Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока литературы с презентацией, 11 класс. Жизнь и творчество Шолохова

Конспект занятия по литературе на тему: «Жизнь и творчество М.А. Шолохова»
Автор: Трубинова Ирина Викторовна, преподаватель русского языка и литературы.
Цель: Знакомство с жизнью и творчеством М.А. Шолохова
Задачи:
1. Познакомить с биографией писателя.
2. Познакомить с творчеством М.А. Шолохова.
3. Дать характеристику и проиллюстрировать жизнь представителей казачества начала 20 века.
4. Сформировать представление о многогранной и многонациональной Родине.
5. Привить любовь к Родине.
Тип занятия: урок изучения нового материала, смешанный.
Методы: объяснительно-иллюстративный
Оборудование: ноутбук, проектор, экран
Структура и ход урока:
Деятельность преподавателя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Организационный этап
На этом этапе сообщить о своих помощниках, которые будут помогать при изучении нового материала.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
В этой части урока написать на доске число, новую тему и цели и задачи занятия.
Цель: Знакомство с жизнью и творчеством М.А. Шолохова
Задачи:
1. Познакомить с биографией писателя.
2. Познакомить с творчеством М.А. Шолохова.
3. Дать характеристику и проиллюстрировать жизнь представителей казачества начала 20 века.
4. Сформировать представление о многогранной и многонациональной Родине.
5. Привить любовь к Родине.
3. Актуализация знаний.
Раздать обучающимся, на каждую парту, по пазлу. Собрать. На картинке будет казак.
На доске написать два слова и предложить обучающимся дать определение этим словам.
Казак -
• Казак — мужчина у казаков.
• Казак — военнослужащий казачьих войсковых частей и иных формирований.
• Казак — первый чин в казачьих частях (рядовой).

Казачество
Казачество в России — казачество, проживавшее (или возрождённое) на территории Юга России и выделяемое в силу региональной специфики. Под казачеством в России, прежде всего, понимается казачество, появившееся на Дону, Нижнем Поволжье и Урале.
К казачеству в России также относится понятие кубанские казаки, которое официально появилось в 1796 году для обозначения запорожских казаков, переселенных Указом императрицы Екатерины Второй из Запорожской Сечи на Кубань.

Дать ребятам время найти в интернете, в своих телефонах, либо, возможно своё понимание этих слов.
(В подведении итога данной части один из помощников читает материал найденный дома о казачестве).

4. Первичное усвоение новых знаний.
С помощью презентации рассказать о жизни М.А. Шолохова.
Родился Михаил Шолохов 11 (24) мая 1905 года на хуторе Кружилин (ныне Ростовская обл.) в семье служащего торгового предприятия.
Род Шолоховых восходит к Новгородскому крестьянину Степану Шолоху (конец XV века) и систематически прослеживается с середины XVII века от Фирса Шолохова, (около 1644 между 1708-1715) до купца Михаила Михайловича Шолохова, родного деда писателя, поселившего на Дону, в Вешенской, в серединеXIX века. До этого Шолоховы жили в Зарайске Рязанской губернии в пушкарской слободе и были, как пушкари, близки по статусу казакам.
Дед женился на дочери купца Мохова. Отец будущего писателя Александр Михайлович Шолохов (1865-1925) после окончания церковно-приходской школы стал приказчиком, заведующим мануфактурной лавкой в хуторе Кружилине, владелец галантерейной лавки и склада для ссыпки зерна. В соседнем с Кружилиным родовом имении помещика Попова – Ясеновке отец познакомился с будущей матерью Михаила Шолохова – Анастасией Даниловной Кузнецовой, в девичестве Черниковой (1871-1942).
В 1910 г. семья переехала на хутор Каргин. Там Шолохов учился в церковно-приходской школе, после этого он поступил в гимназию. Но юноше удалось окончить лишь четыре класса из-за начавшейся революции, он учился с 1914 по 1918 гг. Позднее он окончил налоговые курсы, был инспектором. Во время гражданской войны Миша служил добровольцем в продовольственном отряде. Также его назначили педагогом по ликвидации неграмотности среди взрослых.
Параллельно с работой Михаил участвовал в создании газеты «Новый мир», играл в спектаклях Каргинского народного дома. Он даже сочинил две пьесы для этого заведения, сохраняя анонимность. Они назывались «Необыкновенный день» и «Генерал Победоносцев».
Когда Мише исполнилось 17 лет, он решил переехать в Москву. С 1922 года прозаик жил там, работал грузчиком, каменщиком и счетоводом. Но его всегда тянуло к литературе, поэтому в свободное время он посещал занятия кружка «Молодая гвардия». Осенью 1923 г. в печатном издании «Юношеская правда» были опубликованы фельетоны Шолохова «Испытание» и «Три». В следующем году читатели смогли ознакомиться с его рассказом «Родинка», который в 1924 году был опубликован в газете «Молодой ленинец».
После успешного дебюта писатель опубликовал ещё несколько своих произведений, позднее все они вошли в сборники «Донские рассказы» (1926), «Лазоревая степь» (1926) и «О Колчаке, крапиве и прочем» (1927). Во многом ему помогал Александр Серафимович, который написал предисловие к одной из книг прозаика. Они познакомились в 1925 г., до конца своих дней Шолохов был благодарен другу за поддержку. Он считал его одним из первых учителей в своей жизни.
Впоследствии Михаил получил образование. Он окончил биологический факультет МГУ и историко-философский факультет Ростовского университета. В МГУ имени Ломоносова он и встретил свою будущую супругу Марию, дочь казачьего атамана. Она изучала филологию, после получения диплома стала личным секретарём прозаика.
Широкую известность Шолохову принесло произведение о донских казаках во времена войны – роман «Тихий Дон» (1928-1932).
Эта эпопея со временем стала популярна не только в СССР, а еще в Европе, Азии, была переведена на многие языки.
Еще одним известным романом М. Шолохова является «Поднятая целина» (1932-1959). Этот роман о временах коллективизации в двух томах в 1960 году получил Ленинскую премию.
С 1941 по 1945 год Шолохов работал военным корреспондентом. За это время он написал и опубликовал несколько рассказов, очерков («Наука ненависти» (1942), «На Дону», «Казаки» и другие).
Известными произведениями Шолохова также являются: рассказ «Судьба человека» (1956), неоконченный роман «Они сражались за Родину»(1942—1944, 1949, 1969).
Стоит отметить, что важным событием в биографии Михаила Шолохова в 1965 году было получение Нобелевской премии по литературе за роман-эпопею «Тихий Дон».
С 60-х годов Шолохов практически перестал заниматься литературой, любил уделять время охоте и рыбалке. Все свои награды передал на благотворительность (постройку новых школ).
Умер писатель 21 февраля 1984 года от рака и был похоронен во дворе своего дома в станице Вешенской на берегу реки Дон.

