. В повести Григория Бакланова «Пядь земли» показана нравственная ось конфликта. На войне приходилось форсировать реки, всегда двигаясь с востока на запад, с левого берега на правый. При этом левый берег у русских рек в европейской части страны всегда низкий, а правый — высокий, обрывистый, его труднее брать, на нем легче обороняться. И вот показан конфликт между теми, кто всегда правдами и неправдами старается остаться на левом, безопасном берегу, теми, кто не пытается скрыться за чужой спиной.
Повествование в «Пяди земли» ведется от первого лица, поле обзора сужено. Здесь, на крошечном плацдарме, на правом берегу Днестра, в стороне от основных битв, виден каждый солдат. И они здесь в первую очередь — живые люди, а не боевые единицы.
“Лейтенантская проза” вошла в состав «военной прозы» и задала главные ориентиры художественных поисков для этого жанра. Тема судьбы и нравственного выбора неразрывно связаны для тех, кто был там, кто стоял перед выбором каждый день, каждый час. Кто делал выбор: сказать правду или солгать, предать или погибнуть, но остаться верным. На войне, как и в жизни, человек делает свой нравственный выбор, разница лишь во времени. В обычной жизни у нас есть эта бесценная комбинация из двух слов — время подумать. А на войне этого времени нет.

5. Слово преподавателя.
Сегодня мы с вами остановимся на одном авторе это В. Кондратьев и его произведении о войне «Сашка»

6. Краткая биография В.Кондратьева
Выступление одного из обучающихся. Доклад был подготовлен дома с презентацией.

7. Слово преподавателя.
Давайте проанализируем произведение. (произведение должны прочитать дома)
Краткий анализ
Год написания – 1979 год.
История создания – Повесть «Сашка» во многом автобиографична, поскольку автор сам принимал участие в тяжелых боях под Ржевом. Эти воспоминания долгие годы не давали ему покоя, и в зрелом возрасте вылились в повесть, в которой раскрывалась проблематика войны.
Тема – Центральная тема произведения – проблема нравственного выбора в условиях войны.
Композиция – Композиция повести имеет мозаичную структуру и состоит из микросюжетов, с помощью которых в полной мере раскрывается сущность главного героя. Для произведения характерен неспешный темп повествования, что позволяет лучше понять внутренний мир Сашки, мотивы его поступков.
Жанр – Повесть.
Направление – Реализм.
История создания
Вячеслав Леонидович отправился на фронт, когда ему едва исполнился 21 год. В составе стрелковой бригады он отчаянно сражался за город Ржев, получил ранение, был награжден медалью «За отвагу».
Воспоминания о военном лихолетье не оставляли Кондратьева на протяжении всей жизни: они терзали его, не давали радоваться настоящему. По признанию писателя, он перечитал много художественной литературы о Великой Отечественной войне, но ни одно произведение не смогло по-настоящему зацепить его, ни в одном из них он не находил описания «своей» войны.
И тогда, на пороге своего 60-летия, Кондратьев решил поделиться миром тем, что на протяжении многих лет не отпускало его душу, рассказать о «своей» войне, чтобы воспоминания не канули в лету, а остались жить на бумаге. Толчком к написанию повести послужил и тот факт, что Кондратьеву так и не удалось отыскать ни одного из своих ржевских однополчан. Писателя охватил страх: он мог остаться единственным выжившим свидетелем тех страшных событий, о которых должен узнать мир.
Повесть Вячеслава Леонидовича «Сашка» была опубликована в 1979 году в журнале «Дружба народов».
Тема
В повести, описывающей все реалии Великой Отечественной войны, Кондратьев мастерски раскрывает центральную тему произведения – проблему нравственного выбора в экстремальных условиях. На долю главного героя выпадает немало жизненных испытаний, способных как нельзя более точно отобразить истинную сущность человека.
Одним из наиболее острых и эмоционально сильных эпизодов является пленение Сашкой немца. В пылу борьбы солдатом движет лишь желание одолеть врага, но затем в пленном немце он видит обычного человека. Он достойно проходит испытание властью, не причинив вреда безоружному человеку и пообещав ему сохранение жизни. Не в силах выполнить приказ комбата и расстрелять беззащитного юношу, Сашка сам подставляет себя под удар.
Весьма показательной является сцена, в которой Сашка вступается за своего нового знакомого, и берет его вину на себя. Его благородный поступок невольно вызывает чувство восхищения, поскольку герой ставит интересы товарища выше собственных.
Достойно проходит Сашка и испытание фронтовой любовью. Узнав, что избранница Зина разлюбила его, герой с достоинством принимает ее измену. Несмотря на глубокое разочарование, он находит в себе силы, чтобы понять ее и отпустить без слов упрека.
По сути, Сашка стал тем собирательным образом, в котором нашли свое отражение сотни тысяч простых ребят, оказавшихся один на один с ужасами войны. В своем произведении автор выделил простую и старую, как мир, идею – нужно оставаться человеком при любых обстоятельствах, не убивать в себе то доброе и светлое начало, заложенное в каждом человеке при рождении. Мир может спасти только доброта, милосердие, сострадание.
Композиция
Проводя в повести «Сашка» анализ произведения, следует отметить, что для него характерна мозаичная композиция при отсутствии единого сюжета. Повесть состоит из крошечных сюжетов, призванных максимально точно и емко раскрыть характер главного героя.
Композиция повести построена таким образом, что раскрытие душевных качеств Сашки, его жизненных приоритетов происходит постепенно, чему способствует замедленный темп повествования. С продвижением героя от линии фронта вглубь страны читатель погружается и в его внутренний мир.
Для названия повести автор намеренно выбрал самое распространенное мужское имя, придав ему сниженно-бытовую форму. Благодаря этому ходу герой с первых страниц становится близким и понятным читателю.
Жанр
Произведение написано в жанре повести. В произведении детально воспроизводится быт военных лет, события того времени, основные сражения, поэтому его относят к литературному направлению реализм.

