Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развитие взглядов на интеллект

Интеллект и его структура
Введение
Развитие общих способностей человека предполагает развитие его познавательных процессов: памяти, восприятия, мышления, воображения. Совокупность познавательных процессов человека определяет его интеллект. Интеллект – способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблемы. Взгляды на его структуру и составляющие его части различны. Существует множество теории и моделей структуры интеллекта. Знания в этой области пополняются и по настоящий момент.
Проблема определения структуры интеллекта, входящих в него факторов и на сегодняшний день не утрачивает своей актуальности. Все большую популярность приобретают IQ-тесты - тесты для измерения уровня интеллекта. В настоящее время тестирование уровня интеллекта проводится при приеме детей в сады и школы, в процессе их обучения, а также, широко применяется при профориентации и профотборе.
Задачи, поставленные в данной работе:
1. Рассмотреть понятие интеллекта;
2. Изучить развитие взглядов на структуру интеллекта.

Подходы к пониманию интеллекта, его структуры. Развитие взглядов на проблему изучения интеллекта.
Существуют различные подходы к пониманию интеллекта, перечислим основные из них и кратко обозначим их содержание:
• Структурно-генетический подход (Ж. Пиаже)– интеллект рассматривается как некий способ поддержания гомеостаза (равновесия) между субъектом и средой, т.о. интеллект – как адаптационная способность.
• Когнитивистский подход (Р. Стернберг) – представители данного направления представляли интеллект как набор когнитивных операций, полагали, что интеллект не является свойством психики, а представляет собой некую систему познавательных процессов, обеспечивающих решение задач.
• Факторно – аналитический подход (Ч. Спирмен, Р. Кетелл, Л. Терстоун) – выделялись устойчивые факторы, на основании множества тестовых показателей, которые характеризуют интеллект.
• Дифференциальный подход – представители данного подхода говорили о вариабельности внутри одного вида – различия людей по типу и уровню интеллекта.

Теперь рассмотрим основные модели интеллекта, выдвинутые в рамках различных подходов, их разнообразие и развитие указывает на сложность и неоднородность такого понятия как «интеллект».

Ж.Пиаже, как представитель структурно-генетического подхода, рассматривал интеллект как высший универсальный способ уравновешивания субъекта со средой. Выделялось четыре типа взаимодействия субъекта и среды:
a) Формы низшего типа – образуются инстинктом и непосредственно вытекают из анатомо-физиологической структуры организма;
b) Целостные формы – образуются навыком и восприятием;
c) Целостные необратимые формы оперирования – образуются интуитивным мышлением;
d) Мобильные, обратимые формы – способны группироваться в различные сложные комплексы, образуются «операциональным» интеллектом.

Иерархическая модель Р. Стернберга – связь между интеллектом и ментальными процессами, личным опытом, адаптивным поведением. Выделялось три компонента интеллекта:
1) Метакомпоненты – процессы управления, которые регулируют конкретные процессы переработки информации:
• признание проблемы;
• осознание проблемы и выбор средств (процессов), необходимых(пригодных) для решения;
• выбор стратегии;
• выбор ментальной репрезентации;
• распределение умственных ресурсов;
• контроль за ходом решения;
• оценка эффективности решения.
2) Исполнительные компоненты – то, как решается задача. Наблюдается сходство с G-фактором Ч. Спирмена:
• кодирование;
• выявление отношений;
• приведение в соответствие;
• сравнение;
• обоснование.
3) Компоненты приобретения – самый низкий уровень иерархии. Позволяют существовать метакомпонентам: избирательное кодирование, комбинирование, сравнение.

Двухфакторная теория интеллекта Ч. Спирмена – выделялось 2 главных фактора в структуре интеллекта, которые в совокупности определяют успех любой деятельности:
• G-фактор (общий) – отвечает за основу успешности умственных действий. В равной степени наделены все люди. Влияет на успех выполнения любой деятельности, наиболее сильно – при решении сложных математических задач, задач на понятийное мышление, минимально задействован при сенсомоторных действиях;
• S-фактор – специфические способности для данной деятельности – данным фактором определяется индивидуальность.

Модель Р. Кетелло – выделял 2 фактора, в дальнейшем было показано, что данные факторы находятся в тесной взаимосвязи, т.е. сливаются в G-фактор:
o фактор текучего интеллекта – возможности НС быстро и точно перерабатывать информацию
o фактор связанного интеллекта - определяет уровень овладения культурой общества.

