Опыт работы учителя-логопеда «Реализация принципа преемственности при организации речевого развития обучающихся с ОВЗ в детском саду и в
начальной школе»
«Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством» Дети 3-10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно проблема преемственности в образовании не нова (Д.Б. Эльконин)
Школа и детский сад – два смежных уровня в системе образования.
Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей.
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком»,- писал Л. С. Выготский
Введение ФГОС к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности. Вырабатывать иной стиль общения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться.
Как же сделать так чтобы процесс прошел для ребенка безболезненно. И здесь большую помощь может оказать тесная связь детского сада и школы. Поэтому совместная целенаправленная работа педагогов и учителей нашего ОУ дает возможность детям с разным уровнем развития чувствовать себя комфортно в начальной школе и каждому ребенку продвигаться своим темпом.
Под преемственностью понимают последовательный переход от одного уровня образования к другому, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.
Преемственность с позиции школы –это опора на знания навыки и умения которые имеются у ребенка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.
Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребенка к обучению в школе. Это является приоритетным направлением работы педагогов в нашем образовательном учреждении.
Дошкольное образование призвано создать основной фундамент развития ребенка базовую культуру его личности. Это позволит ему успешно овладеть разными видами деятельности и областями знаний на других ступенях образован
Изучив внимательно ФГОС ДО пришли к выводу, что содержание образовательной деятельности в детском саду должно быть направлено на достижение интегральных характеристик развития личности ребенка как целевых ориентиров дошкольного образования.
Одной из таких характеристик, которая служит предпосылкой для перехода на следующий уровень начального образования, является обучение ребенка грамотности – то есть развитие речи.
Если мы в дошкольном возрасте не научим детей различать звуки и ассоциировать звуки с буквами, то не о какой грамотности в начальной школе у нас не будет и речи. Педагогу понадобится гораздо больше времени для формирования основ этой грамотности.
Согласно ФГОС дошкольного образования развитие речи выделено в отдельную образовательную область и включат в себя разделы: развитие речи, ознакомление с художественной литературой, обучение грамоте. – (слайд 3) задачи вы видите на слайде.
Процесс обучения грамоте является неотъемлемой частью дошкольного, начального и в целом всего школьного образования: без данного этапа невозможно систематическое языковое образование, а также овладение другими дисциплинами.
Обучение грамоте – это прежде всего средство приобретения детьми первоначальных навыков правильного чтения и письма, одновременно это средство формирования их мышления и развития речи, важнейшее звено всей системы работы по родному языку в начальной школе.
В нашем ОУ обучение грамоте ведут учителя-логопеды и поэтому мы вместе с учителями искали способы, как учить детей в детском саду грамоте, чтобы не противоречить школе с её задачами и методами обучения.
В чтении и письме есть два этапа -теоретический и практический. Школа дает теоретический курс письма и чтения, а практический дошкольники проходят в детском саду. Что это значит? Это развитие фонематического слуха и восприятия, и обучению звуковому анализу слова.
Преемственность в обучении грамоте в детском саду и в школе прослеживается на протяжении всех лет пребывания ребенка в детском саду, а не только в последний год.
Так как пятый год жизнь считается самым благоприятным для обучения грамоте. Поэтому в нашем ОУ дошкольников начинаем знакомить с грамотой со второго полугодия средней группы.
Обучение грамоте в средней группе направленно на развитие фонематического слуха и речевого внимания.
В старшей группе дети знакомятся со звуковым анализом слова: определение гласных, твердых и мягких согласных звуков. Это помогает быстрее усвоить фонетический разбор слова в школе. Дошкольники узнают о слоговом строении слов, о словесном ударении.
В подготовительной группе знакомятся с буквами русской азбуки, учатся выкладывать предложения условными мерками (схемы).
В первом классе дети встречаются с такими понятиями как звук, слово, слог, предложение, буква. Но с этим материалом мы знакомим детей уже в детском саду. Сложность идеи преемственности заключается в плавном переходе от одного звена образования к другому. Поэтому, в дошкольном возрасте играя, дети знакомятся и оперируют вышеперечисленными понятиями. Например, при ознакомлении с понятием «Слово» учим детей употреблять «слово» осознанно, как термин. Для этого организуются игровые упражнения «Я знаю много слов», «Назови предмет словом», «Доскажи словечко» и т.д. На одном из занятий перечисляет ряд слов и задает вопрос: «Что я сейчас произносила?» Если детьми усвоено это понятие, то они ответят, что учитель-логопед произносил слова.
Со словесным составом предложения дети младшего школьного возраста встречаются в Букваре. А дошкольники играют в игру «Живые слова», которая четко демонстрирует словесный состав предложения.
В подготовительной группе предложение – это прямоугольник (полоска) с выступом слева и точкой справа, выступ слева готовит детей к обозначению начала предложений с большой буквы, а точка – к обозначению границ предложения. Так же как и в первом классе. Дошкольники составляют предложения по картинкам и схемы этих предложений.
Правило о звонких и глухих согласных дети изучают на уроках русского языка. Но детям будет легко даваться этот материал, если знакомство с этим материалом произойдет в практическом плане, в дошкольном возрасте. При изолированном произнесении согласного просим детей положить ладонь на горло. Если при произнесении звука горлышко дрожит, вибрирует, то произносимый звук – звонкий. А если в спокойном положении, то звук - глухой.
С мягкими и твердыми звуками знакомим в старшей группе и даем обозначение как в школе (синий, зеленый), а гласный звук – красным цветом.
Учим детей выкладывать звуковые схемы слов. Словесные игры есть в каждом занятии. Их разучивают от простых к сложным. Например ,игра "Найди свой домик" нужна для закрепления знаний букв, которые обозначают гласные звуки. "Кто внимательный?" помогает выучить буквы, которые обозначают твердые и мягкие согласные звуки. "Назови слова по заданной модели"-это игра-загадка. "Цепочка слов"-словообразование.
Со всеми этими дидактическими играми дошколята встретятся в школе на уроках чтения. Если у ребёнка хорошо развит фонематический слух, ему будет легко в школе на уроках русского языка.
Работу по обучению детей грамоте ведется в системе. Занятия строятся в занимательной игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении, побуждает детей рассуждать, делать выводы, выбирать правильное решение среди вариантов ответов. Таким образом, формируется творческое мышление, развивается речь.
Наши выпускники успешнее учатся в школе после таких игровых занятий. Ими быстрее изучается и закрепляется фонетический разбор слова, работа над предложениями и словосочетаниями. Всем известно, что дети любят заниматься тем, что у них хорошо получается. Если обучение проходит в игре, и дошкольники получают радость от этого, то интерес к учебе не будет потерян и в школе.
Таким образом, на современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение его внутреннего мира, воспитание у учащихся любви и уважения к родному слову, чуткости к языковым нормам и выразительным речевым средствам, формирование элементарной ориентировки в речевой действительности, развитие мыслительной деятельности. И очень важно, чтобы реализация цели и задач обучения грамоте решались детским садом и школой сообща.
Рекомендуем посмотреть:
Логопедическая работа по развитию памяти школьников
Применение арт терапевтических методик в работе с детьми с ОВЗ
Социально-ориентированный воспитательный проект для детей с ОВЗ
Развитие познавательного интереса младших школьников с ОВЗ при помощи ИКТ