8. Беседа с обучающимися по содержанию текста:
Вопросы:
1. А вам интересно было читать повесть "Сашка"?
(Дать высказаться обучающимся)
2. Каким вы представляете себе Сашку по характеру?
(Дать высказаться обучающимся)
3. Назовите ключевые эпизоды, в которых раскрывается характер Сашки.
(1 - с валенками, 2 - пленение фрица, 3 - противостояние комбату, 4 - забота о раненом, 5 - встреча с Зиной в медсанбате, 6 - дорога в госпиталь по тыловым деревням, встреча со стариком, с Пашей, 7 - эпизод с тарелкой, 8 - встреча с девушками, отправляющимися на фронт)
4. Кондратьев ставил задачу рассказать правду о войне. Удалось ли ему это?
Дать ребятам привести примеры из прочитанного текста.
Пусть зачитывают примеры.

5. Когда, в какой момент Сашка думает: «Жизнь такая - откладывать ничего нельзя»?
(эпизод с валенками)
6. Почему Сашка, рискуя жизнью, пополз за валенками?
(Было жалко ротного)
7. На какие детали обращает наше внимание автор в этом эпизоде?
(Лицо мёртвого немца сравнивается с куклой, т.к. оранжевого цвета; Сашке неловко стало, что оказался он случайно в безопасности во время артналёта; «курнуть захотелось смертно»)
Вывод: Решившись на поступок, Сашка всё тщательно планирует. Иначе – смерть.
8. При каких обстоятельствах Сашка впервые встретился с немцами?
(Дать ребятам высказаться).
9. Что помогло Сашке пережить ужас от встречи с немцами?
(Он понял, что немцы тоже боятся).
10. Взаимовыручка в бою - самое важное. Как помог Сашка ротному?
(Сашка отдал свой запасной диск).
11. Поединок с немцем был честный. Сашка немца взял в плен (ротный помог), и вести его в штаб Сашке. Зачитайте размышления героя об этом.
Вывод: Как легко переступить грань дозволенного нравственным сознанием, но Сашка, хоть и молодой, оказался на высоте.
12. Почему у Сашки нет ненависти к пленному фрицу?
(«показался он Сашке обыкновенным человеком, таким же солдатом, как и он, только одетым в другую форму, только одураченным и обманутым…»)
13. Почему Сашка не может расстрелять пленного немца?
(Совестливый)
14. Как разрешились мучительные размышления Сашки расстрелять или нет фрица?
(Комбат отменил приказ. А в жизни было по-другому.)
15. Почему Сашка, раненный в руку, вернулся в роту? Как это его характеризует?
(Надежный товарищ)

