Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Специфика проведения индивидуальных логопедических занятий для детей с нарушением зрения

Из опыта работы учителя-логопеда ДОУ. Специфика проведения индивидуальных логопедических занятий для детей с нарушением зрения
Работая учителем-логопедом в общеобразовательном учреждении для детей с нарушением зрения, было замечено, что зрительные патологии осложняют формирование речи. Дети, посещающие МОУ «КНШ-Д/с №14», имеют нарушение зрения: функциональные расстройства и слабовидение различной степени сложности.

Нарушение зрения отрицательно сказывается на нервно-психическом статусе детей, значительно снижает их двигательную активность и ориентировку в пространстве, влияет на развитие познавательной деятельности и формирование общего речевого статуса.

Неточные представления об окружающем предметном мире провоцируют накопление в речи детей слов без конкретного содержания. Это является причиной недоразвития смысловой стороны речи.

В условиях зрительно-сенсорной недостаточности у детей с нарушением зрения возникает обедненность чувственной стороны речи, сказывающаяся на развитии речевой системы в целом: в особенностях накопления словаря, понимании смысловой стороны речи и функционального назначения слова, в овладении грамматическим строем речи, развитии связной речи, в усвоении выразительных средств.

Ограничение визуального контроля за языковыми и невербальными средствами общения приводит к тому, что у детей с нарушением зрения проблемы со звукопроизношением встречаются в два раза чаще, чем у нормально развивающихся сверстников. Эти нарушения имеют различную форму и степень тяжести.

Из результатов диагностики, задачи коррекционно-логопедической работы заключаются в следующем: в активизации речевой деятельности, формировании фонематических процессов, обогащении словаря, овладении грамматическими процессами и связной речью. Они решаются на индивидуальных занятиях по логопедической коррекции.

С целью повышения эффективности результатов коррекционной работы на логопедических занятиях соблюдаются эргономические требования:
1. Посадка за столы на занятиях осуществляется по рекомендациям тифлопедагога, учитывая зрительные возможности детей, окклюзию. Первый ряд – дети с очень низкой остротой зрения (-0,4), второй ряд – с остротой зрения (-0,4) – (-0,6), третий ряд с остротой зрения (-0,6) – (-1,0). Кроме того, если у ребёнка окклюзия, например левого глаза он садится справа от педагога, правого глаза – слева; с расходящимся косоглазием – по центру во второй, третий ряд.
2. При работе с детьми, имеющими сходящееся косоглазие, обязательно используются подставки для наглядности.
3. При работе с наглядностью учитывается следующее: соблюдается в изображении пропорции в соответствии с соотношениями реальных объектов; соотношение с реальным цветом объекта; четкое выделение ближнего, среднего и дальнего планов.
4. При подборе и предъявлении дидактического материала учитываются зрительные возможности детей и типы зрительных нагрузок, разработанные Л.А. Григорян.
5. Обязательным элементом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая снимает зрительное утомление и проводится несколько раз по 3-5 минут в течение дня. После зрительной работы на логопедических занятиях (рассматривание предметов, картинок, штриховании) выполняем зрительную гимнастику. Зрительные гимнастики подбираются в соответствии с лексической темой.

Коррекционная логопедическая работа с детьми с функциональными нарушениями зрения осуществляется на фоне специального лечения, которое носит комплексный характер. По формированию лексико-грамматической стороны речи работаем совместно с тифлопедагогами и воспитателями. Логопедическая работа выстраивается с учетом рекомендаций врача-офтальмолога.

Если обучающимся, назначено плеоптическое лечение, которое направлено на повышение амблиопичного глаза (засветы, «Аист», фонарик): в этот период используются игры и упражнения:
• «Дорисуй по точкам», «Обведи по контуру», «Дорисуй вторую половину» - развитие графо - моторных навыков.

Но с решением логопедических задач:
- Автоматизация звука в словах.
- Обогащение словарного запаса.
- Классификация предметов, развитие грамматического строя речи («Сосчитай» - согласование существительных с числительным; образование относительных и притяжательных прилагательных).
• «Игры – лабиринты» - Развитие прослеживающей функции глаз, повышение остроты зрения.

В логопедической работе используем с целью:
- Автоматизации изолированного звука и автоматизации в словах.
- Определения места звука в словах, деление слов на слоги.
- Закрепления в речи пространственных предлогов и наречий (справа от, слева от, между, над, под,).
- Закрепления понятий столбик, строка.
- Закрепления ориентировки в клетчатом поле (одна клетка вверх) и закрепление звука «Ш».

• Классификация предметов: «Разложи по группам», «Какой предмет лишний», «Добавь предмет».

Решаем логопедические задачи:
- Обогащение словарного запаса.
- Развитие грамматического строя речи – согласование существительного с прилагательным, согласование числительных с существительным, образование относительных прилагательных.
Если – назначено ортоптическое лечение, которое направлено на развитие бинокулярного зрения, цель – восстановление способности к слиянию двух изображений в одно (синоптофор).
В этот период используются:
• Упражнения в дифференциации предметов в силуэтном, контурном изображение. («Угадай, кто прячется», «Узнай по контуру», «Узнай по силуэту»);

Здесь решаются такие логопедические задачи:
- Дифференциация поставленных звуков (например: «Ш-Ж»), «Узнай и назови животных со звуком Ш-Ж», автоматизация звука «Р».
- Развитие грамматического строя речи - согласование числительных с существительным («Воробей прислал письмо с приглашением своим друзьям на день рождение, сосчитай, сколько друзей придет»).
- Развитие связной речи, составление предложений по картине. Закрепление пространственных предлогов, узнавание объектов в сложном зашумленном изображении, и определении первого, второго, третьего плана.

• Составление разрезанного на части изображения («Моделирование картины», «Разложи картинки на первом, втором, дальнем плане») – развитие бинокулярного зрения.

Здесь решаем логопедические задачи:
- Развитие связной речи.
- Обогащение словарного запаса.
- Автоматизация звука и определение места звуков в словах.

• Опознание зашумленных изображений («Узнай и назови», «Кто ближе, кто дальше?»).

Решаем логопедические задачи:
- Обогащение словарного запаса.
- Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в словах (например: «З или С»), определение места звука в словах, деление слов на слоги.

В результате проводимой коррекционно-логопедической работы удается устранить фонетические нарушения речи, сформировать фонематические представления у дошкольников и устно-речевую базу для овладения элементами грамоты. Обучающиеся овладевают связным описательным и последовательным рассказом, могут пользоваться различными типами предложений (Диаграмма 1, 2).

Диаграмма 1
«Результаты итоговой диагностики 2016-2018 учебный год»

Диаграмма 2
«Результаты итоговой диагностики 2016-2018 учебный год»

Рекомендуем посмотреть:

Артикуляционная гимнастика для дошкольников в стихах Консультация для родителей логопедической группы. Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов Эмоциональное благополучие детей в группах компенсирующей направленности Из опыта работы учителя-логопеда ДОУ. Мнемотехника
Реализация принципа преемственности при организации речевого развития обучающихся с ОВЗ дошкольного и начального общего образования
Опубликовано: 1849 дней назад (19 декабря 2019)
Просмотров: 1156
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!