Связь урочной и внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования, которая в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации. Это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности.
Предметная внеурочная деятельность. Каковы же её преимущества?
Во-первых, снимается полностью проблема психологической зависимости от оценки. Ведь во время работы не на уроке отметок нет. А постановка определенных интересных для обучающихся проблем приводит к результативному сотрудничеству учащихся с учителем и товарищами. Коллеги по предметному кружку, решающие проблемные ситуации, которые вытекают из содержания занятия, самостоятельно активизируются в поиске решения. А отсюда и повышается интерес не только к изучению языка, но и интерес к обучению в целом. Решается, таким образом, проблема мотивации.
Во-вторых, тематика внеурочных кружковых занятий, выходящая за рамки программного материала, нацеливает обучающихся на минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества.
И
в-третьих, формы таких занятий можно менять бесконечно (занятие-игра, коллективная деятельность, занятие — семинар, занятие — исследование, практическое занятие, театрализованное представление, занимательная викторина, игра — соревнование, экскурсия и т. д.). Такие занятия предполагают сами по себе неофициальную обстановку, а значит создание ситуации сотрудничества, взаимопонимания, взаимопомощи, атмосферы увлеченности общим делом.
И наконец,
в-четвертых, именно во внеурочной деятельности реализуется основой принцип ФГОС: «Учись сам добывать знания!» Каждое занятие — это небольшая исследовательская деятельность школьников. А итоговое занятие — это своего рода демонстрация результата, а значит защита всех «открытий», сделанных учащимися.
Таким образом, внедрение новых стандартов дает большие возможности для развития творческих способностей обучающихся.
Вот некоторые
приемы, позволяющие связывать урочную и внеурочную деятельность в единое целое. Эти приемы я использую в своей внеурочной деятельности. Веду предметный кружок «Тайны русского языка».
- Это задания творческого типа, которые задаются в качестве альтернативного домашнего задания: составь кроссворд по теме; нарисуй, как ты понимаешь фразеологизм; изобрази словообразовательную цепочку в виде дерева; нарисуй, как появилось слово в русском языке; придумай рассказ о том, как в русский язык попали слова…; сочини сказку «В стране Лексика» и т.д., ( для 5-6 кл.) и ребята начинают работать с воодушевлением, азартом, а главное – задание выполняется в большинстве случаев правильно, даже слабыми учениками
- Инсерт - (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления) относится к группе приемов, развивающих критическое мышление учащихся (для 7-9 кл.). Прием очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения. С помощью приема «Инсерт» возможно решение обширного спектра лексико – грамматических задач, так как любой текст богат речевыми образцами и грамматическими структурами. При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки. V-уже знал, + -новое, (-) - думал иначе или не знал, ? - не понял, есть вопросы. К этому заданию дети относятся очень серьезно.
- Кластер-это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. - посередине чистого листа (или классной доски) написать ключевое слово, которое является «сердцем» темы, идеи; - вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи,факты,образы, подходящие для данной темы (модель «планета и её спутники»); - по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» появляются новые «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
- Синквейн в переводе с французского «пять строк». Синквейн – белый стих, помогающий синтезировать, резюмировать информацию. На первый взгляд эта технология может показаться сложной, но, если разобраться, все просто. Детям очень нравится.
* На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
* На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
* На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
* На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
* Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме. Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.
Пример синквейна:
русский язык
живой, удивительный
учит, объясняет, творит
Берегите наш родной язык!
познание
И еще один очень важный момент в моей работе: обязательно на уроках или после них устраиваем выставки работ, конкурсы «Что бы это значило?», разгадываем кроссворды, читаем придуманные сказки. Надо находить на это время. Я считаю, что это важно. Один ребенок сможет гордиться личным успехом, другой – получит необходимый опыт, посмотрев на работы других, третий осознает, что был неправ к самому себе, не сделав задание.
Пожалуй, это самые простые в исполнении творческие задачи, требующие минимум усилий от педагога. Однако, по моему убеждению, все должно находиться в развитии, и творческая деятельность тоже. Так, от простого к более сложным творческим формам.
В данном случае можно говорить о связи урочной и внеурочной деятельности. На этом этапе творческого развития школьник реализует себя во взаимосвязи ученик-коллектив.
В основе организации внеурочной деятельности по русскому языку лежат следующие методические принципы:
- Принцип связи с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой для внеурочной работы должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка.
- Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим: содержание работы должно быть соотнесено с программой по русскому языку. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках.
- Принцип учета индивидуальных интересов и способностей учащихся. Согласно этому принципу содержание должно составлять в первую очередь то, что интересует учащихся; задания следует варьировать, чтобы удовлетворить потребности как сильных, так и слабых учеников. Внеурочная работа тем и отличается от уроков, что содержание определяется с учетом индивидуальных интересов и запросов школьников.
- Принцип занимательности, что является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеурочной деятельности. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики — игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем широкого привлечения средств наглядности — картин, рисунков, слайдов и т. д. Однако занимательность не следует сводить только к развлекательности. Занимательность — это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность, это увлеченность выполняемой работой.
- Принцип разнообразия форм и видов внеурочной работы. Интерес к работе поддерживается не только содержанием проводимых мероприятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового и речевого материала. Чем разнообразнее формы и виды, тем устойчивее интерес к ней.
- Принцип взаимосвязи отдельных видов внеурочной деятельности. При соблюдении этого принципа создается общая система работы по русскому языку, где каждое мероприятие имеет свое определенное место.
- Принцип добровольности. Участие школьников должно быть добровольным, а не принудительным. Но, чтобы у учащихся появилось желание добровольно заниматься русским языком во внеурочное время, необходимо проводить мероприятия увлекательно, живо, интересно.
- Принцип массовости. Желательно привлекать как можно больше учащихся. Для этого необходимо широко пропагандировать среди школьников возможность их участия во внеурочной деятельности.
Одним из важных дидактических средств продуктивной организации в деятельности предметного кружка «Тайны русского языка» является работа с текстом.
В программу я включила задания «Работа с готовыми текстами рекламы» и «Составление рекламных текстов самими учащимися». В современном мире реклама стала одним из распространенных средств информационного обмена. Я думаю, что это отличный учебный материал, так как он развивает у учащихся личностные качества, формирует положительную мотивацию к учебному предмету, раскрывает творческое и креативное мышление.
Если правильно рекламировать, то можно продать даже самый неходовой товар, только надо правильно составить рекламный текст. Учащиеся с большим удовольствием этим занимаются.
Задания такого типа помогают мне эффективно реализовать формирование метапредметных способов организации работы в классе, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
В заключении хочу сказать, что хорошо организованная и систематическая внеурочная деятельность дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой — глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами языка, которые не изучаются на уроках, помогает повышать речевую культуру школьников, все это дает обучающимся возможность лучше подготовиться к итоговой аттестации.
Рекомендуем посмотреть:
Литературная гостиная для старшеклассников
Дифференцированные домашние задания на уроках русского языка в 5-6 классах
Опыт работы учителя русского языка. Тестирование как метод контроля знаний на уроке русского языка в
Текстовый диктант как способ воздействия на духовно-нравственную сферу личности ученика на уроках ру
Похожие статьи:
Игровые технологии на уроках русского языка в 5-6 классах