5. Первичная проверка понимания.
Преподаватель задаёт вопрос на понимание нового материала.
Как вы думаете для чего нам нужно знать вышеизложенную информацию о М.А. Шолохове?
Дать обучающимся высказаться.

6. Первичное закрепление.
После рассказа преподавателя ответить на несколько вопросов по содержанию нового материала.
Вопросы:
1.Где родился М.А. Шолохов? (на хуторе Кружилин, ныне Ростовская обл.)
2.В какой семье родился писатель? Кем были отец и мать? (в семье служащего торгового предприятия. Отец был приказчиком, заведующим мануфактурной лавкой в хуторе Кружилине, владелец галантерейной лавки и склада для ссыпки зерна. Мать прислуживала у господ в имении помещика Попова).
3.Где учился М.А. Шолохов? (в церковно-приходской школе, гимназии 4 класса, биологический факультет МГУ и историко-философский факультет Ростовского университета)
4. Когда начал писать свои первые произведения? (Осенью 1923 г. в печатном издании «Юношеская правда» были опубликованы фельетоны Шолохова «Испытание» и «Три». В следующем году читатели смогли ознакомиться с его рассказом «Родинка», который в 1924 году был опубликован в газете «Молодой ленинец»).
5. Назовите самые известные произведения М. Шолохова. («Тихий Дон», «Поднятая целина», «Судьба человека»)
6. Назовите дату смерти и причину смерти писателя. (Умер писатель 21 февраля 1984 года от рака и был похоронен во дворе своего дома в станице Вешенской на берегу реки Дон).

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Рассмотреть произведения М.А. Шолохова о казаках, определить основную тему всех произведений. Подготовить доклад на тему: «Биография М.А. Шолохова»

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Выставление оценок всем, кто принимал участие в занятии, аргументировать оценки обучающихся.
Презентация на тему: Жизнь и творчество Михаила Александровича Шолохова

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий открытого внеклассного мероприятия по литературе в 9 -11 классах Литературно-музыкальная композиция. Сценарий для 9-11 класса с презентацией Внеклассное мероприятие по литературе, 9-11 класс Конспект внеклассного мероприятия по литературе 10-11 класс

Похожие статьи:

Урок литературы, 11 класс. Горький «На дне», 1 урок

Тест по литературе Куприн «Олеся» для 11 класса с ответами

Конспект урока литературы, 11 класс. Любовная лирика Маяковского

Урок литературы, 11 класс. Жизнь и творчество Есенина

Урок литературы, 11 класс. Лирика Пастернака

Классный час для студентов колледжа с презентацией. Алгоритм любви | Конспект занятия по литературе в колледже с презентацией. Лейтенантская проза. Кондратьев «Сашка»
Опубликовано: 1495 дней назад (22 марта 2020)
Просмотров: 10106
+2
Голосов: 2
Тамара Васильевна Енина # 22 марта 2020 в 15:53 0
Здравствуйте, Ирина Викторовна! Чтобы дети прочувствовали произведение автора, нужно обязательно рассказать им о том, в какое время жил писатель, показать его родные места, где формировался характер будущего автора знаменитых книг "Тихий Дон" и "Поднятая целина". Именно это Вы и сделали. Рассказали ученикам о казачьих корнях Михаила Александровича, о том, как любил донские степи Шолохов М.А. Качественная работа получилась. Детям осталось за малым. Прочитать все романы, рассказы, впечатлиться и проникнуться духом шолоховской прозы.Голос.