Факторно-аналитическая модель Л. Терстоуна. В основе – работы Ч.Спирмена и Р Кетелло. Л.Терстоун старался опровергнуть G-фактор, т.к. полагал, что одного фактора быть не может, а существует лишь их совокупность.
• пространственный фактор – способность оперирует пространственными объектами.
1) успешность и скорость восприятия пространственных отношений – узнавание плоских геометрических фигур;
2) мысленное манипулирование зрительными представлениями в трёхмерном пространстве.
• вербальный – способность оперировать смысловыми вербальными категориями (толкование пословиц, понимание текста, решение словесных аналогий).
• цифровой – операции с числовыми категориями, скорость и точность арифметических вычислений.
• перцептивный – скорость восприятия (быстрота и точность восприятия деталей), восприятие сходств и различий:
1) вербальный;
2) образный.
• память - операции мнемического характера.
• индуктивный – операции индуктивного характера (нахождение закономерностей, последовательностей). От частного к общему.
• Беглость речи – скорость продуцирования речи – нахождение рифмы, определить к какой категории относится слово.
Позже Л. Терстоун разработал мультифакторную модель интеллекта, согласно которой существует ряд относительно независимых умственных способностей. Однако исследования Г. Айзенка др. показали, что между ними существуют тесные связи и при обработке данных, полученных самим Л. Терстоуном, выделяется общий фактор (G-фактор). Таким образом, несмотря на создание отдельной, принципиально новой модели интеллекта, Л.Терстоуну так и не удалось опровергнуть наличие общего фактора в структуре интеллекта. Также и модель интеллекта Р Кетелло, содержащая два связанных между собой фактора, по сути также выделяет наличие общего – G-фактора в структуре интеллекта.

Концепция Г.Айзенка
Г. Айзенк интерпретирует "G-фактор" как скорость переработки информации центральной нервной системой. Г. Айзенк является представителем одномерного подхода к интеллекту, выделяет три типа концепций интеллекта:
• биологическую;
• психометрическую;
• социальную.
Эти концепции соответствуют трем структурным уровням интеллекта:
1. Биологический интеллект – связан со структурами головного мозга обеспечивающих осмысленное поведение, данный уровень интеллекта является фундаментальным для остальных;
2. Психометрический интеллект – определяется успешностью выполнения тестов IQ. Эта успешность зависит как от биологического интеллекта, так и от культурных факторов
3. Социальный интеллект – определяется успешностью адаптации в социуме.

Модель интеллекта Дж.Гилфорда
Модель Дж. Гилфорда – трехмерная модель интеллекта – факторы в этой модели независимы и каждый фактор образуется сочетанием трех измерений интеллекта:
o умственные операции
o особенности материала, используемого в тестах
o полученный интеллектуальный продукт.
Сочетание этих элементов дает 120 интеллектуальных факторов, часть из которых удалось идентифицировать в эмпирических исследованиях. Заслугой Дж. Гилфорда является выделение «социального интеллекта» как совокупности интеллектуальных способностей, определяющих успешность оценки, прогнозирования и другого поведения людей.
Сегодня, несмотря на попытки выделить все новые «элементарные интеллектуальные способности», большинство исследователей сходятся на том, что общий интеллект существует как универсальная психическая способность. По мнению Г. Айзенка, в его основе лежит генетически детерминированное свойство нервной системы, определяющее скорость и точность переработки информации. В связи с успехами в развитии кибернетики, теории систем, теории информации и др. наметилась тенденция понимать интеллект как познавательную деятельность любых сложных систем, способных к обучению, целенаправленной переработке информации и саморегулированию.
Результаты психогенетических исследований свидетельствуют о том, что доля генетически обусловленной дисперсии результатов выполнения интеллектуальных тестов колеблется от 0.5 до 0.8 и выше. Наибольшая генетическая обусловленность выявлена у вербального интеллекта.
В российской психологии XX в. исследования интеллекта развивались в нескольких направлениях: изучение психофизиологических задатков общих умственных способностей (Б. М. Теплое, В. Д. Небылицын, Э. А. Голубева, В. М. Русалов), эмоциональной и мотивационной регуляции интеллектуальной деятельности (О. К. Тихомиров), когнитивных стилей (М. А. Холодная) как «способности действовать в уме» (Я. А. Пономарев).

Заключение
История исследования интеллекта насчитывает много лет, и по сей день этот вопрос остается актуальным. Понятие интеллекта прочно укоренилось в современном мире. Измерение коэффициента интеллекта становится всё более частой процедурой во многих сферах нашей жизни, появляется множество новых тестов и их различных интерпретаций.
В данной работе были рассмотрены понятие интеллекта, а также развитие взглядов на его структуру.

Список использованной литературы
1. Анастази А. Психологическое тестирование. Т.1 - 2. М.: Педагогика, 1982
2. Гуревич К.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие. М., 1997.
3. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: «Академия», 2001.
4. Шевандрин Н.И. Основы психологической науки .Часть 1. М.: Владос, 2003.

Рекомендуем посмотреть:

Медитативное упражнение для педагогов Психологический опросник для социальной адаптации детей к тому или иному предмету Медитация. Рекомендации для педагога-психолога Проект кабинета педагога-психолога в детском саду

Похожие статьи:

Тренинг по работе взаимодействия с родителями

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе

Интеллектуальное развитие детей 5, 6, 7 лет

Индивидуальная программа воспитания, обучения и развития дошкольника 5-7 лет со смешанными специфическими расстройствами
Опубликовано: 1678 дней назад (15 сентября 2019)
Просмотров: 1728
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!