Опыт работы учителя русского языка. Текстовый диктант как способ воздействия на духовно-нравственную сферу личности ученика на уроках русского языка
Автор: Шевляк Ирина Алексеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ ООШ №7 имени Евдокии Давыдовны Бершанской, г. Краснодар.
Описание материала: На мой взгляд, именно уроки русского языка и литературы несут огромный нравственный потенциал. Поэтому, подбирая учебный материал для развития грамотности, я исхожу из следующего принципа: каждое слово, каждое предложение, прочитанное учителем на уроке русского языка, должно обязательно нести в себе нравственный заряд.
«Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами; духовность - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными», - читаем мы в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова. Эти понятия для нас не новы, но именно сейчас, когда материальные ценности зачастую преобладают над духовными, вопрос нравственного воспитания учащихся весьма актуален. Поэтому федеральный государственный образовательный стандарт определяет, что «важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».
На мой взгляд, именно уроки русского языка и литературы несут огромный нравственный потенциал. Поэтому, подбирая учебный материал для развития грамотности, я исхожу из следующего принципа: каждое слово, каждое предложение, прочитанное учителем на уроке русского языка, должно обязательно нести в себе нравственный заряд.
Урок не безграничен, а нравственная тема всегда подразумевает время для мыслительного процесса ученика, для диалога с учителем, для обдумывания, увиденного и услышанного. Поэтому сама практика проведения уроков русского языка привела меня к мысли о том, что нравственно воздействовать на учеников нужно не отдельно от обучения грамматике, а одновременно с нею, по возможности гармонично соединяя эти процессы в одном уроке. Каким образом? Путём специального подбора текстов для работы над орфографией, синтаксисом и пунктуацией.
Современная дидактическая литература обширна как по своему грамматическому наполнению, так и по своему внутреннему нравственному содержанию. Нам хорошо знаком ряд сборников, в том числе и сборников диктантов, содержащих отрывки произведений великих мастеров слова (таких, как А. С. Пушкин, А. П. Чехов, И. С. Тургенев, К. Г. Паустовский, Д. С. Лихачёв и другие).
Мощный духовный заряд несут отрывки текстов, в которых художники слова с любовью пишут о родной природе, родном крае, работающих на родной земле людях. Слова того или иного писателя о человеческом достоинстве, его рассуждения о, о важных качествах человеческой личности, которые содержатся в учебном материале, обязательно остаются в сердце ученика, учат его сопереживать словам и чувствам автора.
Диктант, построенный на какой-либо нравственной проблеме, содержащейся в том или ином отрывке текста, имеет несомненные достоинства и важные преимущества по сравнению с обычными диктантами. Почему? Потому что, в первую очередь, он позволяет учителю объединить обучение и воспитание в единый процесс, который будет идти в рамках урока русского языка.
После того как ученикам прочитан отрывок текста, в их сознании начинается анализ услышанного. В этот момент с методической точки зрения целесообразно, не прибегая к детальному исследованию той или иной нравственной проблемы, показать правильные пути решения конкретной жизненной ситуации, важность того, как в небольшом отрывке писатель сумел передать качества человеческой личности.
Для примера приведу «Письма о добром и прекрасном» академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Мне очень нравится это произведение. Не только с точки зрения огромного нравственного потенциала, но и с воспитательной. «Письма…» очень гармонично впитываются в ход урока. Большую часть этих добрых и прекрасных «Писем...» можно и нужно использовать на уроках русского языка, в том числе и при написании диктантов. Наряду с несомненными воспитательными достоинствами этой книги в ней есть практически все грамматические конструкции, изучаемые по программе русскою языка.
Опыт показывает, что в ход урока по изучению той или иной темы очень удачно можно включать небольшие выдержки. обсуждая с учащимися то или иное качество человеческой личности. Если, например, для диктанта взят отрывок, где Д. С. Лихачёв пишет о самой большой цели в жизни, то достаточно нескольких минут для обсуждения. чтобы ученики получили нравственный заряд, ориентировку на добро и высокие нравственные идеалы.
После того как текст диктанта зачитан и прошло обсуждение с учениками, начинается работа непосредственно над грамматическим материалом, и в этом случае учащиеся вновь слышат и сами проговаривают те или иные предложения, слова автора. Идёт работа над изучением привил русскою языка, но в то же время учащиеся постоянно находятся под воздействием слова писателя, обращённого непосредственно к ним. В этом и есть важнейшее свойство уроков русского языка, потому что именно здесь есть возможность (попутно с обучением орфографии и пунктуации) многократно и целенаправленно повторять высокие нравственные категории, доносить до детских умов мораль, заложенную художниками русского слова в великих произведениях литературы. Нет никакого сомнения в том, что это свойство нужно максимально использовать. И практика показывает, что оно приносит положительные результаты в плане нравственного воспитания. Если ученики сопереживают, если они впитали нравственную идею писателя, которую тот хотел донести до слушателей, то текст диктанта обязательно будет написан успешно.
Интересно отметить ещё одну особенность. Высокий воспитательный эффект имеют не только диктанты, построенные на отрывках произведений писателей, в которых говорится о человеческих качествах, но и диктанты, основанные на описании природы. К примеру, в произведениях замечательных мастеров русского слова Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского с высочайшим мастерством изображаются картины природы. Практически любое обращение автора к окружающему нас миру - будь то описание рассвета или заката, снежной метели или знойного дня, грибного дождя или тихой ночи - представляет собой сгусток положительной энергии, способной передаваться от художника слова посредством его произведения к читателю.
Сила этих произведения в том, что описание самого простого и обыденного становится для нас бесценным. Бесценным, потому что это одно из проявлений нашей жизни. А жизнь не имеет цены. И самые лучшие человеческие качества проявляются именно из-за любви к жизни. Опыт показывает, что отрывки с описанием природы учащиеся хорошо воспринимают как рабочий материал для написания диктантов.
Разговор с учащимися на темы нравственности и морали должен иметь продолжение и после урока русского языка. Только в этом случае можно с уверенностью говорить о закреплении тех нравственных начал, которые были заложены на уроке. Для этой цели могут быть использованы классные часы, а также совместные экскурсионно-развлекательные поездки с учащимися, культурные походы в театр, различные внеурочные мероприятия. Именно в эти часы есть возможность вспомнить и обсудить то или иное произведение писателя, отрывок которого был взят для диктанта.
Нужно помнить о том, что нравственное воспитание на уроках - это не самоцель. Воспитание ради воспитания бессмысленно. И нельзя обучать не воспитывая. Нравственное воспитание на уроках русского языка необходимо прежде всего для формирования мировоззрения учащихся, представления об общечеловеческих ценностях. В конечном итоге, главная цель, которую должен поставить перед собой учитель‚- создание нового человека, формирование нового поколения с новой моралью, новым взглядом на окружающий мир.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М: Просвещение, 2019.
2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - Оникс, 2010.
3. Кортяев Б. И. Учение - процесс творческий. - М: МГППУ, 1989.
4. Новое педагогическое мышление / под ред. А. В Петровского - М : Педагогика‚ 2012.
5. Социология. Наука об обществе / под ред. В. П. Андрущенко.
Н И. Горлача. – Харьков, 1996.
Рекомендуем посмотреть:
Дифференцированные домашние задания на уроках русского языка в 5-6 классах
Опыт работы учителя русского языка. Тестирование как метод контроля знаний на уроке русского языка в
Связь урочной и внеурочной деятельности. Из опыта работы
Похожие статьи:
Игровые технологии на уроках русского языка в 5-6 классах