Разработка тематического занятия для детей подготовительной группы с использованием ИКТ «Чудо колокольного звона»
Методическая разработка тематического занятия «Чудо колокольного звона», подготовительная к школе группа
Выполнила: воспитатель Махонина Н.А., МДОУ детский сад №45 г. Волгоград Задачи: образовательные:
1. Познакомить детей с устройством колокола, колокольчиков и особенностями их звучания.
2. Обобщить представления по теме происхождения колокола и колокольного звона на Руси. развивающие:
1. Стимулировать стремление знакомиться с историей страны, русской культурой.
2. Развивать любознательность, наблюдательность, внимание. воспитательные:
1. Воспитывать чувство причастности к жизни своего народа, желание продолжать традиции.
2. Способствовать развитию чувства патриотизма, гордости и любви к своей Родине, бережное отношение и уважение к традициям своего народа. Предварительная работа:
- чтение сказки И. Рутенина «Сказка про колокольчик»;
- чтение разучивание пословиц, преданий, песен по теме;
-лепка колокольчиков из пластилина (соленого теста);
- рассматривание иллюстраций с изображением храмов, церквей.
- оформление фотовыставки «Колокола мира». Используемые методы и приёмы: показ иллюстраций, слайдов, рассказ воспитателя, элементы исследовательской деятельности, наводящие вопросы, художественное слово, загадка, беседа.
Интеграция образовательных областей: социально - коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие. Оборудование: ноутбук, экран, мультимедийный проектор, презентация Microsoft PowerPoint, интерактивная доска (ноутбук с программой Smart Notebook), игрушка цветок, колокольчики разных размеров, аудиозапись звонов колоколов («Праздничный», «Перезвон», «Пасхальный звон»), картинка схемы частей колокола.
Материалы: белая и цветная бумага, бархатная и голографическая бумага, цветной картон, ножницы, цветные карандаши, клей.
Ход занятия 1. Организационная часть.
Вводное слово педагога. Дети заходят с воспитателем, становятся в круг. Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята! У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам. А поможет мне в этом – этот цветок. Я приглашаю всех встать в круг радости и сказать друг другу добрые пожелания, передавая из рук в руки «волшебный цветок». Желаю счастья и добра, всем детям с самого утра! (Дети передают друг другу цветок и произносят добрые пожелания). Дети подходят с воспитателем к экрану. Воспитатель: Друзья, предлагаю отгадать загадку: под медной шляпкой язычок, звенит, но не звонок (предполагаемый ответ - колокольчик). Правильно, колокольчик… Я слышу какой-то звук, вы его слышите? На фоне играет Пасхальный звон см. приложение 1. Воспитатель: Ребята, что вы сейчас услышали? (ответы детей). Верно, прозвучал звук колоколов. Я приглашаю вас сегодня в увлекательное путешествие неповторимых и загадочных звучаний - мир колоколов.
2. Основная часть.
Дети проходят на стульчики перед экраном, слайд 1 см. приложение 2. Воспитатель: Колокола - это самое настоящее русское чудо. Колокол - это ударный музыкальный инструмент. Ребята, как вы думаете, может ли колокольчик самостоятельно издавать звук? (предполагаемый ответ детей - нет). Как можно назвать человека, который звонит в колокола? (ответы детей). Человека, звонящего в колокола, называют звонарь. На экране слайд 2.
Скажите пожалуйста, где мы с вами можем увидеть колокола и услышать их неповторимый звон? (предполагаемый ответ - церковь). Воспитатель загадывает загадку:
Этот дом – не просто дом: он красивый и с крестом.
Золотые купола, звонкие колокола!
Помолиться в этот дом ходят в трепете святом
По утрам и вечерам.
Это (ответ детей: православный храм), 3 слайд на экране. Воспитатель: Как вы думаете, для чего нашим предкам нужны были колокола на Руси? (ответы детей).
Звон колоколов рано утром созывал прихожан в церковь на службу и праздники, оповещали о пожарах и других надвигающихся опасностях. Также на Руси торжественным перезвоном встречали воинов, вернувшихся с победой домой, и знатных гостей. Слушание колокольных звонов («Праздничный», «Перезвон»). Воспитатель: Предлагаю посмотреть на экран. Давайте выясним, из каких элементов состоит колокол. Как и у человека у колокольчика есть – уши, плечи, тулово, верхний и нижний пояс, металлический «язычок» (4 слайд на экране). Воспитатель: Как вы думаете, у всех ли колоколов одинаковый звон? (ответы детей).
Правильно, звук колоколов различается. Предлагаю подойти к нашим гостям - колокольчикам и установить, одинаковый ли у них звон (дети сравнивают звучание колокольчиков, комментируют).
