Индивидуальная программа воспитания, обучения и развития дошкольника со смешанными специфическими расстройствами
Данная индивидуальная программа разработана для работы с ребенком старшего дошкольного возраста, имеющими специфические расстройства развития. Согласно данной программы работа ведется по следующим направлениям: здоровье, социальное развитие, физическое развитие и физическое воспитание, формирование предметной деятельности, познавательное развитие, развитие речи, формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности.
1. Здоровье.
Необходимо обеспечить необходимые условия для защиты, сохранения и укрепления здоровья ребенка. Для этого необходимо создать следующие условия: разработать, поддерживать и четко выполнять режим дня ребенка. При планировании режима дня, необходимо выделить достаточно времени на отдых ребенка (в т.ч. и дневной), а при планировании занятий – учитывать необходимость достаточного количества перерывов для снятия напряжения и снижения утомляемости ребенка (в перерывах – дать ребенку возможность проявить себя в игре). Необходимо следить за тем, чтобы ребенок учился самостоятельно придерживаться заведенного режима. В процессе выполнения режимных моментов следует закреплять навыки опрятности (самостоятельно мыть руки, соблюдать личную гигиену, причесывать волосы, складывать одежду, одеваться и т.п.).
2.Социальное развитие.
Поддерживать состояние психологического комфорта, стремиться устанавливать прочные эмоциональные связи ребенка со взрослыми и сверстниками (в особенности с близкими взрослыми). Развитие умения по соотнесению действий и вещей с местоимениями (обращать внимание на правильное согласование слов). Задавать ребенку вопросы следующего содержания: «Чьи это вещи?», «Что ты делала сегодня?», «Покажи ей свои игрушки» и т.д. Обращать внимание ребенка на то, что у взрослых есть имя и отчество. Закреплять представления ребенка о своих желаниях и потребностях, а также о том, что у других людей тоже есть свои желания: «Она тоже хочет играть этой игрушкой», «Он хочет конфету, угости его» и т.д. Развивать способы взаимодействия со сверстниками и взрослыми: приветствия, вопросы при встрече, общение с ними. Закрепить умение выражать свои желания просьбой, а также выражать свою благодарность (как словом, так и жестом).
3.Физическое развитие и физическое воспитание.
Выполнение ежедневной утренней зарядки, включающей комплекс различных общеукрепляющих физических упражнений. Проводить различные упражнения для развития мелкой моторики рук:
• Рисование и лепка;
• Упражнение «Человечки»: движение указательных и средних пальцев по поверхности стола от себя к краю (сопровождается словами взрослого«Побежали вдоль реки дети наперегонки»). Повторить несколько раз.
• Упражнение «Солнышко улыбается». Вырезать из плотной бумаги круг и нарисовать на нем улыбающееся солнышко. Затем необходимо прикреплять цветные скрепки по периметру данной заготовки. Можно поиграть с цветами: нанизывать сначала желтую скрепку, потом зеленую, потом красную или 3 желтых, 3 зеленых, и т.д.
• Упражнение «Резиночка». Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360о сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой.
В течение дня предлагать ребенку подпрыгивать на месте с доставанием различных предметов, выполнять различные гимнастические упражнения (мостик, подтягивания и т.д.). Также необходимы игры на свежем воздухе – прогулке, походе и т.д.
4.Формирование предметной деятельности.
Развивать умения выполнять орудийные действия с предметами. Формировать представления о количестве «много – мало», «пусто», «один – много». Учить использовать невербальные и вербальные средства для привлечения внимания к собственным действиям и их результату.
• Нанизывать на шнурок колечки, бусы, катушки и т.д.;
• Игра на металлофоне, барабане, на любом другом музыкальном инструменте;
• Самостоятельное выполнение различных действий с игрушками (возить куклу в коляске, «кормить» кукол, купать их и т.д.);
• Формировать интерес к сюжетной игре;
• Развивать игровые действия: «куклы пошли в школу», «чаепитие с друзьями».
5.Познавательное развитие.
А) Сенсорное развитие. Проводить игры-упражнения на развитие восприятия формы и цвета геометрических фигур, а также право-левой ориентировки:
• Разложить перед ребенком заранее заготовленные геометрические фигуры (включая ромб, овал, пятиугольник, полукруг и т.д.) различных цветов, и попросить назвать фигуру и её цвет. Также можно в течение дня обращать внимание ребенка на различные окружающие предметы и просить назвать их форму, цвет;
• Учить выделять основной признак предмета по заданному параметру (отвлекаясь от второстепенных признаков) – выполнять группировку предметов из предложенных (по форме, величине, цвету, функциональному признаку);
• Задавать ребенку вопросы, направленные на определение правой/левой руки/ноги самого себя, другого взрослого;
• Упражнение «Холодно-Горячо; Право-Лево». В комнате прячется какой-либо предмет (игрушка, шоколадка и т.п.), а затем, с помощью команд по типу «шаг направо, два шага вперед, три налево» ведет ребенка к цели, помогая ему словами «тепло», «горячо», «холодно».
Учить дифференцировать различные свойства и качества предметов (мяч – резиновый и круглый, шарф длинный мягкий и шерстяной и т.д.).
Б) Ознакомление с окружающим:
• Упражнение на группировку картинок – классификация;
• Формирование представлений о явлениях природы, изменениями погоды (завести дневник наблюдения за погодой – холодно/тепло/жарко, снег/дождь/солнце и т.д. – в котором погода изображается в виде рисунков-значков, заранее придуманных оговоренных совместно с ребенком);
• Ежедневное чтение книг ребенку/прослушивание аудиокниг (сказки, энциклопедии, рассказы).
6.Развитие речи.
В процессе игр и ежедневного взаимодействия с ребенком необходимо побуждать его речевую активность (высказывать в речи свои потребности и желания). Беседовать с ребенком о прошедшем дне.
• Учить с ребенком скороговорки, повторять их;
• Учить ребенка читать;
• Разучивать стихи, считалки;
• Пересказывание эпизодов сказок, рассказов;
• Составлять рассказ по сюжетной картинке;
• Выполнение ребенком инструкций, с употреблением предлогов «на», «в», «под», «за», «перед».
7.Формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности.
Развивать умение концентрировать внимание, его устойчивость. Расширять объем кратковременной зрительной памяти.
• Упражнение «Найди отличие». Ребенок рисует любую несложную картинку (котенка, домик и т.п.), передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
• Упражнение «Слушай внимательно». Ребенок ходит по комнате и выполняет действия по команде взрослого. По команде «Заяц!» - прыгает на двух ногах; «Гусь!» - идет в приседе; «Лошадь!» - выполняет галоп. Постепенно темп упражнения увеличивается. Необходимо следить за скоростью и правильностью выполнения команд.
• Упражнение «Конструирование фигур». Взрослый предлагает ребенку рассмотреть фигуру, сложенную из счетных палочек, а затем, самостоятельно выложить точно такую же по памяти. При затруднении – повторно предъявить образец.
• Упражнение «Найди сходство и различие». Ребенку предъявляют какую-либо сюжетную картинку, содержание которой ребенок должен детально изучить и потом воспроизвести в памяти. Затем предъявляют схожую картинку, в которой недостает каких-то деталей или, напротив, появляются лишние изображения. Эти отличия и должен уловить ребенок.
Формировать интерес к конструированию (конструктор «Лего», составление фигур из кубиков). Рисование, лепка, аппликация, совместные подделки с ребенком.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект открытого занятия педагога-психолога в детском саду для детей 5-7 лет
Конспект занятия по коррекции эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста
Страна эмоций. Конспект занятия - путешествия в старшей группе детского сада
Занятие педагога-психолога с элементами тренинга для педагогов ДОУ