9. Обсуждение совместно с обучающимися сцены «В медсанбате»..
1. Целую гамму чувств испытал Сашка в медсанбате. Что это были за чувства?
(Дать ребятам высказаться)
Вывод: Сашка и Зина. Как всё сложно складывается в их судьбе: любовь и ревность переплелись.
2. Почему Сашку так обидела вечеринка в штабе?
(Дать ребятам высказаться)
3. Какие мысли не дают покоя лейтенанту Володьке?
(« Вы, рядовые, вам что, вы никого на смерть не гнали. Ничего не спишется. Всю жизнь помнить буду, как глядели на меня ребята, когда я им приказ на наступление выкладывал. Всю жизнь»)
4. Почему Сашка взял на себя вину лейтенанта Володьки, метнувшего тарелку в офицера?
(Дать ребятам высказаться).
5. Лейтенант особого отдела тоже поступил по-человечески: отпустил Сашку в отпуск, чтобы он не попал под трибунал. И вот Сашка отправляется домой долечиваться. Встреча с девушками, едущими на фронт, на вокзале в Клину - небольшой штрих к портрету Сашки. Вспомните, о чем думал герой, размышляя об этой встрече?
Дать ребятам высказаться.

10. Обобщение:
В образе Сашки Вячеслав Кондратьев нам открывает характер человека из народа, сформированный своим временем и воплотивший черты своего поколения. Сашка-человек не только с обостренным нравственным чувством, но и с твердыми убеждениями. И прежде всего он человек размышляющий, проницательно судящий о происходящем.
Константин Симонов так сказал о герое повести Кондратьева: «История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самой трудной должности – солдатской».

11. Домашнее задание: мини-сочинение «О чём меня заставила задуматься повесть Кондратьева «Сашка»?
Презентация на тему: Вячеслав Леонидович Кондратьев
Презентация на тему: Лейтенантская проза

Рекомендуем посмотреть:

Викторина к 9 мая - День Победы с ответами для старшеклассников Викторина ко Дню Победы с ответами для старших классов Классный час для студентов колледжа к 9 мая с презентацией Внеклассное мероприятие к 9 мая в колледже. Сценарий
Конспект урока литературы с презентацией, 11 класс. Жизнь и творчество Шолохова | Конкурсы на 8 марта, 5-7 класс. Сценарий
Опубликовано: 1724 дня назад (3 апреля 2020)
Просмотров: 8574
+2
Голосов: 2
Ольга Валерьевна Прохорова # 4 апреля 2020 в 15:36 0
Здравствуйте.Ирина Викторовна! Мне показался интересным Ваш конспект занятия. Чувствуется, что Вы вложили в него много раздумий, жизненных фактов, профессиональных знаний. Хорошо подготовлено вступление к разговору о повести " Сашка". Думаю, что ребята после такого внимательного, откровенного прочтения произведения возьмут для себя то, что их сделает чуточку лучше, добрее, ответственнее, взрослее. Поздравляю Вас с серьёзной работой. Вашим учащимся повезло. Примите мой голос.