Именно от «язычка» колокольчика, его формы, веса и материала, из которого он изготовлен, зависит звучание. Воспитатель: На экране изображен самый большой колокол – Царь колокол (5 слайд на экране). Как вы думаете, почему его так назвали? (предполагаемый ответ - он большой). Правильно, он самый большой и тяжёлый, ведь его вес – 200 тонн. Над ним трудился русский мастер Иван Моторин с сыном. Когда все было готово к отливке колокола, в Москве случился сильный пожар, который охватил Кремль. Загорелись все деревянные постройки над литейной ямой. При тушении пожара, лили воду и от резких перепад температуры, колокол дал 11 трещин и от него отвалился кусочек. Пользоваться колоколом было нельзя и он стал никому не нужен. Сейчас Царь-колокол стоит в Московском Кремле и является уникальным памятником России.
Физкультминутка «Жаворонок.
В небе жaворонок пел, (махи руками)
Колокольчиком звенел, (вращение кистями рук)
Порезвился в вышине (руки вверх)
Спрятал песенку в траве (руки через стороны вниз)
Тот, кто песенку найдёт, (приседают, обхватив колени руками)
Будет весел целый год (хлопают в ладоши и прыжки на месте). Воспитатель:
• Ребята, скажите, как называют человека, умело звонящего в колокола?
• Какой колокол самый большой на Руси?
• Из каких частей состоит колокол?
3. Практическая часть. Дети вместе с воспитателем подходят к интерактивной доске (ноутбуку). Воспитатель: Ребята, предлагаю вам поиграть в игру: на экране изображены картинки разных видов колоколов. Вам нужно внимательно прослушать звуки, и сказать с какой картинки до нас доносятся звук, и объяснить ваш выбор. Дети выполняют задание, комментируют выбор ( см. приложение 4). Воспитатель: Молодцы, верно выполнили задание. Дети садятся на стулья за стол, на столе воспитатель заранее подготавливает материалы для работы. Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам, с помощью различных изобразительных материалов, украсить колокольчики, которые мы вместе нарисуем и вырежем. Кто - то захочет сделать большой церковный колокол или колокол, который будет предупреждать жителей города об опасности, кто - то решит изготовить музыкальный колокольчик. (Звучит спокойная музыка, дети вырезают и раскрашивают колокольчики. Во время самостоятельной работы детей, педагог помогает, проводит индивидуальную работу).
4. Итог (рефлексия). Воспитатель: Ребята, расскажите, что вы изобразили на своих колокольчиках (Дети рассказывают). Воспитатель: Вот и подошло к концу наше замечательное путешествие. Ребята, вы сегодня узнали много интересного и нового, скажите пожалуйста, что вам больше всего запомнилось? Для чего на Руси был нужен колокол?
Какие колокольные звоны Вы сегодня услышали?
Сегодня вы познакомились со старинной русской музыкой - услышали голоса разных колоколов: музыкальных, церковных, бой курантов. Узнали чем отличается звучание больших и маленьких колокольчиков.
Давайте позвоним на прощание колокольчики, и пусть звон колокольчика извещает о том, что всем людям нужен мир, что мы не хотим войны, и желаем всему миру счастья!
Мир прекрасен. Надо ценить и преумножать все замечательное, что нас окружает. Уметь радоваться голубому небу, солнцу, цветам. Давайте любить мир, ценить мир, беречь мирное небо над головой! Приложение 1:
Звуки колокола Приложение 2
Приложение 3.
Звуки колокола Приложение 4.
Рис. 1 Открытие файла «Колокольчики» в программе SMART Notebook
Рис 2. Выбираем вкладку просмотр, затем показать на весь экран
Рис 3. Нажимаем на одну из предложенных картинок голосового динамика, прослушиваем фрагмент аудиозаписи и соотносим с картинкой источника звука
Рис. 4. При правильном ответе голосовой динамик закрутится и останется на картинке, при ошибке – вернется на исходное место.
Рис 5. При правильном выполнении задания каждый фрагмент аудиозаписи останется поверх изображения источника звука.
Здравствуйте, мне Ваша работа кажется очень интересной, как тема, так и виды занятий с детьми. Пока еще у Вас есть на редактирование время, добавьте хотя бы изображение колоколов с разными язычками и формой. А желательно и всю презентацию, со звучанием колоколов. Ведь вы о ней пишите. Это улучшит материал.
Добрый день, Надежда Александровна! Заглянула на страничку вашего блога. Познакомилась с вашей разработкой. Методическая разработка тематического занятия "Чудо колокольного звона" очень интересная, познавательная, мне понравилась. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос